Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Общество


Микроданные, собираемые Министерством статистики путем интервьюирования более 5.000 среднестатистических семей, позволяют составить представление того, как живет обычная белорусская семья из трех человек.

Живем на зарплату

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, заработная плата среднестатистического работника во втором квартале 2002 г. составила 181.378 руб. в месяц, или примерно 113 долл. При этом, несмотря на трудовые подвиги белорусских колхозников, их заработная плата равнялась только 49% от среднереспубликанской — 89.916 руб. (56 долл.).

Характерно, что если заработная плата в среднем составляет 66% от общего денежного дохода семьи, а пенсия — 20%, то доходы от предпринимательской деятельности несопоставимо скромнее — 11.412 руб., или 4,1%. Другая составляющая рыночной структуры доходов — дивиденды, проценты по вкладам и доходы от сдачи внаем недвижимости — дают вообще смешную цифру — 701 руб. После десяти лет "реформ" и "активного" стимулирования бизнеса заработная плата и социальные трансферты — пенсии, пособия, стипендии — по-прежнему являются основным источником доходов для большинства белорусского населения.

Интересна региональная разбивка структуры доходов. Как и следовало ожидать, наибольшая заработная плата в Минске — 221.030 руб., что на 22% больше средней по стране. В остальных областях она колеблется в районе 130 тыс. руб. (что далеко до вожделенных 100 долларов, обещанных президентом еще в прошлом году), чуть увеличиваясь лишь в Минской области — до 163,2 тыс. руб.

В то же время доходы от предпринимательской деятельности не имеют столь ярко выраженной разницы. Несмотря на то что 50% малого и среднего бизнеса в Беларуси зарегистрировано в Минске, наиболее высоки его доходы (опять же, напомню, в структуре доходов средней семьи) в Гродненской области — 18.391 руб., затем идет Брестская — 13.578 руб. и только потом Минск — 10.528 руб.

Таким образом, близость границ и возможность зарабатывать на купле в Польше более дешевых продуктов и товаров и их последующей перепродаже в Беларуси, наверное, оставляет больше возможностей для доходов от предпринимательской деятельности. Либо, что более вероятно, несмотря на анонимность исследования, частный сектор в Минске находится в глубокой тени, и люди привычно скрывают свои реальные доходы с целью минимизации налогов и других рисков.

Половину денег проедаем

В Советском Союзе расходы на питание (по нормам, близким к физиологически необходимым) составляли 40% расходов семьи. Для стран с рыночной экономикой характерно, что расходы на продукты питания составляют не более 25-30% общих потребительских расходов семьи. Во многих трансформационных экономиках (Польша, Литва, Эстония) уже достигнуты схожие пропорции.

Несмотря на солидный ежегодный темп роста реальных доходов населения, структура потребительских расходов белорусов меняется крайне незначительно: растут расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи. Расходы на продукты питания, чуть снизившись, по-прежнему превышают 50%. Так, расходы семьи из одного человека на продукты питания составили 63,7%, семьи из трех человек — 53%, четырех человек — 49,2% всех расходов. 34,2% расходов на питание составляют траты на хлеб и молочные продукты (40,5% в сельской местности). Еще треть забирают мясные продукты. На фрукты и овощи тратится около 10%.

За квартиру платим все больше

2002-й стал годом резкого подорожания жилищно-коммунальных тарифов. Предприятия вследствие снижения конкурентоспособности уже не могут нести бремя высоких тарифов на электроэнергию и газ, дотируя население, нет денег и в бюджете. В сознание населения активно вкладывается мысль, что за все надо платить, и в первую очередь — за коммунальные услуги. Приводятся данные касательно стоимости коммунальных платежей у наших балтийских соседей и в Польше (там это выливается в 80-100 долларов ежемесячно в отопительный сезон). При этом власть забывает отметить, что названные страны покупают газ по 80 долл., а не по 25, как Беларусь. И еще: куда легче отдавать 100 долл. в месяц, если денежные доходы семьи составляют 500-600 долл. Гораздо сложнее отдать даже 30, если доходы семьи — 160 долл., а 50% составляют расходы на самое дешевое питание.

