Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Общество


В конце 1990-х годов доктор права Уильям Д.Бонтрагер нередко фигурировал в белорусской прессе. Будучи профессором Европейского гуманитарного университета в Минске, он выступал в качестве эксперта по вопросам права, давал интервью журналистам и юридические советы политикам. Сейчас же доктор Бонтрагер преподает право в Казахско-американском свободном университете в Усть-Каменогорске. Тем не менее, он продолжает следить за белорусской проблематикой.

— Билл, есть ли у тебя белорусская Конституция? Я спрашиваю потому, что мои вопросы к тебе как юристу требуют обращения к ее статьям. Речь идет прежде всего о возможности для Александра Лукашенко править Беларусью после 2006 года, когда кончается срок его нынешних полномочий.

— Да, у меня есть английская копия того, что называется "Конституцией Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года". Первое, что нужно осознать, может, самое важное: содержательно этот документ довольно бессмыслен, поскольку процесс внесения поправок в Конституцию был кардинально изменен в 1996 году. Теперь этот документ может быть исправлен и изменен парламентом; нет необходимости предлагать его народу на одобрение.

Ст. 81 ясно гласит, что президент может иметь лишь два пятилетних срока полномочий. И поскольку ясно сказано, что "одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков", то президенту, очевидно, не позволяется после двух сроков оставить свой пост, чтобы потом возвратиться еще на 1-2 срока. Но в некоторых других республиках бывшего Советского Союза ограничения на сроки полномочий снимаются или решением парламента, или референдумом, или тем и другим одновременно.

Таким образом, простой ответ звучит так: на сегодняшний день президент Беларуси не может оставаться на посту более чем два пятилетних срока; однако неизвестно, что он сможет сделать в 2006 г. — из-за той легкости, с какой все можно переиначить.

— Франклин Д.Рузвельт был президентом три срока. Как это ему удалось? Видишь ли ты какое-либо сходство между тогдашней американской и нынешней белорусской ситуациями?

— Рузвельт, насколько я помню, был избран даже на четыре 4-летних срока, но умер до окончания последнего. В основном из-за него в нашу Конституцию внесли поправку о двух 4-летних президентских сроках. Было это хорошо для США или плохо, что он правил так долго? Ответ имеет прямое отношение к политическим взглядам. Иметь одного президента на всю войну, с 1939 по 1945 год, — было, по-видимому, благо. Но он захватил также все время Великой депрессии, и подход президента Рузвельта к этому кризису сильно повлиял на трансформацию США в направлении государственного контроля над экономикой, отбросив ее от свободного рынка.

Но есть ли тут какое-либо подобие между американской и белорусской ситуациями? Я могу доказать, что Беларусь сегодня находится там, где была Англия в начале XIII века. Это было время, когда феодальное дворянство соперничало с королем, что привело к Великой хартии вольности. Верховенство закона медленно утверждалось на протяжении последующих столетий. Беларусь никогда не имела, насколько я знаю, опыта подобного развития. Нельзя просто привить верховенство закона или представительную ветвь власти, как черенок. Но нельзя в то же время и утверждать, что народ для этого не созрел. Надо созидать, надеяться и молиться!

Сейчас я это поясню подробнее. Конституция-1994 имела некоторые недостатки, но ни один из них не казался роковым. В 1996 г. пришло время проверить, куда народ двинется — вперед или назад. Его выбор в результате оказался движением назад. И никакого сходства между США и Беларусью в данном случае нет.

— Каково твое отношение к Национальному собранию Беларуси: должно ли оно или может ли оно стать членом парламентских организаций Европы?

— По моему мнению, Национальному собранию нельзя позволить вступить в эти организации. Теперешнее руководство Беларуси нелегитимно. Так получилось в ноябре 1996 г. С 1994 по 1996 г. верховенство закона в Беларуси развивалось, по крайней мере это верно в отношении Конституционного суда. 4 ноября 1996 г. этот суд вынес заключение, что предложенные референдумы — президентский и парламентский — по своей природе незаконны, поскольку предлагаются новые варианты конституции, а не поправки. Президент Лукашенко предпочел игнорировать это решение, и народ стал соучастником этого (поскольку пришел голосовать), народ не выразил своего негативного отношения к действиям президента Лукашенко.

Я не критикую государственное устройство Беларуси. Но каково бы устройство ни было, оно должно быть законным. А это как раз то, что было отвергнуто как президентом Лукашенко, так и белорусским народом в 1996 г.: владычество закона и решение Конституционного суда от 4 ноября 1996 г.

В свое время я говорил: верните на место Конституцию-1994. Возвратите Верховный Совет и всех тех, кто в нем состоял до 4 ноября 1996 г. Возвратите Конституционный суд и его состав на 4 ноября 1996 г. После этого у президента Лукашенко останется два с половиной года первого срока и законное право претендовать на второй срок. Пока нечто подобное не произойдет, все руководство Беларуси, все ее три ветви власти — останутся, по моему мнению, нелегитимными.

Беседовал Владимир ТРЕТЬЯКОВ