108 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. «Танцуем, а мое лицо прямо напротив ее груди». История семьи, где жена выше мужа (намного!)
  2. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!». Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  3. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  4. «Прошло минут 30, и началось маски-шоу». Задержанные на студенческом мероприятии о том, как это было
  5. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  6. «Если вернуться, я бы ее не отговаривал от «Весны». Разговор с мужем волонтера Рабковой. Ей грозит 12 лет тюрьмы
  7. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  8. Что критики пишут о фильме про белорусский протест, показанном на кинофестивале в Берлине?
  9. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  10. Синоптики объявили желтый уровень опасности на 9 марта
  11. Я живу в Абрамово. Как неперспективная пущанская деревня на пару жителей стала «модной» — и передумала умирать
  12. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  13. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  14. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  15. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  16. Акции в честь 8 Марта и заседание МОК по Беларуси. Онлайн дня
  17. «Хлеба купить не могу». Работники колхоза говорят, что они еще не получили зарплату за декабрь
  18. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  19. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  20. «Белорусы готовы работать с рассвета до заката». Айтишницы — о работе и гендерных вопросах
  21. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  22. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  23. Суды над студентами и «Я — политзаключенная». Что происходило в Беларуси и за ее пределами 7 марта
  24. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  25. На 1000 мужчин приходится 1163 женщины. Что о белорусках рассказали в Белстате
  26. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  27. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  28. Россия анонсировала в марте совместные с Беларусью учения. В том числе — под Осиповичами
  29. Минздрав опубликовал свежую статистику по коронавирусу: снова 9 умерших
  30. Еще 68,9 млн долларов. Минфин в феврале продолжил наращивать внутренний валютный долг


Андрей Коровайко,

Как срабатывают диспетчеры неотложки при поступлении обращений на номер 103? Какие вызовы считаются экстренными, срочными или неотложными, а в каких случаях можно дать консультацию прямо по телефону, не направляя дежурную бригаду? Много ли было вызовов скорой помощи в летнюю жару?

Об этом и другом в эфире TUT.BY рассказал заместитель главного врача по организационно-методической работе УЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" Андрей Ильин.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео TUT >>>

Как работают диспетчеры при поступлении обращения на номер "103"? Как диспетчер определяет – нужно срочно отправить скорую помощь или можно дать разъяснение по телефону?

При поступлении вызова диспетчер производит опрос звонившего – по поводу чего обращается человек в службу скорой медицинской помощи. У диспетчеров существует определенный алгоритм опроса, по которому они обязаны опросить звонящего. Согласно этому опросу и решается – нужно направлять бригаду скорой помощи или можно просто дать человеку необходимую консультацию по телефону. Не секрет, что в нашу службу обращаются не только за тем, чтобы приехала бригада скорой медицинской помощи, но и просто за консультацией, например, в случае возникновения острой зубной боли.

Если у диспетчера есть какие-то сомнения, в оперативном отделе станции скорой медицинской помощи есть врач – руководитель смен или, как мы его обычно называем, старший врач. В случае возникновения вопросов, которые диспетчер не в состоянии разрешить самостоятельно, разговор переключается на старшего врача, который, в свою очередь, принимает уже окончательное решение.

Если же там решается вопрос о том, насколько срочно надо направить бригаду, то по срочности у нас разделяются три категории вызова. Первая – экстренные вызовы, на которые диспетчер обязан в течение четырех минут отправить бригаду скорой медпомощи: утопление – человек не дышит, посинел, умирает.

Бригада должна прибыть в течение четырех минут?

Нет, диспетчер обязан в течение четырех минут найти свободную бригаду и отправить ее на вызов. Потому что на население Минска, которое по нашим статистическим данным составляет 1 854 500 человек, у нас приходится 148 медицинских бригад скорой медицинской помощи. Много это или мало – понятие относительное. Вроде бы их и много, но с учетом того, что население Минска также довольно значительно, то вроде как уже и не так много. Однако социальный стандарт, утвержденный Советом министров, мы выдерживаем – одна бригада скорой медицинской помощи на 12 500 тысяч населения. Это что касается Минска. Если брать регионы, то там стандарт немного больше – одна бригада на 12 000 населения, с учетом того, что там население не так компактно заселено, как в Минске – те же сельские населенные пункты, которые расселены на дальнем расстоянии. И поэтому количество бригад там немного больше.

