Кроме того, он поделился своими впечатлениями от участия в международной конференции "Гражданская служба в странах Европы и регионе СНГ: история, модели, стандарты. Перспективы развития гражданской службы в Беларуси" и рассказал о своем видении применения международного опыта в альтернативной гражданской службе для нашей страны.
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
Какая позиция у законотворцев по поводу альтернативной службы?
В любом случае обсуждение этого вопроса должно проходить в рамках закона, а нравится это кому-то или нет, - вопрос другой. По моему мнению, у человека должна быть возможность использовать альтернативную гражданскую службу. У человека всегда должен быть выбор.
На рассмотрение Парламента будет выдвигаться этот законопроект, будем его обсуждать. О том, в какой форме будет это проходить, говорить пока рано.
Вы участвовали в международной конференции "Гражданская служба в странах Европы и регионе СНГ: история, модели, стандарты. Перспективы развития гражданской службы в Беларуси". Что полезного вы почерпнули из того, что слышали на этой конференции?
Полезно само понятие о гражданской альтернативной службе. У нас это обще: человек вроде бы на гражданке, но привязан к какому-то ведомству и должен либо отбывать это время службы в армии, как положено по закону о воинской обязанности, либо проходить альтернативную службу в каких-то других структурах. На конференции ставились более углубленные вопросы о том, каким должен быть срок такой службы. Интересен и сам подход к альтернативной гражданской службе в странах Запада, в той же Германии, в странах СНГ. У них в этом плане наработан немалый опыт, которым можно воспользоваться.
Применима ли модель, которая там используется, к нашей стране?
Не полностью, конечно, хотя есть рациональные зерна, которые надо брать.
С какими оговорками? Что не применимо в Беларуси?
Во-первых, у нас на сегодняшний день нельзя принимать закон, что все, кто хочет, идут в армию, а кто не хочет, в армию не идут. По опыту Германии, альтернативно служить могут только 50% призывников. У нас сейчас, наверное, так не получится: нужно развивать саму систему, потому что такое количество волонтеров могут не принять организации, которым их предложат. Нужно заранее готовить рабочие места, места отбывания альтернативной гражданской службы.
Какие критерии отбора вам тогда видятся? Как будут определяться те, кто может служить по альтернативному варианту, а кто нет?
Критерии отбора могут быть разными: состояние здоровья, убеждения совести, религиозные убеждения. Но это ни в коем случае не должно основываться только на нежелании идти служить в армию. В законе это должно быть четко оговорено, чтобы потом у нас не было таких случаев, когда люди обращаются в Конституционный суд.
До первого сентября межведомственная рабочая группа должна подготовить законопроект и внести его в Совмин. Как скоро он попадет в парламент?
Не могу сказать конкретно. В 2009 году во время обращения президента было четко сказано, что законопроекты должны находиться в парламенте не больше одного года. Я думаю, что в следующем году он вполне может появиться в парламенте, пройти обсуждение и быть принятым в первом-втором чтении.