Поддержать TUT.BY
143 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Оценивает по походке. История бывшего балетмейстера, который в 74 года работает фитнес-тренером
  2. С осторожным оптимизмом. Как безвизовый Гродно, потерявший туристов и деньги, ждет новый сезон
  3. СМИ опубликовали разговоры подозреваемого по делу MH17 в день трагедии
  4. Роман одного из самых известных белорусских писателей отправили на экспертизу
  5. «Этот магазин для всех». В Минске открывается гастромаркет FishFood, где закупаются рестораны
  6. Крупных промышленных должников собрались оздоравливать через спецагентство
  7. Референдум в Кыргызстане: страна становится президентской республикой
  8. БАТЭ в скандальном матче сумел уйти от поражения, «Шахтер» на 4 очка оторвался от преследователей
  9. 15 жертв, более 400 пострадавших. 10 лет назад произошел теракт в минском метро
  10. Топ-10 самых популярных подержанных авто в стране. Какие на них цены?
  11. Врач объясняет, откуда берется шум в ушах и как от него избавиться
  12. За сутки в Беларуси зарегистрировано 1175 новых случаев COVID-19
  13. Глава Минска задумался об отказе от участков под паркинги у МКАД. И вот почему он прав
  14. История одного фото. Как машинист метро и его коллеги помогали пассажирам после взрыва 11 апреля 2011 года
  15. «Семь лет врачи думали, что симулирую». История Анжелики, которая больна дистрофической миотонией
  16. «У Лукашенко нет опоры в госаппарате». Латушко рассказал про новые санкции и транзит власти
  17. «Чем ниже спускаешься, тем больше горя». Жители домов над «Октябрьской» — о теракте в метро и фото, сделанных сразу после взрыва
  18. Владимир Макей: «Сегодня никто не спорит, что Александр Лукашенко выиграл выборы»
  19. «Письма Шрёдингера» и рассказы в неволе. Максим Знак в заключении написал более сотни произведений
  20. Закроем наши посольства там, где они не приносят отдачи? С кем мы успешно торгуем, а с кем — просто дружим
  21. Полчаса процедуры, два дня страданий. Как я сделала прививку от коронавируса
  22. Какие курсы доллара и евро установили обменники на выходные
  23. Я живу в 25 км от центра Европы. Как семья на хуторе в глуши среди леса делает сыры по рецептам ВКЛ
  24. Пассажиры автобуса, которых не пустили в Украину из-за поддельных ПЦР-тестов, рассказали подробности
  25. «Запретили пить, курить и заниматься музыкой. Он спросил, зачем тогда жить». Вышла биография культового белорусского музыканта
  26. Как не пропустить рак легкого? Главное о здоровье за неделю
  27. «Радость — лучшее лекарство». Витебский бизнесмен начал рисовать 3 года назад, когда заболел раком
  28. Автозадачка на выходные. Простая ситуация на перекрестке, но мало кто справится
  29. «Джинн злобно загоняется в бутылку». Большое интервью с многолетним журналистом президентского пула
  30. Прокурор: Протесты в Беларуси начались и из-за блогеров из Бреста. Обвиняемых лишили слова в суде


Марина Шкиленок,

Чужих детей не бывает. Все они наши, все должны быть любимыми. Вряд ли кто-то будет спорить с этим утверждением. Сегодня мы будем говорить о людях, которые приняли деток в свою семью. Кто они – сегодняшние усыновители? Почему мама и папа решаются на такой серьезный шаг? Какую поддержку оказывает государство приемным родителям и их новым родным деткам? На эти и другие вопросы ответит Наталья Станиславовна Поспелова, директор национального центра усыновления Министерства образования Беларуси.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео

- Сегодня я отводила своих детей в сад, и у меня дочка – 6 лет – спросила: "Мама, сегодня День защиты детей, а от чего защищают детей?" Я не нашлась, что ей ответить. От чего сегодня нужно защищать наших деток?

- К сожалению, в любом обществе, на каком бы уровне развития оно ни находилось, всегда придется думать о тех, кто слабее, кто меньше, кто беззащитнее – и это как раз наши дети. От кого или от чего защищать? Прежде всего, защищать от недостатка времени, который свойственен большинству современных родителей. В погоне за карьерой, в желании все успеть мы волоком волочем детей в детский сад, забираем в 7 вечера, когда он закрывается. Раз уж ребенок пришел в нашу семью, мы, как родители, должны быть к этому готовы, мы должны предоставить ребенку самый нужный для него ресурс – наш, родительский – это время, которое мы можем ему посвятить. А если будет время, то оно повлечет за собой и любовь, и формирование привязанности, и врастание в судьбу друг друга. К сожалению, бывают ситуации, когда детей приходится защищать от своих же собственных родителей, которые оказались не готовы к тому, что у них будет ребенок, что его надо воспитывать, надо соответствовать каким-то требованиям общества, которые оно предъявляет на всех этапах взросления ребенка в семье. К сожалению, есть ситуации, когда детей защищают от их неблагополучных родителей. Я бы не сказала "защищать", по-моему, надо помогать детям войти в современный мир. У всех родителей есть в этом смысле большая опасность: мы-то люди того поколения, детство которых прошло "там", и от нас требуется огромное родительское мастерство: знать современные тенденции общественного развития, тенденции воспитания, знать и соответствовать тому вызову, который дает время, социальная ситуация развития, общественная ситуация развития – ко всему этому надо детей подготовить. Но тогда возникает вопрос: детство – это что, подготовка ко взрослой жизни? Отнюдь: детство – это самоценный этап, это уникальный этап. Если не прожить детство или оно будет прожито на деформированной какой-то основе, есть риск получить и взрослую личность не совсем состоявшуюся, не совсем компетентную, не совсем отвечающую современным вызовам.

