1. Итоги ажиотажа: за два месяца техосмотр прошло столько машин, сколько раньше за полгода
  2. Перенес жуткое сотрясение, но вернулся и выиграл два Кубка Стэнли. Хоккеист, которым восхищается весь мир
  3. Беларусбанк начал выдавать потребительские кредиты. Какую сумму дадут при зарплате в 1000 рублей
  4. Инициатива BYPOL выложила напутственную речь якобы экс-главы МВД по случаю его ухода с должности
  5. Служит в армии и копит на дом в деревне. В женском биатлоне — новая звезда (и она невероятно милая)
  6. «Мы с вами не допустили гражданского раскола». Лукашенко и Кубраков поздравили милиционеров
  7. Эксперт рассказал, как правильно посеять семена и что делать, чтобы они взошли
  8. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта
  9. Медики написали открытое письмо главе профсоюза: «Мог ли врач промолчать и позволить опорочить имя убитого?»
  10. Год с коронавирусом. В какие страны сейчас могут слетать белорусы и что для этого нужно
  11. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  12. «За полтора месяца мое душевное рвение ушло в минус». Минчанка продала квартиру и купила синагогу
  13. Как перекладывают «по карманам» долги госсектора и чем это чревато
  14. Уволился декан ФМО БГУ Виктор Шадурский. Он возглавлял факультет больше 12 лет
  15. Все магазины Bigzz и «Копилка» не работают. Компания ушла в ликвидацию
  16. На продукты рванули цены. Где сейчас выгоднее закупаться — на рынках, в гипермаркетах, дискаунтерах?
  17. Носкевич: Уголовное дело Тихановского до конца месяца будет передано прокурору для направления в суд
  18. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  19. Ловите весну. Как выглядит Минск в первые дни марта
  20. «Утром ломились в подъезд». Что известно о массовых задержаниях блогеров и админов телеграм-чатов в Минске
  21. Нет ни документов, ни авто. В правительстве объяснили, как снять с учета такую машину, чтобы не платить налог
  22. Две машины в Андорру, пять — в Эстонию, 121 — в Германию. Интересные факты об экспорте авто из Беларуси
  23. «Наш пессимизм не оправдался». Что сейчас происходит со стартап-сообществом в Беларуси
  24. «Предложили снять, я отказался». Житель «Пирса» повесил на балконе БЧБ-флаг, а его авто забрал эвакуатор
  25. В Viber появилась функция, которая должна защитить белорусов от звонков мошенников
  26. Что происходит в Беларуси 4 марта
  27. Двухлетний ребенок полгода не видел папу. Посмотрите, как сын встречает политзаключенного
  28. «Малышке был месяц, они ее очень ждали». Что известно о троих погибших в страшной аварии под Волковыском
  29. «Осторожно, тут могут быть бэчебэшники». Как в Купаловском прошел первый спектакль после президентских выборов
  30. Протестировали, как работает оплата проезда в метро по лицу, и рассказываем, что из этого вышло


Андрей Коровайко,

Что изменится в белорусской системе образования с принятием нового Кодекса об образовании? Какие нормы коснутся каждого конкретного типа образования, т.е. дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, специального, внешкольного и образования взрослых? Чего еще не хватает белорусскому образованию?

Об этом в эфире TUT.BY рассказала депутат Палаты представителей Национального собрания, член Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Анна Онищук. 

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Что лично для вас значит 1 сентября – День знаний?

Это очень значимый день. Именно в этот день чувствуется продолжение жизни, что все идет своим чередом. Появились новые ученики и новые студенты. Хочется верить, что наши первоклассники смогут найти себя на новом поприще и справиться с новой социальной ролью, что школа станет для них новым домом и они будут с удовольствием учиться. Что студенты правильно выбрали свою профессию и будут прилагать максимум усилий для того, чтобы стать высококлассными специалистами и принести в будущем максимум пользы для нашего общества и республики.

Будем на это надеяться. И вы со своей стороны для этого что-то делаете…

Конечно. Совершенствование законодательства является также важной мерой в совершенствовании образования и повышении его качества в том числе. Мы возлагаем большие надежды на наш Кодекс об образовании, работа над которым продолжалась очень долго и который был принят в первом чтении 5 ноября 2009 года.

С этого момента прошел уже почти год. Что изменилось в Кодексе за это время?

Продолжалась работа над его совершенствованием, уточнением и некоторым изменением. Депутаты выезжали в свои избирательные округи, встречались с педагогической и родительской общественностью, выслушивали замечания и предложения по Кодексу. Обращений поступило более тысячи, поэтому у нас было очень много работы. Не все, конечно, мы смогли учесть, но многие поправки были учтены.

