Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    272812345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829303112
  • Популярное

Общество


Внесение изменений в Закон "О рекламе" перетянет объявления из СМИ обратно на столбы, стены и заборы. О возможных изменениях Закона "О рекламе" и их последствиях "СБ" писала совсем недавно. Обозреватель отдела экономики Дмитрий Крят анализировал проблему в статье "Рекламодатель желает познакомиться... с налоговым инспектором", опубликованной в N 221 от 18 сентября. Оказалось, что практически все опасения автора разделяют и профессиональные рекламисты. Это видно из предложенной редакции "СБ"статьи исполнительного директора ассоциации рекламных организаций Игоря Самкина.

Новый вариант изменений в закон мало чем отличается от отклоненного Президиумом Совмина несколько месяцев назад. Здесь мы снова видим необходимость указывать в рекламе наименование и УНН рекламодателей без уточнения, как быть с рекламой на радио. Неясно и то, как быть в случаях, когда рекламодатель - зарубежное предприятие или представительство иностранной компании, которое не имеет УНН? Вновь рекламораспространителям вменяется в обязанность информировать налоговые органы об адресах, телефонах, лицензиях рекламодателей и СМИ, в которых реклама размещена. Более того, рекламодатель должен будет предоставлять рекламораспространителю папку документов, подтверждающих подлинность указанных сведений. Иначе рекламу распространять будет нельзя.

Может, и есть логика в столь запутанных новшествах, но вряд ли кто-нибудь прикидывал вероятные объемы такой ежемесячной отчетности и возникающих в связи с этим дополнительных расходов рекламораспространителя. Даже в неспециализированном печатном издании наберется 40 - 50 рекламных объявлений в одном номере. Если их умножить на периодичность выхода, получим весьма внушительную цифру. Но это все равно мизер в сравнении со специализированными рекламными изданиями, телевидением и радио. Им и вовсе придется создавать целые структурные подразделения для подготовки отчетов и возить их налоговикам на грузовиках.

Законопроект предусматривает и ограничение рекламы о покупке и продаже товаров гражданами. Для этого Совмин должен утвердить специальный перечень. И если человек пожелает продать какую-то личную вещь, то объявление об этом ему придется предварительно согласовывать с налоговыми органами. И без соответствующего документа ни один рекламораспространитель объявления не примет.

По большому счету, здесь явно просматривается попытка ограничить право граждан на размещение информации и право свободного распоряжения своим имуществом, что закреплено в Конституции. Такие действия возможны, но лишь в том случае, если направлены на обеспечение безопасности государства и предотвращение угрозы жизни и здоровью других граждан. За редким исключением столь ужасающие последствия рекламы представить можно лишь при очень богатой фантазии.

Интересен и чисто технический аспект реализации предлагаемого нововведения. Похоже, что при подготовке законопроекта разработчики не учли количества размещаемой в белорусских средствах массовой информации рекламы и рекламных объявлений. По самым скромным подсчетам - это около полумиллиона в неделю или несколько миллионов в месяц. Готовы ли налоговые и регистрирующие органы принять такое количество граждан, пытающихся согласовать частные объявления о покупке-продаже старых холодильников, телевизоров, детских вещей, домашних животных и т.п., а также субъектов хозяйствования, которым необходимо получить справки об УНН, месте нахождения или жительства, наименовании рекламодателей и прочем?

Министерство по налогам и сборам по-прежнему настаивает, чтобы убытки, причиненные физическому лицу товарами, приобретенными в результате ненадлежащей рекламы, возмещал рекламодатель. Но это предложение противоречит закону о защите прав потребителей, так как ответственность за недоброкачественный товар он возлагает на изготовителя и продавца. И если рекламодатель не является изготовителем или продавцом этого товара, то каким образом он может нести ответственность за его качество?

Как видим, разработчики пытаются перевести Закон "О рекламе" в разряд правовых актов фискального характера. Не учитываются ни особенности рекламного законодательства Беларуси, ни особенности европейского (и даже российского) законодательства, а также то, что сферой применения Закона "О рекламе" не являются и никогда не являлись правоотношения в области налогообложения.

Проанализировав суть основных изменений, можно сделать некоторые предварительные выводы о необратимых негативных последствиях в случае их принятия.

Граждане будут лишены возможности пользоваться современной, цивилизованной услугой, принятой во всем мире, - подачей частного объявления в газеты по телефону или иным способом, исключающим визит в налоговую инспекцию. Подача объявлений на купонах из газет, с последующей отправкой почтой или иным путем в редакцию для опубликования, также станет невозможной. Что касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - рекламодателей, то размещение рекламы в СМИ для них также будет затруднено.

Нельзя не отметить и то, что количество платной рекламы, являющейся основным источником доходов большинства СМИ, существенно уменьшится, что приведет к необходимости значительного сокращения штатов и снижению объемов производства. Сотни высококлассных специалистов останутся без работы. Налоги от деятельности СМИ и рекламных агентств упадут на несколько порядков. При этом средства массовой информации, дотируемые из бюджета, "потянут" из казны денег больше ровно на столько, на сколько уменьшатся их рекламные доходы. Это очень немалая сумма. Так что есть большие сомнения в том, что новшества принесут в бюджет дополнительные деньги.

"Советская Белоруссия"