Вторая категория – это срочный вызов, на который диспетчер должен направить бригаду в течение 15 минут. И третий – когда диспетчеру дается время до одного часа. К указанному времени надо добавить еще 15 минут доезда. Это норматив доезда по Минску – непосредственно от подстанции скорой медицинской помощи до пациента.

В случаях обращения, когда можно дать консультацию, диспетчер консультирует. В случаях, когда диспетчер не может проконсультировать, то, как я уже говорил, у нас есть врач – руководитель смен, а в дневное время работает врач-консультант, у которого имеется отдельный телефон. В этом случае диспетчер вправе либо переключить пациента на врача-консультанта, либо порекомендовать пациенту позвонить по такому-то номеру. Врач-консультант также может дать консультацию без выезда бригады по поводу оказания той или иной медицинской помощи или посоветовать, куда можно обратиться. Если в процессе разговора врач-консультант выясняет, что пациенту помощь все-таки нужна, то в этом случае вызов переводится на диспетчера, записывается и направляется бригада скорой медицинской помощи.

По каким случаям бригада отправляется на вызов через час?

Это температура, боли в животе, боли в сердце, не экстренная перевозка пациента из поликлиники в стационар.

Есть две категории вызова при болях в сердце: когда у человека заболело сердце, но до этого таких болей не было, и на момент опроса состояние пациента не вызывает опасений. В таком случае бригада направляется в течение часа.

А есть категория – сердечный приступ. Сюда относятся пациенты, страдающие хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, у которых может случиться острое развитие состояния. В этом случае бригада отправляется в течение 15 минут.

Какие вызовы поступают чаще всего?

63-64% вызовов, которые к нам поступают, – это неотложные вызовы, то есть те, на которые мы должны направить бригады в течение часа.

Чаще приходится выезжать и оказывать медицинскую помощь на месте или отвозить в больницу?

Процент доставки в стационар вызовов, поступающих на станцию скорой медицинской помощи, составляет около 30%. В остальных 70% случаев помощь оказывается на месте.

Насколько близко расположены станции скорой медицинской помощи к каждому жителю? Сколько подстанций существует на сегодняшний момент в Минске?

В настоящее время существует девять подстанций скорой медицинской помощи, которые размещены практически во всех районах города – для обеспечения 15-минутной доступности. Но в связи с тем, что город продолжает расти, сейчас решается вопрос о строительстве новой подстанции в микрорайоне Уручье и строительстве типовых подстанций для увеличения количества бригад, которые могут там находиться, потому что часть подстанций располагается либо в поликлиниках, либо в каких-то других учреждениях здравоохранения.

Куда сложнее всего добираться скорой помощи в Минске?

У нас есть районы обслуживания, которые располагаются за кольцевой Минска, но которые между тем относятся к Минску. Возьмем Фрунзенское направление – деревню Дегтяревка. Туда мы в любом случае не сможем доехать за 15 минут, так как она находится за кольцевой. Если же брать противоположное направление, то это – микрорайон Сокол, автозавод. В Уручье мы также не укладываемся добраться за 15 минут.

Поступают ли на диспетчерский пульт скорой медицинской помощи ложные вызовы? Что вообще может считаться ложным вызовом?

К сожалению, такие вызовы имеются. За прошлый год их было 15. За этот год – 7. Что считается ложным вызовом? Это – предоставление заведомо ложной информации о том, что человек нуждается в медицинской помощи. Это не тот случай, когда человек идет по улице и видит, что кто-то лежит и говорит, что ему плохо и просит вызвать скорую помощь. Здесь очевидно, что человек нуждается в оказании помощи.

