Елена БЕГУНОВА,

Что лучше: рынок или магазин, государственная торговля или потребительская кооперация? Сегодня мы избежим лишних цифр, не будем злоупотреблять перечислением цен и убеждать читателя отдать преимущество тому или другому варианту подготовки детей к новому учебному году. Попробуем выслушать все стороны, определить существующие проблемы, а делать выводы и принимать решение – ваше дело, уважаемые родители…

Рынок: "Покупатель не убежит!"

А вот и неправда. Очень даже может убежать. По крайней мере, далеко не у всех пап, мам и их отпрысков есть терпение дождаться массовых обновлений школьного ассортимента. В Витебске несколько крупных торговых центров, где располагаются многие сотни предпринимательских роллетов. Но в минувший выходной найти мало-мальски специализированный на школьной одежде и обуви уголок здесь было совсем не просто. В большинстве своем частники активно пытались распродать ширпотреб минувшего года. Выбора практически никакого. Белые блузки для девочек, в которых сегодня можно увидеть и школьниц-пятиклассниц, и офисных служащих, и официанток в баре, даже при отличном воображении не тянули на эксклюзивность модели. Черные юбочки – та же картина. Костюмы-троечки для маленьких мальчиков удалось найти лишь в одном месте. Цена – 110 тысяч рублей. Для девочек здесь же юбочка, брюки и пиджачок – 145 тысяч. На вид вполне приличные, но качество ткани внушает определенные сомнения. Тем не менее продавцы настойчиво убеждают: не купите сегодня — разберут все самое лучшее. Судя по всему, пользуются моментом, пока на рынке нет особой конкуренции, ведь большинство предпринимателей приглашают заглянуть недельки через две-три. Тогда будет завоз и одежды, и обуви. Такая неразворотливость на руку государственной торговле, куда в итоге и отправляются покупатели. Лишь бы обратно не развернулись…

Госторговля: "А с подростками сложнее…"

В городском универмаге Витебска товаров – на любой вкус. Наряды от белорусского производителя, хоть и не блещут яркими красками, выглядят вполне добротно.

— Постоянно закупаюсь к школе только здесь, — рассказывает витебчанка Наталья Шелопухо. — Стас идет в пятый класс, Юрий – в третий. Сегодня ради интереса посетили рынок. Ничего не купили. Меня устраивает качество изделий отечественного производства. И дешево и сердито. Вот смотрите, спортивные туфли на липучках: здесь они 26 тысяч, а у предпринимателей – не менее 30. В прошлом году купили "рыночную" обувь, пришлось через два месяца менять на "магазинную". А вот белорусские костюмчики до сих пор как новенькие. Только Стасу нужно брюки другие купить – вырос из старых.

Но у моей собеседницы есть и нарекания в адрес производителей. Уж очень нравятся ей спортивные брюки трико, состав которых — 30 процентов хлопка и 70 процентов полиэфира. Вся проблема в том, что их... негде купить. Нет размерного ряда. А вот трикотаж – свитерочки от "Чаровницы", полесские джемпера – красота, а не одежда. И после стирки в машине не растягиваются, и при носке комфортны.

Рыночные цены на ранцы маму смущают: нужно отдать минимум 75—80 тысяч, но, судя по всему, их хватит ненадолго. Так что в сегодняшних планах – изучение ценников в госмагазинах.

Да, одеть ребенка в универмаге можно, но… Если для непритязательных малышей здесь есть все необходимое, то с подростками сложнее. Это признают и продавцы. Девочки лет 10—11 уже запросто морщат курносые носики – цвета предлагаемых им костюмов и сарафанчиков варьируются в черно-сине-бордовых тонах, глаз устает от надоевшей клетки, хочется чего-то необычного, оригинального, модного. Выложить 80 тысяч за блузку для третьеклассницы было бы не жалко, но модель выглядит невзрачно, а за 45 тысяч и вообще смотреть не на что…

Вот они, завтрашние посетительницы рынков, счастливые обладательницы китайского и турецкого ширпотреба. Им все равно, сколько проносится костюмчик сомнительного качества, главное – купить модную вещь здесь и сегодня. И, поверьте, никакие родительские убеждения в таком случае не помогут. Девчонки – прирожденные модницы и, глядя друг на друга, хотят быть впереди планеты всей. Рыночный ассортимент и все новинки, появляющиеся на нем, уже к 12—13-летнему возрасту станут отслеживать еженедельно. И пока наши дизайнеры "спят", родители будут копить в шкафах растянутые, поблекшие, с отклеившимися стразами и липучками тряпки, за которые выложены немаленькие деньги из семейного бюджета…

Райпо: "С доставкой на дом и в кредит"

А вот кооперативная торговля не спит точно. На основании специального распоряжения облисполкома уже несколько месяцев назад здесь стали готовиться к новому сезону школьных распродаж. Разработали специальные планы областных и районных мероприятий по организации торговли школьными товарами, подсчитали минимальные и максимальные родительские расходы. По весне потребительская корзинка для девочек-первоклассниц составляла от 430 до 770 тысяч рублей, мальчиков – от 396 до 700 тысяч. Сейчас можно запросто накидывать еще процентов 10—15. На весенней ярмарке "Белтекслегпрома" заключили договоры о поставках, детально изучили состав "школьного населения". В целом по области сельских учеников насчитывается свыше 56,6 тысячи человек, в том числе 4700 первоклашек. Все детишки "взяты на карандаш".