В настоящее время Кодекс уже подготовлен ко второму чтению и включен в график. Будем надеяться, что он будет принят на очередной осенней сессии.

Вы сказали, что поступило более тысячи обращений. Какие из них были конкретно учтены и какие поправки были внесены в проект Кодекса? Кто, в основном, обращался?

Обращалась педагогическая общественность, родители, преподаватели вузов. Было несколько предложений и со стороны учащихся.

Поправок было внесено много. В Кодексе появилось такое понятие, как воспитание. Кстати, именно этому все уделили значительное внимание. В первоначальной редакции Кодекса понятие воспитания прозвучало как-то узко. Но мы-то понимаем, что образование является также и частью воспитательного процесса. Именно поэтому данный раздел Кодекса был существенно доработан.

Мы были благодарны тем, кто высказал свои пожелания, потому как и сами понимаем значимость этого процесса для социализации наших детей, для нашего будущего, для их нравственного становления. В этом плане Кодекс дал определенный ориентир учебным заведениям – как строить этот процесс, какие нормативные документы при этом должны использоваться. Думаю, что это будет существенная польза для наших коллег-педагогов и для нашей страны в целом. Воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на ученика.

Как же, согласно новому Кодексу, будут воспитывать наших детей?

Так же, как и воспитывали. Становление личности ребенка - это традиционное действо в наших заведениях, которому всегда уделяется очень много внимания. Воспитывается умение ребенка жить в этом обществе и для этого создаются все необходимые условия. Чтобы он учился жить в любви, безопасности и в мудром наставничестве, чтобы ребенок учился приобретать нравственные силы, которые нужны каждому человеку.

Процесс воспитания направлен на то, чтобы они были гражданами нашей страны, чтобы они любили ее, понимали значимость своей личности в том, что от каждого из нас очень много зависит. И если каждый будет думать о своей стране и вносить свой посильный вклад в ее становление, развитие, в ее будущее, то мы все от этого будем только богаче.

Но, помимо воспитания, образование дает еще и знания…

Образование так и определено, что это все-таки процесс, направленный на получение знаний, умений и навыков. Поэтому по своей сути эта сфера очень широко представлена в Кодексе об образовании, потому что там и требования к организации учебно-воспитательного процесса, и требования к участникам образовательного процесса, их права и обязанности, возможности, условия, которые должны создаваться государством для функционирования этой системы. Всему этому уделено значительное внимание. Будем надеяться, что многие вопросы и многие проблемы в образовании будут решаться благодаря этим законодательным нормам.

Что же все-таки изменится в связи с принятием нового Кодекса? Какие конкретные изменения он внесет в систему образования?

Во-первых, он станет полным системным документом, который будет регулировать общественные отношения в сфере образования с самого начала человеческой жизни и, по сути, заканчивая ее. То есть Кодекс предполагает обучение в течение всей жизни.

В Кодексе закреплены принципы образования в нашей стране, цели, задачи и основы функционирования, начиная от дошкольного образования и заканчивая образованием взрослых, потому что знания очень быстро устаревают, человек нуждается в их пополнении. И именно этот раздел в Кодексе вообще является новеллой, потому что закона об образовании взрослых не было вообще. Как не было в свое время закона о дошкольном образовании. Не было закона и о среднем специальном образовании, о дополнительном образовании детей и молодежи, а также и о дополнительном образовании взрослых.

Все эти разделы доработаны и внесены в Кодекс. Кодекс основывается на документах, которые были и действовали в системе образования и, по сути, он дополнен такими большими разделами, которые превращают систему образования в стройную, логическую систему. Даны конкретные нормы, такие, например, как критерии закрытия учебного заведения или право на открытие классов, обучение в которых будет осуществляться на иностранном языке. Немаловажно и то, кто должен заниматься питанием в общеобразовательных учреждениях. От этого зависит и здоровье наших детей, и их будущее в этом плане.

Очень много внимания уделено талантливым и одаренным детям, так как это все-таки элита нашего общества, с которыми мы связываем наше продвижение в инновационном плане. Оно неизбежно и актуально сегодня. Таких детей надо поддерживать. Есть дети, которые оказываются в социально опасном положении. По этому поводу в Кодексе также закреплены нормы о том, как нужно учить таких детей, как создавать необходимые для них условия, как им помогать. Или, например, дети с определенными отклонениями в развитии – они граждане и часть нашего общества, и в Кодексе подчеркнуто, что для их обучения и воспитания нужно создавать специальные условия, чтобы они были им доступны и чтобы эти дети не оказались на обочине жизни и смогли прожить свою жизнь достойно.