К заведомо ложной информации можно отнести такой пример, как родственники, которые не построили между собой отношения и решили досадить друг другу. Вызов к животным также считается ложным. Это единичные вызовы, но с периодичностью раз-два в год такое случается.

Как это – вызов к животным? Говорят, что человеку плохо, а на самом деле хотят, чтобы оказали помощь животному?

Например, вызов: девочка повредила конечность. Приезжает бригада и оказывается, что девочка – это здоровенная собака, которая повредила лапу.

Диспетчер не всегда может проводить опрос, потому что люди, которые звонят, находятся в очень сильном эмоциональном состоянии, и в таких целях, чтобы не затягивать вызов, мы направляем бригаду на вызов побыстрее. Ну, а когда бригада приезжает, то выясняется, что помощь на самом деле нужна была не человеку.

Такие вызовы влекут за собой административное наказание. Мы собираем информацию, на основании которой составляется административный протокол о правонарушении, затем мы передаем дело в суд. Согласно Административному кодексу, штраф за ложный вызов составляет от 4 до 15 базовых величин.

Если взять общее количество выездов, которые станция делает за год, а это около 600 000 только по Минску, то ложных было 15 случаев, которые произошли в прошлом году. Это незначительно.

Но здесь, наверное, не считаются случаи вызовов, связанных с ложным минированием. На них вы тоже выезжаете?

Обязательно выезжаем. Или если какая-то подстанция скорой помощи находится рядом, то одна бригада переходит в режим ожидания, не выезжает ни на какой другой вызов, а просто ждет. Но чаще всего мы выезжаем.

Но в том случае, когда бригада выезжает, потом вы предъявляете звонившему иск о возмещении потраченных средств?

Мы предъявляем только тем, кто обращается за медицинской помощью. Здесь же ситуация получается непонятной – понадобится там оказание медицинской помощи или не понадобится. Хотя в будущем этот момент надо как-то продумать. В последнее время ситуация в этом плане ухудшилась. Самые "любимые" места для минирования – железнодорожный вокзал и школы.

Как отразилась летняя жара на количестве вызовов? Заголовки всех изданий просто пестрили тем, что у нас просто какая-то небывалая жара. Как это отразилось на здоровье минчан?

Это была очень популярная тема. В этом году погода показала себя с очень неожиданной стороны своими высокими температурами. Но по анализу статистики, составленной мной по Минску, количество вызовов увеличилось незначительно, всего на 3%. Это незначительный рост. Но изменилась структура вызовов, которые выполнялись бригадами скорой медицинской помощи. В период за июнь-июль уменьшилось, как ни странно, количество вызовов к больным кардиологического профиля, так как данная группа считается очень чувствительной к повышению температуры. Уменьшилось и количество вызовов в связи с повышением давления, потому что на фоне высокой температуры у человека расширяются сосуды. А если человек еще страдает артериальной гипертензией и принимает какие-то препараты, понижающие давление, то такое совместное действие приводило к тому, что у людей развивалось, наоборот, гипотоническое состояние, сопровождающееся понижением артериального давления. Увеличилось, как всегда в летние месяцы, и количество инфекционных заболеваний. В основном это были острые кишечные инфекции, связанные с несоблюдением правил хранения продуктов, приготовления пищи, несоблюдения личной гигиены. Увеличилось количество заболеваний органов дыхания – ОРВИ, ангина.

Связано это было с тем, что люди по-разному пытались охладиться – кто-то изнутри, а кто-то снаружи. В результате этого организм переступал предел своих возможностей, которые он имел, что и приводило к росту таких проблем, причем вполне значительным – около 20 % роста.
Незначительно увеличилось количество травм, которые можно связать с тем, что при такой жаре ухудшается реакция человека на какие-то внешние раздражители – я имею в виду простые травмы, которые случаются в быту, на улице. На фоне жары у многих в буквальном смысле заплетаются ноги. Возникает состояние "одурения", и человек не замечает, например, ту же яму на дороге и в итоге получает травму.

