Андрей Коровайко,

21 июля 2010 года вступит в силу уже третья редакция закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Беларуси. Какие изменения коснутся Закона "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь"? Как будет осуществляться контроль за пребыванием в Беларуси иностранных граждан? Не создаст ли новый порядок сложностей приезжающим в Беларусь иностранцам?



Об этом в эфире TUT.BY рассказал Алексей Бегун, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

Какие изменения будут внесены в закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси?

С 21 июля вступает в силу уже третья по счету редакция закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси. При подготовке соответствующих предложений было принято решение комплексно переработать предыдущую редакцию закона с учетом накопившегося опыта для того, чтобы заполнить пробелы, которые имелись в законодательстве. Планируется ввести ряд норм, направленных на упорядочение пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Беларуси, а также сделать долгосрочный законопроект, который будет ориентирован на урегулирование вопросов миграции на территории государства: режим пребывания и проживания иностранных граждан, режим выдачи разрешений на постоянное проживание.

Есть вопросы, которые поступают от пользователей: "Как будет осуществляться контроль пребывания в Беларуси иностранных граждан? В частности, известны факты, когда иностранец поступает на платное обучение, а сам занимается бизнесом".

Действительно, была определенная категория иностранных граждан, которая выпадала из общей системы контроля нахождения их на территории страны, были факты незаконной предпринимательской, трудовой деятельности. Новая редакция закона в первую очередь направлена на то, чтобы не допустить в страну нежелательных лиц и граждан, которые прибывают в Беларусь в основном из государств постоянной незаконной эмиграции. Вторая составляющая закона направлена на то, чтобы создать комплексный механизм контроля нахождения иностранных граждан на территории страны. Причем контроля выборочного: контролируется категория риска - иностранцы, которые могут совершить правонарушение на территории государства.

К жителям каких стран это относится?

Есть страны потенциального миграционного риска - например, страны Юго-Восточной Азии, Африканского континента, есть страны, которые благополучны в плане миграции на территории страны. Соответственно, существуют проекты, которые направлены на оценку миграционных рисков.

По каким критериям это будет определяться?

Один из основных критериев - уровень валового внутреннего продукта на душу населения. Второй критерий - количество иностранцев, которые допускали правонарушения на территории государства. Также есть и некоторые другие показатели, которые говорят, что страну можно отнести к группе повышенного миграционного риска со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это повышенный контроль, повышенные требования при оформлении визы и выдаче разрешения на постоянное и временное проживание, периодическая организация контроля режима нахождения - посещение учебного заведения, работы, контроль инвестиционной деятельности.

Создается впечатление, что новый порядок создаст новые сложности для приезжающих в Беларусь иностранцев: если ты даже с мирными намерениями приезжаешь из страны, которая входит в "группу риска", тебя все равно будут проверять чаще, чем всех остальных?

Да, но эти проверки будут на первом этапе. Когда сотрудники миграционных органов, сотрудники органов внутренних дел убедятся в истинных целях пребывания иностранного гражданина на территории государства, то проверки станут реже: они будут периодическими и позволяющими адекватно оценить поведение иностранца и его цели нахождения на территории страны, а также минимизировать угрозы со стороны этого лица.

Существует ли список иностранцев, въезд которых в Беларусь ограничен, нежелателен или вообще воспрещен?

Практика ведения списка граждан - это установившаяся практика всех государств.

То есть персона нон-грата есть в любом государстве?

Да, и в государствах - участниках Шенгенского соглашения, и в других государствах, которые проводят правильную миграционную политику: например, не пускают в страну лиц, которые раньше нарушали законодательство, привлекались к уголовной и административной ответственности на территории страны. В Беларуси также существует такой список, но так как мы с Российской Федерацией строим общее миграционное пространство, то в настоящее время этот список единый для двух государств. Если не вдаваться в персоналии, то в этом списке более двухсот тысяч иностранных граждан. Им запрещен въезд на территорию государства или эти лица являются нежелательными для пребывания в Беларуси.