Тем не менее, тарифы на жилищно-коммунальные услуги последовательно доводят до себестоимости, но поскольку никто не знает толком, какова эта себестоимость, услуги будут дорожать и дорожать. Несмотря на двукратный рост тарифов по итогам полугодия, уровень возмещения тарифами затрат, согласно официальным данным, увеличился лишь с 23% до 30%. Таким образом, нужно увеличить тарифы еще вдвое, чтобы выйти на 40%, намеченные правительством на конец года.

Если два года назад расходы на жилищно-коммунальные услуги составляли 2,2% потребительских расходов, то летом 2002г. — 5,9%. И это до начала отопительного сезона. Более всего на эти услуги тратили минчане — 20.672 руб., или 6,3% своих расходов (13.070 руб. в среднем по стране).

Сбережения храним в чулке

Несмотря на высокую предельную склонность к сбережению (среднестатистический белорус будет скорее экономить на шампуне и креме, но откладывать на черный день), абсолютные размеры сбережений малы. Печальная статистика, которая свидетельствует о слабости национальной банковской системы, плюс пример дефолта в России действуют на массу населения сильнее, нежели президентские гарантии и положительные процентные ставки. Да, вклады в учреждения банков постоянно растут, однако в среднем они составляют только 2.552 руб. в месяц. В тоже время сбережения на покупку валюты превышают банковские вклады в три раза. При этом более всего валюты покупают в Гродненской области — в среднем на 17.161 руб. в месяц, в то время как в Минске — только на 11.935 руб. Суммарно сбережения на покупку иностранной валюты и вклады в учреждения банков составляют лишь 4% общих расходов семей.

В строительство и покупку недвижимости белорусская семья в среднем вкладывает 5.816 руб. ежемесячно. Такие относительно высокие цифры дает Минск, где рынок жилья активно развивается. Соответственно, отличаются и расходы: в Минске это 29.573 руб., а в других областях — 700 руб.

Блеск и нищета по-белорусски

Менее 90 тыс. руб. (50 долл.) на члена семьи во втором квартале имело 40% белорусского населения. Менее ста долларов на человека зарабатывало 80% семей.

Ниже бюджета прожиточного минимума жило 31,1% населения (здесь явный прогресс: аналогичный показатель ранее составлял около 40%, а в 1999 г. даже 50%). Однако большинство населения по-прежнему очень бедно. Политика сдерживания валютного курса в условиях все возрастающих цен приводит к тому, что любое увеличение зарплаты и пенсий съедается инфляцией. В отличие от Африки, на доллар в месяц в Беларуси уже не проживешь.

Отсутствие адресности в механизме оказания социальной помощи и дотирование стоимости социально значимых продуктов, транспорта, жилищно-коммунальных услуг приводит к тому, что по-прежнему наиболее богатые группы населения получают больший объем льгот, чем наиболее бедные. Во втором квартале 2002 г. разница составляла 2,85 раза: в среднем 11.349 руб. и 3.976 в месяц на семью соответственно.

Можно рисовать какие угодно картинки роста благосостояния по-белорусски, однако обмануть обывателя, который не становится реально богаче, все труднее. Сентябрьское повышение зарплаты в бюджетной сфере не позволит компенсировать ожидающий всех в октябре рост трат в связи с началом отопительного сезона, что обещает почти двукратное увеличение стоимости жилищно-коммунальных услуг. Отсутствие либерализации условий хозяйствования и других экономических реформ будет и дальше стимулировать рост серой экономики и обнищание большинства населения, работающего в бюджетной сфере или на убыточных предприятиях. Разрыв между Минском и провинцией будет все более увеличиваться.

---------------

Автор*: Елена РАКОВА — эксперт исследовательского центра Института приватизации и менеджмента