Андрей Коровайко,

Как происходит процесс изобретения? Изобретения и научные открытия обычно происходят случайно? Или можно научиться изобретать? Как можно сделать изобретателя из студента-математика? Что происходит с изобретением дальше? Сложно ли у нас проходит процедура получения патентов?

На эти и другие вопросы в эфире TUT.BY отвечал Валерий Супрун, кандидат технических наук, доцент Белорусского государственного университета, автор около 250 заявок и охранных документов на объекты промышленной собственности, в том числе 83 свидетельств СССР, 8 патентов Российской Федерации и 76 патентов Республики Беларусь на изобретения, отмечен золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Скажите, за что Вы отмечены золотой медалью Всемирной организации интеллектуальной собственности?

За активную работу в области патентных исследований, потому что к этому времени у меня было уже около 200 изобретений. Я работаю в системе высшей школы, привлекаю к этой деятельности студентов, аспирантов и магистрантов факультета. Это нонсенс, потому что наш факультет является лидером области изобретательства в Белорусском государственном университете, а мы математики.

Вы считаете, что математики не могут быть изобретателями?

Нет, так принято, что математики придумывают задачки, теоремы, сами их решают, доказывают, а изобретатели это физики, радиофизики, химики.

Скажите, а что Вы в таком количестве изобретаете?

Чистой математики как таковой уже давно нет: она все больше принимает прикладной характер. У нас на факультете есть отделение математической электроники, в рамках которой мы учим студентов проектировать устройства вычислительной техники. Причем проектировать не как-нибудь, а на уровне мировых стандартов. Если мы на какое-то устройство получаем патент, это значит, что до сих пор лучше устройства в мире не было. Это и есть мировые стандарты. Некоторые студенты являются соавторами изобретений. Я бы не сказал, что каждый студент способен изобретать, способны один-два человека из ста. Для этого нужен особый дар, особое, нестандартное мышление.

Как этот дар можно распознать?

Еще М.В. Ломоносов говорил, что математика приводит ум в порядок. Надо быть хорошим математиком. Если ученик, старшеклассник занимается математикой, причем занимается серьезно, он развивает свое мышление, свой интеллект. Если он еще знает нестандартные методы решения задач по математике, он развивает нестандартное мышление. Человек, который обладает нестандартным мышлением, может проявить себя в любой области человеческой деятельности, в том числе в изобретательской. Это свойство математики как науки: она имеет большое социальное значение.

Как же происходит процесс изобретения? Изобретения случайны или можно научиться изобретать?

По-разному. Планировать изобретение нельзя: это творчество. Определенный склад ума и свойство человека: он все время в дороге, все время в пути. Один из моих студентов изобрел схему во сне, когда ехал в поезде. Сразу вспоминается Исаак Ньютон, которому упало на голову яблоко: оно упало в нужное время в нужную голову нужному ученому. Был такой знаменитый изобретатель Эдисон, у которого было около 900 изобретений. Совсем недавно я прочитал, как он изобретал: приходил на службу, садился в кресло и засыпал. В руки он брал два железных шара. Когда ему снилась какая-то идея, шары падали, он просыпался, и главное было – записать то, что ему приснилось. Так он изобрел много полезных вещей. Но это одаренный человек, личность.

А Вам во сне приходят какие-то изобретения?

Всякое бывает. Это творческий процесс.

Что происходит с изобретением, когда заканчивается этот творческий процесс? Сложно ли проходит у нас процедура получения патента?

Заявка подается в Национальный центр интеллектуальной собственности. В течение полутора лет проводится экспертиза по всем странам мира: должна быть доказана мировая новизна этого произведения. Через полтора-два года патент будет на руках авторов. Но изобретать – это не так просто. Хотя у нас все студенты толковые, умные, каждый изобретателем стать не сможет. Необязательно студент должен быть круглым отличником: мой первый аспирант учился не очень хорошо, но в настоящий момент он имеет около 40 изобретений, кандидат технических наук, доцент, является заведующим кафедрой Белорусского государственного экономического университета, Седун Андрей Максимович. А по учебе из общей массы студентов он не выделялся. Второй мой аспирант третьего года имеет уже 25 патентов, сейчас выходит на защиту диссертации – и тоже не самый лучший студент. Кроме того, этот аспирант – Данила Андреевич Городецкий – мастер спорта по легкой атлетике, только что вернулся из Гродно, где участвовал в чемпионате Беларуси по легкой атлетике. И там хорошее место занял, и патенты имеет, и мышление у него нестандартное, незаурядное.

Нужно ли развивать этот дар, если он обнаружился?

Обязательно. Математику необходимо изучать серьезно, особенно молодежи, которая еще учится в школе. Когда готовятся к централизованному тестированию, читают пособия к нему. А надо более серьезную литературу изучать, серьезно заниматься математикой. Почему я так насчет централизованного тестирования? Там нет задач на доказательство, нет задач на построение – только задачи вычислительного характера, а этого мало для хорошего математика. Хороший математик должен уметь доказывать формулы, должен размышлять – и это сказывается на активности студентов: нынешние студенты слабее тех, что были лет десять назад, найти среди них изобретателя очень трудно, к сожалению. 
-10%
-10%
-30%
-20%
-73%
-20%
-20%
-50%
-50%
-70%