Изменился ли как-то перечень оснований, по которым иностранцы могут получить разрешение на временное пребывание в нашей стране?

Перечень оснований существенно расширился: это занятие в установленном порядке трудовой, хозяйственной, предпринимательской или иной деятельностью, наличие близких родственников - граждан Беларуси, заключение брака с гражданами Беларуси, учеба, владение недвижимостью на правах частной собственности. Такое разрешение могут получить и те лица, которые когда-то имели белорусское гражданство. В любом случае гражданин не должен нарушать законодательство Беларуси, в том числе во время своего предыдущего пребывания, должен иметь законный источник существования, обеспечивающий ему и членам его семьи прожиточный минимум, и обладать целым рядом условий, связанных с его проживанием. Существует также целый ряд других оснований, но одновременно увеличивается количество оснований для аннулирования либо отказа выдачи соответствующего разрешения.

Будут ли как-то меняться подходы к регистрации граждан Беларуси, постоянно проживающих за рубежом, а также несовершеннолетних? Что изменится в правилах въезда родственников в Беларусь?

Этот вопрос касается внесения изменений соответствующим указом президента в Положение о порядке регистрации граждан по месту жительства и пребывания, который вступает в силу в сентябре текущего года. Он говорит о том, что лица, которые постоянно проживают за границей, могут зарегистрироваться по месту пребывания в течение шести месяцев. Такая преференция им предоставлена для того, чтобы они решили ряд своих вопросов и определились по месту дальнейшего проживания - или на территории Беларуси, или в том государстве, в котором они постоянно проживают. Что касается регистрации несовершеннолетних, то внесен ряд положений, направленных на урегулирование этого вопроса. Для граждан Беларуси, супругами которых являются иностранные граждане, исключено получение согласия второго законного представителя, чтобы зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства. Кроме того, исключено согласие обоих родителей на регистрацию несовершеннолетнего по месту пребывания, если он поступает в одно из учебных заведений Беларуси в другом населенном пункте и вынужден переехать с места постоянного жительства в место временного проживания. Также есть ряд других условий, касающихся несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей и регистрируются в интернатах.

Что-то изменится касательно иностранцев, у которых есть родственники в Беларуси?

Они смогут получить как долгосрочную визу сроком действия до одного года с правом пребывания 90 дней, так и разрешение на временное проживание по этим же основаниям, которое при наличии соответствующей визы многократно позволяет выезжать и въезжать на территорию страны. Если у таких лиц было белорусское гражданство или здесь проживают их кровные родственники, то они имеют право на приобретение гражданства в регистрационном порядке и получение разрешения на временное проживание или вида на жительство.

Как иностранному гражданину получить официальное разрешение на работу в Беларуси, если здесь не проживают близкие родственники?

Это немного несопоставимые понятия, потому что наличие близких родственников - это основание для получения разрешения на временное проживание, но это разрешение не предоставляет право иностранцу работать на территории Беларуси.

А что предоставляет это право?

Его предоставляет субъект хозяйствования, который имеет лицензию на право привлечения иностранной рабочей силы. Это не касается граждан Российской Федерации, потому что у нас с ними равные условия для осуществления трудовой деятельности. Также на иностранцев должны быть получены специальные разрешения для занятий трудовой деятельностью. Фактически если иностранец хочет получить работу на территории Беларуси, он должен найти субъект хозяйствования, который будет в нем заинтересован, который имеет или получит лицензию на право привлечения иностранной рабочей силы, а в последующем и специальное разрешение на него. В любом случае в Беларуси действует принцип защиты национального рынка труда, и если иностранец захочет работать на должности, которая обеспечивает занятость граждан Беларуси, то он на такую должность устроиться не сможет.

Изменится ли порядок получения разрешения на проживание в связи с трудоустройством?