- Я хотела вас дополнить: многие воспитатели в детских садах отмечают, что современные дети уже рождаются взрослыми, у них детства, грубо говоря, нет. Потому что они уже в четыре года умеют читать, здраво рассуждают и вместо того, чтобы побегать и покататься на велосипеде, читают книжки, разговаривают со взрослыми на какие-то взрослые темы. Можно ли считать это вызовом времени? Может повлиять на дальнейшее развитие ребенка?

- Наверное, нет таких рекомендаций, которые были бы вечными и говорили, что ребенок должен быть таким и должен быть таким всегда. Таких рекомендаций, наверное, не может дать ни педагог, ни психолог, ни социальный работник. Почему наши дети взрослее? Наверное, потому что они воспитываются более зрелыми людьми. Я имею в виду наших с вами родителей. Потому что пока мы с вами в погоне за карьерой, мы привлекаем бабушек и дедушек. Вот эта мудрость, рациональность, рассудочность наших детей – оттуда, от наших родителей. Они еще у нас молодые, но им так интересно воспитывать наших детей! Мы, конечно, не отстаем от этих попыток оптимизировать вхождение ребенка в образовательную среду, культурную среду. Я, как педагог, считаю и всем говорю: родители дошкольников, не учите ваших детей читать, это не нужно. Дошкольный возраст – это время для игры, общения и развития кругозора. А вы другую задачу решаете – школьного обучения. На этом этапе опережая традиционные этапы в развитии ребенка, есть риск где-то нарушить его развитие: во время обучения чтению в школе ребенку будет уже просто неинтересно. Стремление родителей научить детей рано читать связано с тем, что в семье не хватает общения. Ребенок познает мир через что-то: в дошкольное время – через нас с вами, через того взрослого, который является медиатором, проводником – он возьмет за руку и объяснит, почему радуга такая, а гроза такая. Можно научить ребенка читать и отослать его со словами: "Почитай это в восемнадцатом томе, который стоит на пятой полке". Вызывая у наших детей новый навык или способствуя этому новому умению, мы все-таки, наверное, не очень добросовестно относимся к своим родительским обязанностям. Мы просто минимизируем другой канал получения информации, которым является реальное общение. Я с трудом представляю себе молчаливую маму у ребенка-дошкольника. Я вообще не представляю, как женщина, мама может вести ребенка в садик и просто молчать.

- Ну что вы, я однажды видела, мама с плейером шла: мама с плейером, а ребенок рядом…

- Такому ребенку, чтобы развиваться, пора учиться читать: от мамы он, к сожалению, не сможет получить ту информацию, которая ему нужна. Поэтому впору влезть в "Войну и мир" и освоить там пару глав, потому что хочется побеседовать с мамой, но у мамы плейер в ушах. Поэтому ребенок всегда ищет выход.

- Давайте вернемся к нашей главной сегодняшней теме: мы как-то плавно от нее отдалились. Насчет усыновленных детей: можно ли сказать, что дети, которых оставили родители в интернатах, на попечении государства – это самая незащищенная часть наших деток?

- Да, с точки зрения, что у этих детей нет самой нужной для их развития среды – семьи, этих детей можно рассматривать как самых незащищенных. Семья должна быть у человека всегда. Когда-то Ги де Мопассан сказал: "Человек рождается, живет и умирает в постели". Несмотря на то что кто-то может посчитать перифраз несколько вульгарным, но я бы с уверенностью сказала, что человек рождается, живет и умирает в семье, когда его программа по семьеведению выполнена. К сожалению, есть определенная численность детей, которым не удается жить в родной семье. Если говорить о статистике, то на начало этого года подлежат усыновлению 5800 воспитанников детских интернатных учреждений. Почти 6000 детей лишены возможности жить в семье. И, разумеется, эти дети требуют определенных усилий по их защите, воспитанию, потому что воспитать в несемейной среде семьянина, наверное, возможно с тем же самым успехом, как учить невидящего и неслышащего человека танцевать.

- А сколько детей было усыновлено за прошлый год?

- За прошлый год у нас были очень неплохие показатели, если выражаться чиновничьим языком, – 585 усыновленных детей. Это считается хорошим показателем, потому что усыновление – не единственная форма и не для всех. 17-летняя девушка тоже состоит в банке данных и тоже подлежит усыновлению, но я как-то с трудом представляю на сегодняшний день – да и мировые тенденции об этом говорят, - что взрослые дети утратили тот сензитивный возраст, который наиболее мажорен для вхождения в семью. 15-летний подросток не может войти или с огромными трудностями войдет в семью усыновителей.

