Руслан АНАНЬЕВ,

В Минске вырастут высотки, гостиницы, рестораны, начнется строительство третьей ветки метро. Подготовка к чемпионату мира по хоккею-2014 подстегнет развитие белорусской столицы. В выигрыше, как заявил в интервью “НГ” заместитель председателя Мингорисполкома Андрей Ясюченя, окажутся и гости, и сами минчане.

1. Андрей Владимирович, каким образом пришлось корректировать планы развития Минска в связи с подготовкой к чемпионату мира-2014?

— В начале мая Президент Беларуси Александр Лукашенко утвердил корректировку Генерального плана Минска. Это было обусловлено в том числе и подготовкой к чемпионату мира по хоккею, который в 2014 году пройдет в нашей столице. Корректировка коснулась транспортной схемы города, улично-дорожной сети. Также было предусмотрено возведение второй спортивной арены в Чижовке, расширен план строительства гостиниц.

2. Какие наиболее значимые новые объекты появятся в Минске к 2014 году? Не окажутся ли они невостребованными после чемпионата?

— Планируется также построить несколько крупных транспортных развязок, не менее 14 гостиниц, много объектов общественного питания, услуг. Они, безусловно, будут востребованы и после чемпионата мира. По развитию городской инфраструктуры Минск по многим позициям пока не дотягивает до международных стандартов. Поэтому и запланированы большие стройки. Новые объекты будут появляться и после 2014 года.

3. Хватит ли в Минске гостиниц, ресторанов, кафе, чтобы расселить и накормить гостей чемпионата?

— Кроме гостиниц будут предусмотрены и другие варианты размещения. Например, мы сейчас строим большую студенческую деревню. Возможно, на период чемпионата мира эти общежития будут задействованы для размещения гостей, болельщиков.
До минского чемпионата три турнира пройдут в других странах. С учетом их опыта мы сможем уточнить потребность в местах для проживания. Если будет необходимо, могут быть использованы и дома отдыха, детские лагеря.

Чтобы накормить всех гостей, построим новые точки питания. Это будут объекты самого разного класса: от студенческих столовых и кафе до ресторанов высокого уровня. Например, руководство “МакДональдс” уже обратилось с инициативой расширения сети.

4. Какие изменения в ближайшие годы произойдут в дорожной и транспортной сети Минска? Когда может появиться третья ветка метро?


— В Минске запланирована большая работа: мы будем расширять улицы, продлевать их, строить развязки, в том числе многоуровневые. Строительство второй линии метрополитена, как мы планируем, завершится до конца 2013 года. Будет и третья линия, которая появится уже после чемпионата мира, окончание работ первого участка придется на 2017 год.

Мы стремимся создать такие условия, чтобы, например, до арены в Чижовке, находящейся, по сути, недалеко от Минской кольцевой автодороги, из центра города можно было добраться минут за пятнадцать.

Для доставки болельщиков в комплекс “Минск-Арена” предполагается организовать движение городской электрички, которая будет курсировать между Минским железнодорожным вокзалом и станцией Масюковщина. От Масюковщины до “Минск-Арены” совсем недалеко, пять-семь минут ходьбы.
К наплыву болельщиков мы будем полностью готовы. Ведь города и меньше, чем Минск, принимали чемпионат мира. Поэтому и нам нечего бояться.
После чемпионата транспортная сеть столицы будет и дальше развиваться. Да, мы знаем, что в некоторых городах зарубежья делают ставку прежде всего на автобусы и трамваи. Но у нас своя специфика. Поэтому мы не планируем отдавать приоритет какому-то одному виду транспорта. Все они будут развиваться и в дальнейшем.

5. С каждым годом найти свободное место под новостройку в Минске все сложнее. Как в связи с этим в дальнейшем планируется действовать: сносить старые здания или выносить предприятия за кольцевую автодорогу, “вытягиваться” в строительстве вверх, уходить под землю?

— Генеральный план утвержден. В ближайшее время будут изготовлены информационные стенды, которые разместятся в администрации каждого из районов Минска. Также мы планируем вывесить несколько баннеров с информацией о том, по каким приоритетным направлениям будет развиваться город в будущем.

