Алексей Вайткун,

В прямом эфире TUT.BY говорим о том, насколько важны различные рейтинги и присутствие в них Беларуси. На эту тему рассуждает Анатолий Акантинов, генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы".


 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео TUT >>>
 
Насколько важны рейтинги для имиджа страны?

В целом рейтинги очень важны, но к ним надо подходить очень осторожно, поскольку какие-то рейтинги для нас будут иметь большее значение, а какие-то – меньшее. Да за всем и не угонишься – у каждой страны свои подходы в вопросах управления, экономики.

Рейтинги – это стандартизованная система, разработанная на основании опыта других стран. Но это не означает, что заняв те или иные позиции в рейтинге, мы сможем себя комфортно чувствовать.

Рейтинги – это модно. Показатели, которые отражают рейтинги, дают достаточно емкую информацию о том или ином параметре. В большинстве случаев человеку бывает очень сложно проанализировать несколько графиков с цифрами или аналитических статей – намного проще посмотреть на одну цифру в рейтинге и принять соответствующее решение. Это же намного удобнее. Именно поэтому рейтинги как элемент восприятия являются достаточно удобным инструментом. Но здесь следует понимать, на основании каких данных они создаются. Например, Сингапур, который практически везде достаточно хорошо представлен. Но его никоим образом нельзя сравнивать с Беларусью, поскольку у каждой страны есть свои экономические и исторические условия. И я не стал бы следовать стандарту Сингапура.

Следует учитывать также и то, что рейтинги влияют на определенные целевые аудитории, которые принимают решения в отношении нашей страны.



До середины 2000 года Беларусь рейтингами особо не интересовалась. Интерес появился потом. С чем вы это связываете?

До этого момента Беларусь была самодостаточной, и мировое пространство ее не так сильно интересовало. Мы жили с запасами еще с Советского Союза, и у нас все было налажено. Но рано или поздно запасы заканчиваются, технологии устаревают, да и сам мир также меняется. В итоге мы столкнулись с необходимостью инвестирования и наращивания экспорта. Но в мире были уже другие правила игры, и многие банковские структуры, как и другие международные учреждения, достаточно серьезно начали обращать внимание именно на рейтинги. В результате Беларусь была вынуждена заняться этим вопросом, чтобы соответствовать международным стандартам. А сегодня наступил апогей всего того, что мы имеем.

Влияют ли рейтинги на поступающие в Беларусь инвестиции?

И да, и нет. Инвесторов надо сегментировать. Есть мелкие инвесторы, которым эти рейтинги не очень интересны, поскольку они используют другие параметры.

А крупные инвесторы, которые реализуют долгосрочные проекты, должны быть уверены в политике и стратегии государства. Поэтому для них важны более фундаментальные параметры рейтинга. И если мы хотим взять этих “слонов”, то следует понимать, что это работа не одного года. Я бы обратил внимание на инвесторов, которые менее заметны, но достаточно активны, потому что в этом случае параметры рейтинга не всегда работают.

В одном из интервью вы сказали, что к рейтингам необходимо относиться осторожно и осознанно. Почему?

Как и в любой исследовательской работе, в рейтингах есть много параметров, связанных с методологией, а также с аспектами, которые изучаются. И здесь мнение исследователей не всегда совпадает с мнением определенной целевой группы. В качестве примера можно привести Банк малого и среднего бизнеса, когда руководитель банка отметил, что в этом году он ни разу не столкнулся с элементами коррупции. Но по рейтингу Беларусь стоит на достаточно плохом месте. Кому в этом случае верить? Человеку, который реально живет и сталкивается с бизнесом в своей сфере, или рейтингу, за основу которого, возможно, были взяты другие параметры коррупции. Здесь надо быть осторожным.

Бывают ли позиции в рейтингах, которые абсолютно бесполезны со всех сторон?

Рейтинг – это бизнес, который создается для кого-то и под кого-то. Заказчиком может быть либо тот, кто заказывает этот рейтинг, либо тот, кто руководствуется им. Здесь все зависит от приоритетов. Если нас интересуют инвестиции, то нам будут интересны и соответствующие рейтинги. Мы должны определить важные для нас показатели, придерживаться их и ориентироваться на них. Другие параметры также могут входить сюда, но для нас они будут не так интересны.

Необходимо обращать внимание именно на те параметры, которые действительно нужны. А нужны они бывают с разной точки зрения – например, с точки зрения самооценки и четкого понимания того, насколько высоко мы должны подниматься в этих рейтингах. И нам будет достаточно этой позиции, поскольку дальше уже идут совершенно иные, не обязательные для нас принципы. Но с другой стороны, если мы хотим получить какие-то кредиты и банк предоставляет те или иные требования, то нам придется постараться их выполнить.

Рейтинги заставляют найти своего рода золотую середину между желаниями и возможностями самого государства и теми кредитными или другими учреждениями, которые также хотят иметь какую-то гарантию по отношению к себе. Именно здесь рейтинги работают достаточно эффективно.


Резюмируя наш разговор, правильно ли я понял, что к рейтингам надо относиться спокойно? 

Конечно, это не догма, и жизнь на них не заканчивается. Рейтинги являются одним из инструментов, который сегодня популярен и современен. Но если сегодня он простой, то завтра на смену институту рейтингов могут прийти совершенно иные аналитические инструменты, которые создаются уже сегодня. Это очень сложные методики, которые работают в режиме онлайн. При составлении стандартного рейтинга мы вынуждены ждать результаты.

Но уже существуют инструменты, которые позволяют снимать показатели здесь и сейчас, тут же их анализировать и выдавать готовые результаты. Взять хотя бы тот же метод пиплметрии, который используется при сборе данных о том, что и в какое время разные люди смотрят по телевизору. Это и есть пример простого инструмента, который работает. Подобные инструменты разрабатываются также и в других направлениях.

Жизнь покажет, куда мы выйдем, поэтому надо спокойно делать свое дело, но не забывать стремиться к каким-то стандартам, удобным для нас и наших партнеров или коллег. А задача рейтингов – оценивать эту ситуацию. Не стоит превращать это в культ.
 
TUT.BY – смотри, слушай, читай..

-10%
-50%
-30%
-10%
-50%
-30%
-10%