Также Кодекс дает начало новому документу об образовании – диплому исследователя. Таким образом, у тех, кто заканчивает аспирантуру, теперь будет новый документ, подтверждающий уровень их образования. Все остальные документы об образовании остаются прежними – все они отработаны и никаких определенных проблем не вызывают. Были уточнены некоторые вопросы распределения, перераспределения, направления на работу молодых специалистов, возвращение потраченных на их обучение средств.

Что-то изменилось именно в этой системе?

Сроки остались прежними. Были прописаны нормы, которые предполагают – когда человек освобождается от возвращения средств, потраченных на его подготовку. Прописаны фактически все нюансы, касающиеся этого. Это целый раздел Кодекса, который посвящен этому вопросу, поэтому, если этот вопрос кого-то заинтересует, то к нему можно будет обратиться более детально.

И, возможно, впервые в Кодексе урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности участников образовательного процесса. Также введено такое понятие, как "дисциплинарный проступок". Конечно же, не хотелось бы, чтобы это была какая-то карательная мера для наших детей и чтобы это дисциплинарное наказание нашло свое широкое применение, но все же каждый должен знать все нормы поведения, в том числе законопослушность, дисциплинированность, которые должны закладываться и в школьном возрасте.

Когда мы учились, в наши дневники тоже писали "Плохо вел себя на уроке!" или еще что-то подобное. Родители должны были это увидеть, поставить подпись. Что же теперь изменится? Что полагается за дисциплинарный проступок сегодня?

Если ребенок покрутился или поговорил с кем-то на уроке, это будет совсем незначительная мера нарушения общественного и учебного порядка.

А если не сделал домашнее задание, прогулял?

Если ученик прогуливал занятия 10 дней подряд, он может подвергнуться административному взысканию. Это может быть замечание, выговор или отчисление из учебного заведения. Но нормы наказания мягкие и щадящие. Исключение является самой серьезной и крайней мерой наказания, которой могут быть подвергнуты дети, достигшие возраста 16 лет. Ребенка, не закончившего курса общего базового образования (9 классов), исключить из учебного заведения нельзя. С ним надо работать, его надо воспитывать, с ним надо проводить индивидуальную работу. Что и проводится в учебных заведениях при помощи психологической и социально-психологической службы.

Оставляют ли сейчас на второй год?

Нет, не оставляют. Это своего рода поощрительная мера каждому, потому что он также должен продвигаться, расти без каких-то препятствий. Движение – это успех.

Но оставляли ведь на второй год не потому, что кто-то не хотел учиться – ну не справляется ребенок! И если он не успел за год пополнить свои знания, то как он подтянет их на следующий год?

Сегодня есть такая норма, касающаяся того, что если ребенок действительно пропустил учебные занятия по уважительной причине, то по просьбе родителей, если они не против этого, ребенок может пойти на повторный курс обучения. Они имеют на это право.

На сегодня все оценки от 1 до 10 считаются положительными, поэтому каждый ребенок имеет возможность ответить на 1-2 бала, если это его уровень. И поверьте, каждый учитель верит в ребенка, что он все-таки сможет, что придет и его время. Ведь бывает и так, что ребенок не раскрывается вначале, но затем у него появляются новые силы, родители начинают прилагать больше усилий, в результате чего он становится вполне успешным учеником. Поэтому такая мера, как второй год, в Кодексе не закреплена.

Родители детей, которые сейчас учатся в школе, за последние годы привыкли думать, что если выходит какой-то новый законодательный документ, касающийся образования, значит будет очередная реформа. Будут ли какие-то существенные реформы в связи с принятием Кодекса?

Мы надеемся на то, что с принятием Кодекса наша система образования обретет стабильность, потому что там настолько четко выставлены все глобальные проблемы, что они должны всему этому только способствовать. Но я хотела бы сказать нашим уважаемым родителям и педагогам, что, конечно, определенные изменения просто неизбежны. Надо понимать, что наша система образования еще очень молода. И нужно время, чтобы ее выстроить, чтобы она смогла обрести свое лицо. И сегодняшние изменения, которые происходят в образовании, несомненно, анализируются и осмысливаются. Что-то должно меняться, но так, чтобы не затрагивать систему образования по основному, чтобы эти перемены были не спонтанными, чтобы они давали учебным заведениям возможность подготовиться к этим переменам.

Например, в этом году введен третий, новый час изучения английского языка. И это хорошая мера, потому что сегодня развиваются контакты, мы намереваемся войти в Болонский процесс и так далее. И это неизбежно! Но, с другой стороны, это вызвало некоторые трудности в учебных заведениях, потому что надо было подготовить новые места для учащихся. А некоторым даже пришлось найти для этого кадры, потому что все было рассчитано на два часа.