Порядок и перечень документов является одинаковым. Если иностранец прошел эти два этапа и субъект хозяйствования получил лицензию, предоставляющую право привлечения иностранной рабочей силы, и затем иностранец получил специальное разрешение, то он в упрощенном порядке получает разрешение на временное проживание на территории Беларуси в течение года.

Иногда иностранцы заключают фиктивные браки с гражданами Беларуси в целях легализации проживания и ведения бизнеса. Как эта проблема будет решаться?

В законопроекте мы попытались предусмотреть барьер для того, чтобы бороться с фиктивными браками. Советом министров утверждено соответствующее положение, которое регламентирует порядок сбора органами внутренних дел сведений, являющихся достаточным основанием для того, чтобы признать брак фиктивным. На настоящий момент это самое слабое звено миграционного контроля.

Фиктивные браки есть практически во всех развитых странах, потому что лицо, получившее соответствующее разрешение, получает какие-то преференции, право работать и из заработанных средств может даже содержать свою фиктивную семью, в это время перевозя другую. Все государства Европейского союза борются с фиктивными браками. Мы внимательно изучили международный опыт, и по этому поводу нас даже критиковала оппозиция: "Милиция собирается лезть к иностранцам в постели!". Но эти меры направлены на то, чтобы наши граждане не торговали браками. В некоторых странах предусмотрена даже уголовная ответственность за заключение фиктивных браков. Поэтому мы сейчас посмотрим, как эффективно действует эта норма, и в последующем сами будем инициировать уголовную ответственность, чтобы наказывать тех лиц, которые содействуют иностранцам в легализации своего пребывания на территории Беларуси.

Сегодня в этой студии уже сидел иностранец - Массуд Талебани, который проживает в нашей стране с 1994 года. Он сетовал на то, что в других странах, прожив определенное количество лет, можно получить гражданство.

В Беларуси тоже можно прожить семь лет на основании вида на жительство и подать ходатайство на получение белорусского гражданства. Но гражданство является высшей точкой интеграции лица в общество: человек не только говорит, что будет соблюдать законодательство, уважать традиции и обычаи белорусского народа, но он также должен соответствовать определенным критериям.

Нашими критериями является семилетний срок постоянного проживания в стране, знание государственных языков в пределах, необходимых для общения, законный источник существования, обеспечивающий ему и членам семьи прожиточный минимум на территории государства. Кроме того, обязательно законопослушание: иностранец может подать ходатайство на получение гражданства, только если он привлекался к ответственности не более двух раз. В Российской Федерации, например, такого критерия нет. То есть если человек принимает белорусское гражданство, то он должен быть кристально чист перед законом.

Когда принимается наше гражданство, то от предыдущего придется отказаться?

Или отказаться, или подать специальное ходатайство, потому что некоторые государства не предусматривают процедуру выхода из гражданства или его утраты и тогда признают двойное гражданство. Если человек становится гражданином Беларуси, то он получает комплекс прав и обязанностей. Пользуясь же такими коллизиями с двойным гражданством, некоторые граждане пытаются сидеть на двух стульях, показывая то белорусский, то иностранный паспорт.

Массуд Талебани просил передать пожелание, чтобы иностранцам было поменьше хлопот, поменьше хождений по инстанциям со стопкой бумаг. Что меняется в плане регистрации?

Увеличен срок пребывания иностранцев без регистрации до пяти дней. С учетом выходных в течение семи дней иностранец может не регистрироваться на территории государства. Если иностранец зарегистрировался по одному месту жительства, а потом его меняет, то он в течение пяти рабочих и двух выходных дней должен зарегистрироваться по новому месту жительства: он уже не должен сломя голову бежать в подразделение по гражданству и миграции, чтобы перерегистрироваться.

Увеличили также количество органов, которые проводят процедуру регистрации: в этот список включили санаторно-курортные органы, гостиницы, которые самостоятельно регистрируют иностранцев и направляют соответствующее уведомление в органы внутренних дел. Освободили иностранцев от прохождения регистрации, если они поселяются в объектах агроэкотуризма. Мы планируем поработать по этой процедуре, посмотреть, насколько иностранцы соблюдают законодательство, насколько эффективна система, и сделать выводы о состоянии криминогенной обстановки в отношении этой категории лиц.