Безусловно, Минск зажат в своих границах. Мы изучили мировой опыт, сопоставили наши особенности. В итоге основную ставку в дальнейшем решили сделать на среднеэтажное строительство — дома по 9—19 этажей. Но будут, конечно, и единичные здания высотой 75 и более метров, которые станут своеобразными символами столицы.

Значительных подземных сооружений, за исключением метрополитена, паркингов, активно строить не будем. Это обусловлено особенностью нашего грунта, дороговизной работ.

Безусловно, продолжится снос ветхого жилого фонда и старых производственных зданий. В условиях дефицита земли держать почти в центре города огороды — это расточительство.

Владельцы некоторых добротных частных домов, расположенных ближе к окраине Минска, возможно, останутся при своем. Но в целом город будет меняться, будет проводиться реконструкция территорий, вестись современное строительство.

6. В рамках развития Минска в какие сферы предполагается активно привлекать иностранных инвесторов, использовать зарубежные технологии?

— Уже сейчас более половины гостиниц, которые предполагается построить к чемпионату мира, проектируются компаниями, в учреждении которых участвовали иностранцы. То же наблюдается и в отношении объектов питания, развлечений. Для нас это инвестиции, новые рабочие места, налоги, передовой опыт.

Мы не делим инвесторов на своих и чужих. Мы поддерживаем тех, кто готов работать честно, открыто, прозрачно.

7. Не приведут ли большие “хоккейные” стройки к тому, что на возведение жилья в прежних объемах не хватит ни денег, ни техники, ни строителей?

— Такие опасения напрасны. У нас более половины жилья возводит МАПИД, другие предприятия, которые на крупнопанельном домостроении и специализируются. Поэтому в силу своей специфики они не могут значительно отвлекаться на строительство каких-то иных объектов.
У нас много белорусских строителей, работают также турки, литовцы, украинцы, специалисты из других стран. Нет проблем и с техникой. Самое важное для нас — чтобы было устойчивое финансирование и вовремя готовилась проектная документация. К сожалению, мощности проектных организаций у нас пока отстают от потребностей.

8. Каким образом планируется решать проблему дефицита парковочных мест?

— Действительно, сейчас автомобилей в Минске в пять раз больше, чем было в конце 80-х минувшего века. И мы прогнозируем дальнейшее увеличение. Это означает, что спрос на парковочные места тоже будет расти.

К сожалению, наши люди пока еще не готовы платить за место в паркингах, это дорого. Поэтому еще какое-то время важную роль будут играть обычные плоскостные стоянки. Но ситуация будет постепенно меняться, доля паркингов будет увеличиваться. Например, есть немало случаев, когда парковки под новыми домами некоторое время пустуют. Но проходит четыре-пять лет, люди обживаются, меньше денег приходится тратить на обустройство, и стоянки под домом полностью раскупаются.

Мы планируем строить не только паркинги под домами, но и отдельно стоящие. Несколько таких крупных объектов уже проектируется.

9. Не станет ли столица из-за масштабных строек менее “зеленой”?

— Не станет. Да, нужно много места для дорог, машин, магазинов, жилья. Но ландшафтно-рекреационные зоны, закрепленные в генплане Минска, будут оставаться нетронутыми. Появятся на карте Минска и новые парки. Например, будет благоустроен лес в Медвежино, которое вошло в городскую черту. Будут создаваться и другие парки, скверы. Есть даже специальная норма: не менее 40 процентов застройки жилого квартала должна занимать зеленая зона. Но это необязательно должен быть парк. Может быть и просто трава, кустарники.

10. Как вы считаете, какую выгоду сможет извлечь Минск из проведения крупных мероприятий вроде детского “Евровидения-2010” или чемпионата мира по хоккею-2014?

— Я считаю, что такие мероприятия подстегивают, помогают городу перейти на более высокий уровень развития. Ведь то, что будет создано к хоккейному первенству, потом нам позволит проводить и другие крупные международные соревнования. И для этого не потребуется значительных финансовых затрат.

Это позволит рекламировать наш город, более эффективно привлекать инвесторов, туристов. И для жителей города это дополнительный комфорт, новые возможности.

-10%
-20%
-50%
-10%
-50%
-10%
-15%
-15%
-50%