В Сенненском районе, например, предстоит одеть 2670 учащихся, в школы придут более 220 первоклассников, да еще необходимо выполнить заявки по обмундированию 92 воспитанников школы-интерната. Как и в целом по области, здесь разработан график осуществления выездных продаж. Дважды за месяц кооператоры объедут все крупные населенные пункты, в ходе выездных ярмарок по согласованию с руководством хозяйств возможна продажа товаров аграриям в счет будущей зарплаты. Кроме того, в настоящее время все сельмаги оформили специальные уголки для школьников, принимают индивидуальные заявки на завоз тех или иных вещей, промтоварные обеспечены основным ассортиментом обуви и одежды. При покупке стоимостью свыше 50 тысяч рублей может быть оформлена рассрочка. Без поручителей, без процентов и без первоначального взноса.

…Так ли все красиво, как рассказывается? Для того чтобы проверить это, мы посетили несколько торговых точек района. В сенненском универмаге повезло встретить благодарную покупательницу – Елена Невзорова с дочкой-второклассницей Ольгой только что закупились "под завязку": школьная форма (юбка и пиджак), маечка, спортивный костюм и брючный трикотажный. Знаете, на какую сумму все это потянуло? Всего на 126 тысяч рублей! В чем секрет? В том, что красивый наряд был выпущен белорусским производителем в минувшем году, а потому продавался уже без торговой надбавки.

— Мы часто используем подобные методы удешевления, — рассказывает директор ЧУП "Сенненские промтовары" Жанна Евзикова. — Если модель прошлогодняя, поставщики идут на снижение цен. Для сельских школьников это замечательная возможность одеться и красиво, и дешево. Тем более что белорусские дизайнеры на кардинальные перемены особо не идут, за модой не гонятся. А потому и разницы в моделях практически нет.

Вот и маленькая мурманчанка Аня Ивашкова, приехавшая на Витебщину вместе с родителями отдохнуть, тоже надеется купить все обновки к школе именно в Сенно — в далеком северном российском городе уж точно аналогов белорусским нарядам не сыщешь.

Есть что выбрать и жителям деревни Белая Липа, несмотря на то, что здесь работает магазин товаров повседневного спроса. Канцелярские принадлежности представлены в достаточно большом ассортименте, что касается остального, то все будет привезено по спецзаказам. Продавец Елена Горнивецкая показала специальную тетрадь, где записаны все 32 школьника и их пожелания. Кому-то нужны кеды, кому-то спортивный костюм, кому-то нарядные туфли. В соответствии с районной программой продавцы сделали подворный обход своих потенциальных покупателей.

Не обижены и посетители магазина промтоваров, что в Ходцах. Сюда даже городские жители приезжают – в райцентре новинки раскупаются быстро, а здесь можно приобрести что-то модное.

— Поставки школьной одежды нам осуществляют около полутора десятков швейных предприятий Беларуси. Две недели назад завозили детскую одежду из Бобруйска, завтра снова машина на фабрику идет, — делится планами Жанна Леонидовна. — На этот раз на прилавках появятся совершенно новые модели костюмов для девочек и мальчиков от 32-го до 38-го размера. Больше не берем – сложно продать.

Покупатель: "Когда выбора нет…"

Много разных мнений пришлось изучить в ходе проведения этого, актуального на сегодняшний день, журналистского расследования. Но если обобщить все услышанное, становится ясно одно: белорусского покупателя устраивает качество товаров отечественного производителя. Не устраивает в ряде случаев работа дизайнеров. Согласитесь, сегодня для девочки-подростка сложно подобрать красивую и недорогую обувь. Размер-то уже взрослый, а модели – как в первом классе. Что делать? В итоге модницы тащат родителей на рынок, встают на шпильки, а через месяц-два (в лучшем случае) уже обивают пороги обувных мастерских.

То же самое и с одеждой. Создается такое впечатление, что разработчики ассортимента, выпускаемого легкой промышленностью, не имеют собственных детей и никогда сами ими не были. В то же время продавцы универмагов показывают немногочисленные модели, выпущенные на коммерческих предприятиях страны, — контраст существенный. Можно, оказывается, и строгий стиль соблюдать, и модную одежду делать. Почему бы не поучиться у конкурентов? У тех же сенненцев уже два года висят серые вельветовые брючные костюмы для девочек-старшеклассниц, похожие на робы тружеников какого-нибудь лесопильного цеха. Стоимость? Без торговой надбавки 160 тысяч рублей! Кому нужен такой товар? Так же, как и хлопчатобумажные свитера-гольфики, которые теряют вид уже после первой стирки.

Начальник отдела торговли непродовольственными товарами Витебского облпотребсоюза Татьяна Цыркина рассказывает, что подобных вещей, составляющих на прилавках "мертвый груз", довольно много. Среди них и тяжеловесные полушерстяные девичьи костюмы. Такие несостоявшиеся "обновки" и списать нельзя, и производитель обратно не берет. Есть проблема и с детской обувью – монополисты из Лиды и Могилева, в отличие от других поставщиков, требуют предоплаты, зачастую не могут оперативно выполнить заявки на отгрузку. А ведь ложка дорога к обеду.

Да, по сравнению с рыночным ширпотребом товары отечественных производителей, для которых установлены обязательные параметры по содержанию в тканях натуральных волокон, более комфортны и полезны, чем рыночная синтетика. Но сегодня только этим качеством конкуренцию не выдержать. Пора делать выводы, чтобы привлечь в примерочные государственных и кооперативных магазинов самую притязательную, но далеко не маленькую часть населения – молодежь. Ведь завтра, приученные к рынку, своим детям они также пойдут покупать одежду именно туда... 

-40%
-20%
-50%
-10%
-40%
-10%
-80%
-50%
-5%
0070663