Ольга Корелина,

В загадочное имение графа Владимира Пазуркевича прибывает Николай Казанцев – молодой человек, намеревающийся учиться изобразительному искусству в Италии, однако, не имея средств, рискнувший пойти на авантюру. Представившись профессором, Казанцев делает вид, что изучает обширную библиотеку графа, параллельно приударяя за невестой Пазуркевича красавицей Анной. Но странные события, происходящие в имении, втягивают гостя в водоворот мистической и жуткой истории…

Это аннотация к мистическому триллеру "Масакра". Команда проекта "100 дорог" побывала во дворце, где снимали первый белорусский "бульба-хоррор".

Дворец в конусе

Приехав в город Желудок Гродненской области, мы попали, что называется, с корабля на бал. На площади проходило закрытие республиканского скульптурного пленэра. На сцене выступали желудокские эстрадные коллективы, а дети толпились возле каменных скульптур, изображавших различных животных, реальных и вымышленных. Возникло предположение, что жители Желудка не в курсе, какие события еще недавно происходили на окраине их городка.







А происходила там съемка первого белорусского ужастика "Масакра". С польского языка это слово переводится как "кровопролитие, убийство". Никому не известное слово "масакра" в названии звучит гораздо загадочнее, чем, к примеру, "Резня бензопилой в Техасе". Хотя смысл у них, в принципе, один и тот же.

Место для съемок фильма режиссер Андрей Кудиненко подобрал не менее интересное, чем название для него. В поисках подходящей площадки съемочная группа объездила всю Беларусь и в конце концов остановилась во дворце Четвертинских, который находится на окраине Желудка.







В начале XX века князья Святополк-Четвертинские получили эту землю в подарок. Старый дом княжеской семьи был слишком мал для приема гостей, поэтому Владимир Четвертинский решил "улучшить жилищные условия". В 1907 году итальянский архитектор Маркони начал здесь строительство двухэтажного дворца в стиле модерн. Не рискуя сильно ошибиться, можно предположить, что князья покинули имение не позднее 1920-х годов. В 1960-е здание принадлежало одной из частей войск ПВО СССР. Судя по дыркам для кинопроектора в стене и лепным пятиконечным звездам на потолке, оно использовалось в качестве офицерского клуба.











Как сообщил председатель Желудокского сельсовета Геннадий Иванович Цывинский, здание уже более 20 лет принадлежит РУПП "Конус". Организация с радостью отдала бы его даже бесплатно, если бы нашелся человек, желающий вложить деньги в реконструкцию. Несколько лет назад в Желудок приезжала Изабелла Четвертинская, родственница последнего хозяина дворца, прожившая там несколько лет. Она предлагала привлечь иностранные инвестиции, помочь отреставрировать родовое гнездо и разместить в нем реабилитационный центр. Снова не сложилось. Геннадий Цывинский сообщил, что не так давно было внесено предложение взять дворец на баланс исполкома, но чиновники его отклонили. Хотя, если бы нашелся человек, заинтересованный в реконструкции здания, в помощи ему бы никто не отказал.

Трагикомичная ситуация. Все искренне хотят помочь, да вот незадача: помогать-то некому. А результат стандартный – имение Четвертинских ветшает.

Территория дворца выглядит заброшенной: похоже, представители предприятия здесь давно не появлялись. О том, что про замок еще не забыли, напоминают бетонный забор, железные ворота и сторож.





Если дворец и нужно от кого-то охранять, то только от местных подростков. Самое ценное, что есть внутри, – это массивные деревянные двери и лестница, оставшиеся, видимо, еще с начала XX века. Дворец находится в относительно хорошем состоянии, но еще несколько лет – и время сделает свое дело. На стенах уже разрослась плесень, в кирпичной кладке появились трещины, а колонны у входа осыпались.

Перед съемками фильма "Масакра" масштабной реконструкции здания не проводилось. Дворец наскоро "подлатали". Застеклили окна, в некоторых комнатах настелили полы, починили лестницу: ступеньки проваливались.

То, что здесь происходили съемки хоррора, видно сразу: стены перекрашены в черный цвет, на чердаке осталась бутафорская мебель и гипсовые декорации, на фасаде здания – пятна, "загримированные" под следы пожара. Для тех, кто не следит за последними новостями белорусского кинематографа, съемочная группа "учтиво" оставила поясняющие надписи.

А теперь немного математики. Как нам сообщил художник-постановщик фильма "Масакра" Андрей Клинов, бюджет картины составляет около одного миллиона долларов. По некоторым подсчетам, на реконструкцию дворца нужно примерно девятьсот тысяч долларов. Вывод: первый белорусский хоррор стоит больше, чем вековой белорусский дворец. Кинолента дороже замка. Денег на реставрацию памятника архитектуры нет, зато на съемки фильма есть. Кто-нибудь еще считает, что это по меньшей мере странно?

