Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Хотя после президентских выборов минуло немногим больше года и следующие состоятся только в 2006-м, в Беларуси, по большому счету, началась новая президентская кампания. Особенность ее в том, что пройдет она в два этапа, и первый уже на носу.

Ситуация напоминает шахматы. Точнее, шахматную задачу. Белорусские власти составили ее таким образом: мат в два хода, президент начинает и выигрывает.

Народ о таком развитии событий начал догадываться еще тогда, когда первый белорусский президент пообещал, что он пришел всерьез и надолго, но от всех сомнений и надежд публика избавилась лишь недавно, когда Александр Лукашенко шутя заявил, что обязательно будет баллотироваться в президенты в третий раз. А это значит, что до упомянутого первого этапа новой президентской кампании рукой подать. Конституция не предусматривает, что кто-то может быть президентом Беларуси более двух сроков. Но это в теперешнем ее виде, что можно элегантно исправить посредством референдума.

Публичной инициативы по этому поводу стоит ожидать уже в 2003 году. Продвигать ее может сам президент, парламент, хотя, скорее всего, власти постараются обставить всё как чаяния широких масс. Сам референдум может состояться в 2004 году.

Что делать тем, кто против, чтобы Александр Лукашенко не только не был президентом в третий раз, но даже не мог баллотироваться на следующих выборах? А таких людей, как свидетельствуют социологические опросы, немало.

Между тем оппозиция уже подумывает о праймериз перед президентскими выборами 2006 года, чтобы найти и выдвинуть на них против А.Лукашенко достойного и конкурентоспособного кандидата.

Возникает вопрос, будет ли белорусская оппозиция пытаться каким-то образом предотвратить грядущий референдум? Или участвовать в плебисците, включив в его повестку какие-то альтернативные вопросы в противовес президентскому? Имеет ли вообще все это смысл? Например, через парламент или через сбор 150 тысяч подписей граждан на референдум по изменению Конституции вынести вопрос о расширении функций парламента и, следовательно, об ограничении президентских полномочий?

Кстати, оппозиция уже имеет печальный опыт участия в референдумах, которые инициировала власть. На референдум 1996 года выносились вопросы о поддержке проекта изменений Конституции со стороны президента и парламента. Итоги этого всенародного голосования аукаются до сих пор.

Как считает лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, "провести что-то через парламент в его нынешнем составе вряд ли возможно. Другое дело, если бы на улицах Минска произошла "бархатная революция". Тогда 90% депутатов Палаты представителей было бы с народом, а не с Лукашенко".

Депутат Иван Пашкевич, в свою очередь, считает: не исключено, что парламентом будут сделаны попытки вынести на референдум вопрос о расширении полномочий депутатского корпуса. Однако он полагает, что парламентарии имеют возможность сделать это и без референдума. Имеется в виду законопроект "О Национальном собрании". Депутаты хотят, чтобы у них были свои бухгалтерия и Центр законопроектной деятельности. Сейчас и финансирование парламента, и подача сюда на рассмотрение законопроектов осуществляется из президентской администрации. Естественно, что президент депутатскими поправками недоволен: мол, нечего заниматься переделом власти, Конституция — не дышло. Но при этом пахнет перспективой его третьего президентского срока. Что позволено Юпитеру… Иван Пашкевич считает, что для преодоления президентского вето на данный законопроект необходимое количество депутатских голосов вполне может набраться.

Но вернемся к референдуму. По мнению Анатолия Лебедько, гипотетически на нем можно было бы рассмотреть вопрос о разделении властей, то есть, вернуть парламенту полномочия, которые у него были раньше, и передать часть полномочий от президента правительству. Но лидер ОГП считает, что участвовать в каких-либо плебисцитах сейчас, даже если в их повестку удастся включить какие-то не нравящиеся власти вопросы, нельзя: "Мы не имеем возможности участвовать в подсчете голосов, пока не дают 30% мест в избирательных комиссиях, не имеем доступа к электронным СМИ, чтобы на равных дискутировать с властью".

Вывод: "участвовать в референдуме — значит подыгрывать власти". Похоже, матч-реванш переносится на 2006 год.

Кирилл ПОЗНЯК