Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


До 70% туристических фирм Гродно будут вынуждены закрыться в результате повышения арендных ставок. Таковы единодушные прогнозы экспертов. Выиграют только те, кто работает на собственных площадях. Однако и для них падение конкурентов не станет избавлением от негативных тенденций, которые преследуют гродненский турбизнес в последние годы. Президентский указ N495 в конце октября приравнял туристические фирмы к игорным заведениям и определил для них повышающий коэффициент к арендной плате от 1,5 до 20.

"Крупные фирмы выдержат и этот удар, - полагает заместитель председателя городского координационного Совета по туризму Николай Братанюк. - Сразу уйдут те, кто занимается продажей ваучеров в Польшу и шоп-турами в Москву. Останется примерно пять фирм, которые работают в этом бизнесе пять лет и больше".

Пострадавшие

Сегодня в Гродно действуют 26 самостоятельных туристических фирм и 7 филиалов. Еще три года назад собственных турфирм было больше 50, филиалов - только два.

По словам Братанюка, рентабельность туристической деятельности в Гродно сейчас составляет около 3%. Основная проблема - отток клиентов. Количество платежеспособных туристов в Гродно уменьшается, а оставшиеся все чаще предпочитают пользоваться услугами российских фирм, с которыми белорусы не могут конкурировать по ценам.

Повышение арендной платы тут же отразится на стоимости услуг выживших фирм и катализирует отток клиентов. По словам и.о. директора фирмы "Грита" Татьяны Мельник, "для нас даже применение минимального коэффициента 1,5 означает закрытие туристической деятельности".

"Грита" работает в Гродно уже десять лет. В середине 90-х фирма организовала регулярный авиарейс из Гродно в Болгарию. Сегодня, по словам Мельник, тяжело собрать группу даже на дешевые автобусные туры в Прагу и Краков. Основная масса клиентов - школьники, для которых здесь организуются экскурсии по историческим местам Беларуси.

Детские экскурсии - самый массовый, хотя и не самый прибыльный вид деятельности и у фирмы "Интакс", которая тоже 10 лет работает на гродненском рынке. Если в 1997г. "Интакс" отправил в одну только Болгарию 400 человек, то за 10 месяцев нынешнего года в Крыму, Турции, Болгарии и санаториях Беларуси через "Интакс" отдохнули лишь 240 граждан. По словам заместителя гендиректора фирмы Сергея Пискуна, этой осенью туристическая деятельность принесла "Интаксу" только убытки. "Я не знаю, что буду делать после повышения арендной платы, - говорит Пискун. - Если учесть, что мы оплачиваем в т.ч. и квадратные метры общих площадей, то уже сейчас, можно сказать, к нам применяется коэффициент 1,5".

Сегодня гродненские турфирмы не занимаются только туризмом. Как правило, у каждой есть дополнительная деятельность, которая фактически становится основной. Так, фирма "Грита" - один из крупнейших в городе операторов радиотакси, "Интакс" осуществляет рейсовые автобусные перевозки по странам Европы.

Выигравшие

Развал частного турбизнеса грозит потерей рабочих мест примерно для 500 человек. Однако такому же количеству работников гродненского предприятия "Беларустурист" системы Федерации профсоюзов указ президента на руку.

"Беларустурист" - самый крупный туроператор еще с советских времен. Тогда предприятие занималось организацией въездного туризма. В начале 90-х, когда въездной туризм оказался в кризисе, "Беларустурист" перехватил нишу "Интуриста" - начал отправлять гродненцев за рубеж, работать как турагент. Гродненское предприятие располагает гостиницей, рестораном, санаторием и шестью туристическими бюро по области.

"Мы выиграем от этого указа, нас он не коснется, потому что мы размещаемся на собственных площадях", - уверенно заявляет гендиректор гродненского предприятия "Беларустурист" Тадеуш Попко.

Однако снижение числа клиентов коснулось и это предприятие. Если за 9 месяцев прошлого года оно отправило на отдых по Беларуси и за рубеж 6,3 тыс. гродненцев, то за тот же период нынешнего года - уже 4,3 тыс. Попко предполагает, что после повышения цен на услуги частников их клиенты перейдут к "Беларустуристу".

Случайно или намеренно, но указ N495 появился практически сразу после публичных высказываний председателя ФПБ Леонида Козика о том, что в стране должен остаться только один туроператор - ФПБ. Из уст Козика прозвучали также требования передать в руки профсоюзов выдачу лицензий на туристическую деятельность.

Результат

Согласно республиканской программе развития отрасли, принятой в 2000г., приоритетным для государства является въездной туризм. Однако монополизация не решит эту проблему. Даже при наилучшем для "Беларустуриста" развитии ситуации он не сможет создать необходимую инфраструктуру.

"Не поможет этот указ развитию туризма. Только конкуренция способствует повышению качества услуг, - говорит Попко. - Оценки я давать не буду: там, в правительстве, мудрые люди сидят, чем они руководствовались, я не знаю. Что мы можем предложить иностранцам? Ну, приедет, сутки поспит, сводим в собор, в костел, познакомим с национальной кухней - и все! При этом визовый режим и переход границы у нас очень неудобный. На переходе автобусам с детьми приходится ждать сутками. Если не делать первоначальных льгот и преференций, если не вкладывать средства в инфраструктуру туризма, государство в конечном счете потеряет. Никто сейчас не занимается развитием этой индустрии. Государство не занимается, у нас средств нет..."

По словам Братанюка, раздел клиентского рынка между различными турагентствами в Гродно уже произошел. Как правило, каждая фирма обладает собственной базой более или менее постоянных клиентов, которую постарается сохранить. Неизбежный отток клиентов теперь будет идти не столько в направлении профсоюзных структур, сколько за рубеж - к российским и польским фирмам, цены которых существенно ниже тех, которые может предложить даже "Беларустурист".