Естественно, по сравнению с прошлым годом увеличилось в 2-2,5 раза количество утоплений. Потому что в этом году люди купались все и везде, в том числе и там, где купаться было запрещено. Люди пытались таким образом спастись от жары. Также здесь есть такая тенденция, что больше половины из этих утоплений были совершены в состоянии алкогольного опьянения. Получается, люди вдвойне не оценивали состояние своих возможностей и лезли в воду.

Количество солнечных ожогов в этом году, на удивление, не больше прошлогоднего. Видимо, люди прятались от солнца или пользовались средствами защиты и уже не лезли под солнце в открытую. Количество тепловых ударов выросло примерное в 1,5 раза. Если на улице была температура больше 30 градусов Цельсия, то в помещении было еще больше, если там отсутствовали кондиционеры или вентиляторы.

В связи с резким похолоданием именно в самые первые дни, когда только-только похолодало и люди были еще раздетые, количество вызовов увеличилось?

Общее количество у нас сегодня в пределах около 1 500 – 1650 за сутки. Особенно не увеличилось. Но увеличилось количество острых респираторных заболеваний. Как показывает практика, при таких резких перепадах температур скорую помощь чаще начинают вызывать люди, страдающие гипертонией, которые наиболее чувствительны к перепадам давления – у них повышается давление, начинается гипертонический криз. В этой категории количество вызовов увеличилось.

Если скорую помощь вызывает человек, которому не требуется никакой помощи на дому, а которому нужно просто доехать до ближайшей больницы. Если он сам в состоянии добраться туда, вы обязаны направить скорую, чтобы его туда отвезти? Или он должен сам добираться?

Если брать конкретно по Минску, то существует приказ Комитета по здравоохранению по поводу организации перевозок пациентов из поликлиники или из дома, когда врач приходит на дом и выписывает направление в стационар. В этом направлении врачами амбулаторно-поликлинической организации должна быть произведена отметка о том, что человек нуждается в транспортировке бригадой скорой медицинской помощью. И такой вызов должен осуществить непосредственно медработник того учреждения, от которого и было написано направление. Это может сделать та же медсестра, если врач занят в поликлинике. То есть вызовы такого плана мы принимаем от медработников и только в таком случае мы перевозим пациента в стационар.

Допустим, сломал человек руку. Ходить он может. В этом случае вы должны приехать и отвезти его в стационар или оказать первую помощь?

Если взять именно эту конкретную ситуацию, то в таком случае, естественно, вызывается бригада скорой медицинской помощи, накладывается шина, производится обезболивание и такого пациента мы доставляем в стационар. Но здесь есть два момента. Если человек не пожилой, не имеет хронических заболеваний и травма руки не тяжелая, то такого пациента мы доставляем в травмпункт, который обычно располагается при поликлинике. Если же человек пожилой, имеет какие-то хронические патологии, и, допустим, травма идет уже со смещением, то в таком случае мы оказываем ту же самую помощь, что и при первом случае, но мы доставляем этого пациента уже в стационар.

Если же человек сломал палец, он может обратиться в поликлинику по месту жительства, где есть свой травматолог, и там будет оказана практически та же помощь.

Но это только в том случае, если это не выходной день и не ночь…

Да. Но в Минске есть два травмпункта, которые работают круглосуточно. Они делят Минск как бы пополам. Один травмпункт находится на базе поликлиники № 19, в районе Уручья, возле Национальной библиотеки. И второй травмпункт – на базе поликлиники № 2 Фрунзенского района. Туда за помощью можно обратиться в любое время.

Грядут праздники. Чуть больше, чем через неделю – День города. Как будете работать в этот день?

В День города мы будем работать в усиленном режиме. Будет привлечен весь административный ресурс, который у нас имеется. Также будут выделены бригады скорой медицинской помощи, которые будут находиться непосредственно в местах проведения праздничных мероприятий. Уже получен план Мингорисполкома о проведении празднования основных мероприятий на 11 и 12 сентября. Медицинской помощью будут обеспечены все.
-20%
-30%
-10%
-50%
-25%
-20%
-50%
-50%
-27%
-23%
-12%