Трехсотлетняя поликлиника

Дятловский дворец Радзивиллов расположен на территории Центральной районной больницы, в двух шагах от главного корпуса. Вряд ли кто-то из приезжих подумал бы, что это историко-культурная ценность, если бы не заметил табличку. Дворец, очень небольшой по размеру, издали похож на обычный жилой дом, построенный в начале XX века.









Жители города и сами не знают, что это дворец. По крайней мере, те, у кого мы пытались спросить дорогу. Наверное, упрекать их в этом нельзя. Здание было переоборудовано в стоматологическую поликлинику более 70 лет назад, в 1938 году. Совсем недавно ее закрыли, а все службы вывезли в другое место. В администрации больницы нам сказали, что здание планируется передать на баланс отдела культуры райисполкома.

Входная дверь была открыта. Если бы вы зашли внутрь, надеясь найти там следы пребывания Радзивиллов, вы бы разочаровались. Ничто не говорит о том, что здесь когда-то жил богатейший род страны. Низкие дверные проемы, кафельная плитка на стенах, даже несколько старых бормашин, оставшихся со "стоматологических" времен. В уме сразу ожили детские страхи, связанные с зубными врачами.





Начальник отдела культуры Дятловского райисполкома Василий Васильевич Шитько сообщил, что во дворце планируется разместить историко-краеведческий музей. И хотя районная больница еще не передала здание официально, организация "Гродногражданпроект" уже ведет проектные работы. На них потрачено 100 млн рублей из общей суммы в 353 млн, выделенной на реконструкцию.







Сейчас музей находится в другом здании. Но экспонатам стало в нем слишком "тесно". Здание небольшое по площади, и это не позволяет показать всю экспозицию. Когда в музее проходят выставки, некоторые залы приходится закрывать. А отказать нельзя: выставки – основной источник доходов музея. Во дворце места гораздо больше, там поместятся все экспонаты, даже те, которые сейчас лежат в запасниках. В нескольких комнатах планируется воссоздать интерьер XVIII века. А подвальные помещения будут переоборудованы под реставрационно-художественные мастерские.

И хотя работы еще толком и не начались, окончание их Василий Шитько планирует на 2012 год. В первую очередь нужно отремонтировать фасад и привести в порядок подвал дворца, где разместятся фонды хранения. А еще специально для туристов в дворце-музее откроется кафе, где будут подавать блюда национальной белорусской кухни.

Потомки Сапегов

Память о Радзивиллах в Дятлово соседствует с памятью о Сапегах. Один из представителей этого рода канцлер Лев Сапега построил в городе костел Успения Богородицы, который является памятником архитектуры барокко. Храм стоит уже около четырехсот лет. Тот вид, который он имеет сейчас, костел приобрел после пожара в 1743 году. Тогда он полностью выгорел снаружи и внутри и был перестроен.







Сейчас храм закрыт на реставрацию. Работы ведет частная организация, которая, видимо, не отнеслась к заданию серьезно. Современные стройматериалы не всегда совместимы с теми материалами, которые использовались несколько веков назад. Об этом строители не подумали. Храм начал разрушаться. Кроме того, не был сбит до конца старый слой штукатурки. Соответственно, он начал трескаться и осыпаться, а вместе с ним и новый. Все придется переделывать заново, да и то только после того, как найдутся деньги. Сейчас их нет. Раньше финансирование шло за счет средств Гродненской парафии. Вклад местной администрации был минимальным – строительные леса, установленные вокруг костела.











Впрочем, Дятлово обязан Сапегам не только костелом. Когда-то они построили в городе роскошный дворец, и именно на его месте позже Радзивиллы начали возводить свое имение.

Совершенно случайно мы встретили супругу одного из потенциальных наследников рода Сапегов. Ее зовут Татьяна Васильевна Губко. Она рассказала нам историю любви, которая дала начало ее фамилии. Фамилия эта связана со знаменитым дворянским родом через пять или шесть поколений.

Однажды Сапега поехал на охоту в Ходивляны и влюбился в крестьянскую девушку по фамилии Губко (имя ее неизвестно). И пригласил ее к себе в имение. Спустя некоторое время у нее родился сын. Спустя несколько лет Сапега дал девушке вольную и наделил 25 гектарами земли. Князь до конца жизни навещал сына, который и стал родоначальником рода Губко.

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype smotritutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": "Санта Барбара": через "Нафтан" в музей

"100 дорог": Период полураспада – 20 лет

"100 дорог": Почему в кабинете директора "ЮНИМИЛК Пружаны" висят портреты трех президентов?

"100 дорог": Нефильтрованная история

Генеральный партнер проекта


3G life:) - Ощутите самую высокую скорость мобильного Интернета в Беларуси вместе с 3G life:)! Вы можете в режиме онлайн смотреть видео, слушать интернет-радио в высоком качестве, загружать ваши любимые mp3-композиции, видеоклипы и фильмы с самым быстрым мобильным доступом к сети Интернет в Беларуси. Подробности на сайте www.life.com.by.

Технический партнер проекта


 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

-50%
-20%
-10%
-21%
-58%
-20%
-24%
-50%
-20%
-40%
-10%