Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Система оказания адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям населения страны внедрена в Республике Беларусь с 1 января 2001 года. Неоспорима ее необходимость для государственной поддержки людей, имеющих ограниченные возможности для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Однако в процессе применения на практике этой системы выявились и явные "белые пятна". Как заявила на встрече с журналистами в Национальном пресс-центре министр труда и социальной защиты Антонина Морова, в настоящем виде система адресной помощи не исключает социального иждивенчества, скорее даже провоцирует насаждение этих тенденций в обществе. А ведь цель преследуется иная - поддержать нуждающихся, стимулировать их к упрочению своих жизненных позиций.

В настоящее время 9 категорий семей и одиноких граждан имеют право на адресную социальную помощь, которая выдается по заявительному принципу. За прошлый год среди ее получателей были 173,5 тысячи человек, в первом полугодии нынешнего - 79,1 тысяча. Причем доля неполных и многодетных семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, в общей численности граждан, охваченных адресной социальной помощью, составила 93,1 процента.

Как отметила Антонина Морова, порядка 10 процентов претендентов на помощь умышленно шли на сокрытие своих доходов ради ее получения. Однако и сам механизм расчета доходов далек от совершенства. Ведь сложившаяся в республике система социальной защиты предусматривает предоставление различных выплат, льгот и компенсаций. Это и жилищные субсидии, и бесплатное питание детей до двух лет, и льготное содержание в детских дошкольных учреждениях, и бесплатное или частично оплачиваемое школьное питание, бесплатная выдача учебников и т. д. Поскольку не существует единых критериев определения нуждаемости при назначении различных видов помощи, не отработан механизм координации их предоставления и финансирования, то создается благодатная среда для тех, кто привык годами жить за счет "социальных" денег. Неудивительно, что среди адресатов помощи превалируют неблагополучные семьи.

В ходе проведения в нынешнем году в Осиповичском районе Могилевской области нового пилотного проекта апробированы новые подходы к оценке доходов и проверке нуждаемости семей и граждан. В результате "суммирования" всех видов получаемой помощи около 85 процентов претендентов на оказание адресной социальной помощи были "отсеяны" - их общие доходы, включая различные льготы, значительно превышали установленный минимум.

Пилотный проект сделал очевидными "прорехи" в правовых и организационных основах оказания государственной социальной помощи. Его результаты использованы при разработке проекта Закона Республики Беларусь "О социальной помощи", цель которого - адресное и эффективное использование бюджетных средств. Система оказания государственной поддержки нуждающимся гражданам будет более гибкой - и в отношении категорий получателей, и в сроках выдачи помощи, и в ее размерах. Проект должен быть внесен в правительство до 1 декабря нынешнего года.

www.sinfo.ru