Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


С 1 сентября в Беларуси введены новые акцизы на бензины и дизтопливо. Для АИ-95 установлен акциз 100 евро/т (прежний -- 135 евро/т), АИ-92 -- 90 евро/т (прежний -- 120 евро/т), А-76-80 -- 70 евро/т (95 евро/т), дизтопливо -- 40 евро/т (было -- 60 евро/т).

Это решение, по мнению экспертов и нефтетрейдеров, повысило привлекательность белорусской нефтепереработки и отечественного рынка нефтепродуктов.

Дело в том, что с 1 сентября на 10 евро увеличилась экспортная таможенная пошлина на нефтепродукты. При этом мировые цены на нефть значительно выросли. В сентябре нефть в Беларусь поступала уже по 144 USD/т, хотя еще в январе текущего года она составляла 55 USD/т. Привлекательность отечественной нефтепереработки в этой ситуации резко упала.

По словам заместителя начальника экономического управления концерна "Белнефтехим" Натальи Алексеевой, экономические расчеты показали, что в данной ситуации не только концерну, но и всем коммерческим структурам пришлось бы работать себе в убыток.

Поскольку повлиять на мировую конъюнктуру на нефтяном рынке Беларусь не может, собственные ресурсы в стране также ограничены, оставалась одна возможность -- снизить налоговый пресс в себестоимости горючего.

Правда, как отметила Наталья Алексеева, альтернативой снижения акцизов могло бы стать повышение в сентябре цен на горючее, как минимум, еще на 10%. Однако в этом году концерн уже несколько раз повышал цены на горючее (в последний раз -- со 2 августа), и в нынешней ситуации они практически достигли своего потолка. В себестоимости нефтепродуктов акциз и цена нефти составляют львиную долю.

Решение о снижении акцизов, с одной стороны, позволило "Белнефтехиму" сохранить уровень цен на горючее, с другой -- повысило привлекательность отечественной нефтепереработки. Это подтвердил генеральный директор Мозырского НПЗ Анатолий Куприянов. Он отметил, что сейчас завод работает с повышенной загрузкой.

Глава представительства компании "Славнефть" в Беларуси Сергей Шевченко подчеркнул, что от снижения акцизов выиграют в первую очередь нефтепереработчики. По его словам, "теперь они должны драться за отечественный рынок", поскольку их финансовое положение улучшится при условии, что они увеличат реализацию на белорусском рынке. Если же экспортировать нефтепродукты, то придется уплачивать вывозную таможенную пошлину.

Солидную фору также получают компании, которые занимались развитием собственной сети АЗС в Беларуси. "Те инвестиции, которые компания вкладывала в строительство автозаправочных станций, вот сейчас и "выстрелили", отметил Сергей Шевченко.

Между тем, в России с января 2003 г. акцизы на бензин вырастут на 45%. При этом взимание акциза переносится с НПЗ на АЗС. Акциз будет оплачиваться всеми компаниями, участвующими в процессе реализации нефтепродуктов, при этом фирмам-оптовикам предусматривается возврат суммы налога.

Отвечая на вопрос о том, рассматриваются ли в Беларуси варианты взимания акцизов с АЗС, а не с НПЗ, как сейчас, Наталья Алексеева отметила, что подобные решения пока не обсуждаются. По ее словам, новый механизм взимания акцизов в России белорусским специалистам пока не до конца ясен.

ИА "ЭКОПРЕСС"
0059072