Нас все критикуют, но регистрация, по нашему мнению, является превентивной процедурой: когда иностранец уже подал свои данные в милицию, он не совершает правонарушений на территории страны. Мы пока идем таким путем. Может быть, эти меры половинчатые, не такие быстрые, как всем хотелось бы, но мы перешли на шестидневный режим работы, поэтому регистрацию можно пройти в течение всей рабочей недели. Кроме того, мы рассматриваем вопрос о регистрации иностранцев на основании документов, поданных в электронном виде или по почте.

Вы назвали регистрацию превентивной мерой. Странная логика: иностранец, который регистрируется, не будет совершать преступление. А иностранец, который приехал совершить преступление, регистрируется?

Как правило, нет. Преступления, которые совершают иностранцы, составляют чуть более 1% от количества преступлений, которые совершаются в Беларуси. В некоторых странах этот показатель достигает и 50%. Но даже из этого процента половину преступлений совершали лица, которые находились в стране без регистрации, без вида на жительство. Правда, с нашей стороны тоже есть определенная недоработка: нужно подробно информировать иностранцев, чего нельзя делать в нашей стране.

Как и где иностранцы получают информацию, что им нужно регистрироваться, в какой срок?

Во-первых, со многими странами у нас визовый режим. Поэтому когда иностранец подает ходатайство на получение визы, он должен быть проинформирован сотрудником консульского учреждения о том, что в определенный период он должен пройти регистрацию. Кроме того, заполняя миграционную карту, иностранец может прочитать на обратной стороне соответствующую информацию. Вся информация также размещена на интернет-ресурсах Министерства внутренних дел, ГУВД Мингорисполкома, на сайтах наших посольств и железнодорожных вокзалах. Там иностранные граждане могут получить информацию о правах и обязанностях и о том, как и где зарегистрироваться.

Все время говорят, что регистрация - это большие трудности для иностранцев. Во многих странах регистрации нет - приезжайте, кто хочет, только визу получите. Каковы на самом деле международные стандарты?

Международных стандартов нет. Документы, которые регулируют права человека, говорят, что правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на своих территориях отнесено к компетенции национального законодательства. В некоторых странах срок регистрации составляет три дня, в некоторых - один; есть страны, в которых сотрудник миграционной службы беседует с каждым иностранцем и определяет срок нахождения человека на территории страны. Каждая страна определяет свою миграционную политику, исходя из миграционных потоков, рисков, социально-экономических, политических факторов, географического положения и так далее.

В Советском Союзе были одни правила, но очень мало иностранцев, в Беларуси другие правила: страна находится в центре Европы, у нас большой транзит граждан, в том числе въезжающих и выезжающих по безвизовому режиму. По оценкам международных экспертов, территория Беларуси на сегодняшний день не является территорией массовой нелегальной миграции. Значит, законодательство полностью соответствует не только международным, но и внутригосударственным стандартам.

Не потребуется ли четвертая редакция закона?

Миграционные процессы развиваются очень быстро: вводятся биометрические технологии, идентификация личности происходит не только по отпечаткам пальцев, по радужной оболочке глаза, но и по коду ДНК, появляется ряд других миграционных потоков, которые на территории Беларуси не присутствовали или были менее выражены. Законодательство тоже не стоит на месте: оно должно отвечать современным реалиям, быть готовым отреагировать на потенциальные угрозы, иметь несколько превентивный характер.

Я считаю, что в этой редакции закона есть перспективы лет на пять: решение демографических проблем на территории страны, создание необходимого барьера для потенциальных нелегальных мигрантов, чтобы государство не тратило значительные суммы, отправляя их на родину, а также борьба с фиктивными браками.
-10%
-40%
-20%
-15%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%