Но, с другой стороны, – это добрая перемена, поэтому пусть наше общество постарается воспринять ее адекватно.

Но вы взяли за пример, наверное, не самую существенную перемену…

Нет, каких-то особых перемен и не было. Возможно, вы имеете в виду возвращение к 11-летке?

Дети, которые заканчивали в этом году школу, за время своей учебы пережили четыре реформы – сначала прыгали через класс, потом оставались в другом, потом были штрих-классы, потом за один год они изучали программы сразу двух классов. То 10, то 11 классов… Поговаривали и о 12-летке…

Есть такая пословица – не дай вам Бог жить во время перемен. И видимо, нашим детям это и выпало. В эти годы я также работала в школе-гимназии и могу сказать, что многие из этих лет были очень плодотворными. Потому что становилась наша система образования и много чего изменилось. Особенно в содержании образования, в формах деятельности учащихся.

Сегодня это не обычный урок в школах и все благодаря этому сложному периоду и реформам. Также прошла информатизация учебных заведений, учителя активно используют информационные технологии и многие научились этому, хотя до этого многие не владели знаниями компьютера вообще.

Это и использование интернет-ресурсов, и применение новых форм и методов работы. Например, сегодня ученики знают, что такое исследование, и они умеют это во многом делать. Дети знают, как выступать на конференциях, они знают, как сегодня добывать новые знания. И это важно!

Именно этому научились дети и учителя в тот, как вы выразились, не совсем благоприятный период. Это все-таки изменения, и они дали добрые плоды во многом.

К сожалению, сегодня результаты работы школ оценивают по количественным показателям. Сейчас у всех на слуху низкие результаты по централизованному тестированию по физике и математике. Говорят, что в аттестатах высокие баллы. Но когда-то об этом говорили, что это разные уровни оценок – централизованное тестирование и школьный аттестат. Все учителя прекрасно знают, какие функции выполняет школьная оценка. Есть и специальная методика выставления оценок. И я думаю, что каждый учитель старается следовать этой методике.

Все-таки надо помнить о том, что в школе есть показатели, которые измеряемы, а есть и такие, которые не измеряемы. Например, измеряемые показатели – это баллы и оценки. А не измеряемые – это развитие человека. Кто измерял развитие? Никто. И об этом многие забывают и говорят, что сегодня у нас низкий уровень образования, то есть судят об этой части жизни нашего общества только по сумме накопленных человеком знаний. Но ведь мы-то знаем, что этот показатель зависит и от условий, которые создаются, и от объема знаний, и… способности каждого человека.

Мы знаем, что около 15% детей – это талантливые дети. Остальные - это середнячки и те, которым трудно обучаться. Но это объективная картина. Конечно же, есть и отдельные проблемы. Это правда. И я хотела бы, чтобы они решались, и я верю в то, что они будут решаться.

Становится обидно, когда говорят, что все в образовании плохо. Но ведь нельзя об одном городе судить по некоторым хулиганам или по обложке судить о книжке, не зная ее содержания. А содержание в школах – это очень высокий пласт работы для учителя. В этот понедельник я слушала программу "Выбор" и думала о том, как много говорилось о наших проблемах. Да, мы должны об этом говорить и это также является путем к их решению. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что это труд тысяч людей. И пусть они говорят, что не каждый учитель соответствует своему положению или званию. Да, может быть, и не каждый – возможно, кто-то выбрал эту специальность случайно. Ведь бывает и такое. И это встречается во всех профессиях. Разве у начинающего каменщика первая кладка всегда ровная? Так же и у начинающего учителя. Рассуждают так, что если на работу пришел молодой учитель, то он сразу должен быть самым-самым. Да, он будет таким. И я верю в это. Я принимала на работу молодых специалистов, которые со временем превратились в прекрасных учителей. Я уже ушла, а они продолжают это дело и поддерживают статус гимназии – в этом году как раз проходила аккредитация. Я верю в молодость, они способны.

Другое дело, что все-таки необходимо ограничивать возможности для поступления в педагогические вузы тех, кто имеет 15-20 баллов по профильным предметам. Когда-то у меня был случай, когда молодой специалист – девушка, пришла к нам устраиваться на работу учителем иностранного языка. Я смотрю – а у нее по всем предметам тройки (при десятибалльной системе). Я ей сказала, что она просто не сможет работать, так как у нас повышенный уровень изучения английского языка. На ее: "Я постараюсь!" я ответила: "Вы могли это сделать. У вас было на это время". Я считаю, что учитель должен быть способным. Что он должен все-таки иметь призвание к этой работе. И что все-таки стоило ввести профессионально-психологическое тестирование для этих людей. Человек все-таки должен быть готов к этой непростой, но между тем красивой и благородной работе.

