Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


С вводом в конце минувшего года Балтийской трубопроводной системы (БТС) Новополоцкий нефтепровод "Дружба" потерял около 25% транзитных объемов нефти. Недавнее увеличение мировой цены на нефть также повлияло на транзитную загрузку этой транспортной артерии: сырье на экспорт пошло через Россию. Об этом корреспонденту ИА "ЭКОПРЕСС" сообщил директор Новополоцкого предприятия по транспортировке нефти "Дружба" Валерий Журавлев.

Максимальный объем транзита (32 млн. т в год) через новополоцкую "Дружбу" давно не прокачивается. По словам Валерия Журавлева, сейчас объем перекачки нефти падает. В прошлом году он составил 26 млн. т, в этом году, как предполагается, упадет до 22 млн. т. Самое главное теперь для предприятия, считает его директор, -- не допустить резкого падения объемов.

По словам директора, тарифная политика предприятия на объемы транзита не повлияла. Транзитная ставка утверждается концерном "Белнефтехим" и в обязательном порядке согласовывается с "Транснефтью". Сегодня средний тариф на новополоцком направлении составляет около 0,50 USD за прокачку тонны нефти на 100 км.

В настоящее время специалисты предприятия проводят экономический анализ тенденций и перспектив развития новополоцкого предприятия. "Мы просчитываем ту мифическую черту падения объемов, после которой у нас могут наступить очень серьезные проблемы", - говорит Валерий Журавлев. По оценкам, если объемы загрузки на "Дружбе" упадут ниже 15 млн. т, предприятию придется пойти на сокращение численности персонала и инвестиций.

"Пока еще мы можем вкладывать деньги в надежность транзитной трубы. Но денег с каждым годом становится все меньше, а нефтепровод стареет все больше", -- подытожил Валерий Журавлев.

Что касается прихода российской нефтяной компании "ЮКОС" в Литву, то, по словам директора, еще пока рано говорить, как может повлиять на белорусские транзитные потоки укрепление позиций данной компании в этом регионе. "Гадать о том, что будет, не берусь. Но могу заверить, что если объемы перекачки вырастут, мы готовы дополнительно вложить деньги и увеличить объемы транзита", -- подчеркнул он.

СПРАВКА: Магистральный нефтепровод -- Новополоцкое республиканское предприятие по транспорту нефти "Дружба" был построен государствами СЭВ и пущен в эксплуатацию в 1967 г. По нему советская нефть стала поступать потребителям стран Западной Европы, Латвии, Литвы, Беларуси.

В Новополоцк идут 3 нефтепровода: 2 нефтепровода Унеча -- Полоцк и один Сургут -- Новополоцк. В Новополоцке этот нефтяной поток раздваивается -- на нитки Полоцк -- Вентспилс и Полоцк -- Мажейкяй.

Кроме транзита в страны Европы и Литву, новополоцкая "Дружба" поставляет нефть на "Нафтан".

Получая около 30 млн. USD прибыли в год, "Дружба" способна самостоятельно финансировать свое техперевооружение. Согласно соответствующей программе, в прошлом году на эти цели было направлено около 16 млн. USD, в этом году уже вложено около 5,5 млн. USD.

За январь -- июль 2002 г. Новополоцкое предприятие по транспортировке нефти "Дружба" перекачало более 16 млн. т нефти (82,6% от прошлогоднего показателя). Транзит ее составил около 12 млн. т (76,5%), в том числе на Мажейкяй -- 5,8 млн. т (85%), на Вентспилс -- 6 млн. т (69,5%).

В 2001 г. предприятие перекачало 33,930 млн. т (120,3% к предыдущему году). Транзит ее составил 26,6 млн. т (126,7%), в том числе на Мажейкяй -- 11,6 млн. т (158,2%), на Вентспилс -- 15,0 млн. т (109,7%).

Протяженность трубопроводов предприятия -- 1.070 км. Емкость резервуарного парка -- 490 тыс. кубометров. Основными деловыми партнерами "Дружбы" являются фирмы и научные учреждения России, Германии, Венгрии, США, Великобритании. На предприятии работают 816 человек.

ИА "ЭКОПРЕСС"