Анна Тарасовна, по вашему мнению, что еще стоило бы изменить в белорусской системе образования?

Я неоднократно об этом думала. И если бы мне представилась такая возможность и от моего решения зависело многое, я бы в настоящее время ввела мораторий на проверки учреждений образования. Надо дать учителям пожить нормально и спокойно хотя бы три года, чтобы осмыслить то, что произошло. Они выдержали многие перемены и им нужен период осмысления. Мне бы хотелось пожелать такую идею Министерству образования и в это же время проанализировать, что с нами происходит, привлечь к этому наших специалистов, ученых и идти дальше.

Также я бы хотела что-то поменять в статусе учителя. В Кодексе, кстати, записали очень много норм, которые повышают значимость учителя в обществе и регламентирует его жизнь.

Учитель сегодня – своего рода многостаночник. Он выполняет столько функций! Он же государственный человек, национальное достояние! Учитель так много сегодня делает для будущего нашей страны. Именно поэтому надо искать новый механизм и оплаты его труда. Надо искать нюансы, компоненты для поощрения молодых специалистов, которые приходят. Такие механизмы существуют у наших соседей. Их просто надо изучить, и хочется верить, что мы можем это сделать. Государство заботится об учителе, просто время было очень сложное. Я очень надеюсь, что оно прошло, и что мы будем иметь возможность определять заработные платы, достойные работы каждого учителя. Касательно предполагающегося повышения зарплат… Пусть немножечко, но пусть они будут регулярными, чтобы человек имел надежду, ведь заработная плата является также и мерилом отношения к труду.

Также я все-таки разработала бы программу оснащения учебных кабинетов по физике, биологии, химии… Ведь мы так много сделали в плане информатизации. Но сегодня требуются инженерные специальности, специалисты в области нанотехнологий, ядерной физики. За этим будущее. А значит, надо создавать для этого базу. Мы говорим сегодня, что у нас низкие результаты по физике. А есть ли для проведения опытов и других необходимых практических занятий необходимое оборудование? Надо найти на это деньги. Надо вкладывать в систему образования и не считать, что она только разорительна и только потребляющая. Ведь это же вкладывание в развитие человеческого потенциала и человеческого капитала. Я уже который раз сталкиваюсь с мыслью о том, что сегодня это настолько важно, что даже важнее, чем природные ресурсы, важнее, чем деньги, потому что хорошо подготовленный к жизни человек, хорошо подготовленный к профессии человек отдаст значительно больше, чем сегодня он получит.
С целью совершенствования здоровья наших детей, я бы хотела, чтобы была обновлена и спортивная база учебных заведений, появилось новое оборудование. Современный ребенок видит вокруг себя все очень красивое, а когда он приходит в спортивный зал, где стоят спортивные снаряды, которые, по сути, помнят еще их родителей, то, конечно же, это не привлекает. А так хочется, чтобы наши дети были здоровы, потому что это самый важный компонент в иерархии человеческих ценностей, здоровья. Когда человек будет здоров, он будет хотеть и жить, и трудиться, и воспитывать детей.

Поэтому я надеюсь все-таки на добрые изменения в нашей системе образования, тем более, что они такие перманентные, эволюционные. Возможно, придется отвести на это несколько лет, но все-таки сделать это и считать, что наше поколение сделало все для того, чтобы наши дети и внуки имели нормальные условия труда, умели трудиться, и были способны к этому. Ведь способность трудиться – это воспитательная функция, которой также занимается школа.

Предлагаю вам обратиться к вашим коллегам и поздравить их с началом нового учебного года.

Дорогие коллеги! Я хочу поздравить вас с наступающим новым учебным годом и поблагодарить вас за огромнейший, каждодневный и кропотливый труд по формированию личности ребенка. По воспитанию будущего нашей страны. Я хочу пожелать, чтобы он был для вас успешным. Ведь успех приносит определенное окрыление и делает человека счастливым! Пусть у вас будут новые победы в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях! Пусть каждый из вас поднимется на очередную ступеньку в своих знаниях, отношении к делу, в своем творческом взлете! Пусть то же самое сделают ваши ученики под вашим мудрым и добрым руководством! Счастья вам и вашему дому, и вашим детям, потому что это - ваш тыл, и потому что от него также будут зависеть ваши профессиональные силы! Успехов вам и доброго пути в эту бесконечную, но такую интересную страну знаний!
-30%
-20%
-20%
-50%
-10%
-33%
-30%
-50%
-15%
0068422