- А чаще всего каких детей усыновляют?

- Как правило, усыновляют детей в возрасте до пяти лет: интегрировать их в семью удается с гораздо большим успехом. Чтобы дать возможность и пятнадцатилетнему подростку реализовать возможность попасть в семью, существуют другие формы семейного устройства. 585 детей усыновлено, но еще около 2000 принято в опекунские семьи, еще 1200 устроены в приемные, профессиональные семьи, около 300 детей переданы на воспитание в детские дома семейного типа. То есть существуют разные формы воспитания детей.

- А какая разница между всеми этими типами?

- Различия есть, и они детерминируются потребностями детей. Ребенок взят из интерната. У него есть своя история: его мама находится в тюрьме, она через три года выйдет. Вы его усыновили, родным назвали - а у него есть своя мама.

- А когда она выйдет из тюрьмы, она может его забрать?

- А почему нет?

- Никак это не регулируется законодательством? А вдруг мама не очень нормальная?

- А вдруг нет? Это сложно. Бытует, к сожалению, несколько упрощенное понятие о системе охраны детства: мы взяли ребенка в плохой семье и поместили его в хорошую. На самом деле наша работа заключается в том, чтобы, если ребенок появился в этой семье, охранять его в этой семье. Лучше, чем родная биологическая семья, для ребенка нет ничего, несмотря на различные деформации: когда родители пьют, сутками не занимаются своим ребенком. Но такой искренности и любви, как в родной семье, получить зачастую нигде не удается, кроме как в семье родственников – это как раз опекунские семьи – и в семье усыновителей.

- Это чужие люди по сути?

- Да, это чужие люди. Они взяли ребенка в свою семью, усыновили его решением суда, и ребенок приобретает права и обязанности сына и дочери в этой семье. Он точно такой же сын или дочь, как и другие дети в этой семье, или единственный ребенок. Он носит фамилию усыновителей, наследует имущество, пользуется всеми преференциями, которые дает семейный образ жизни, потому что больших льгот и социальных гарантий, чем жизнь в семье, не дает ничто. Иногда нам говорят, что когда ребенок находится в профессиональной, приемной семье, там, где люди приняли его на воспитание временно, в рамках трудового договора, они получают заработную плату за воспитание ребенка. И есть за что: воспитывать взрослого ребенка, ребенка с особенностями, ребенка с не очень позитивным опытом, который он приобрел ранее, – это тяжело. Это работа. Но для ребенка это возможность пожить в семье, увидеть семейный образ жизни, чтобы потом с большей легкостью его воспроизвести.

- То есть научить ребенка жить в семье, чтобы он в будущем сформировал свою семью?

- Да. Поэтому второй тип - профессиональное замещающее родительство, профессиональная семейная забота, как мы говорим, представлена двумя формами устройства – приемная семья и детский дом семейного типа. Наверное, в будущем законодатели что-то еще придумают, и будут другие формы. Таким образом, мы рассмотрели усыновление как наиболее приоритетную, абсолютно бескорыстную, пожизненную форму устройства и форму профессионального родительства, которое является временным, заключается на срок трудового договора – и это форма оказания платных услуг нанимателю. Наниматель - управление отдела образования, которое нанимает достойных людей, имеющих свой позитивный родительский опыт. В последнее время во всех странах мира очень популярен семейный уход за детьми с особенной судьбой. Надо сказать, что наши попытки, попытки государственной системы охраны детства в направлении профессиональной семейной заботы в Республике Беларусь очень поддерживаются представительством детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Республике Беларусь. У нас есть совместный проект – мы его завершим к концу этого года, - который позволил нам методически отследить все моменты, связанные с отбором людей, которые желали бы на платной основе принять в свои семьи детей сиротской категории, создания приемных семей, сопровождение детей и родителей в этих семьях. Это в мире очень развиваемая форма – прежде всего, потому, что воспитание ребенка – это всегда труд. А воспитание ребенка с особенной судьбой, с негативным опытом жизни в неблагополучной семье, в интернатном учреждении – это архисложно. Поэтому и надо оплачивать этот труд, и оплачивать его достойно.

- Кто может стать приемными родителями? Какие требования должны соблюдаться?

- Давайте сначала поговорим о том, кто может быть усыновителем. Усыновителями могут стать дееспособные граждане, не имеющие правовых противопоказаний к деятельности по усыновлению. Что это за противопоказания? Состояние здоровья: эти люди не должны болеть ни одним из заболеваний, внесенных в специальный перечень Министерства здравоохранения. Наличие тяжелых состояний несовместимо с эффективным родительством. Зачем помещать ребенка в семью, которая борется с тяжелым недугом? Туберкулез, хронический алкоголизм, наркомания, шизофрения – в перечне все оправдано. Не могут быть усыновителями лица, имеющие непогашенную судимость, а также судимость за тяжкие умышленные преступления против личности. Это очень важная норма: человек, который однажды преступил закон и совершил преступление против личности, как то: изнасилование, грабеж, разбой – не может быть усыновителем. Мы не можем ставить эксперименты над ребенком. Устанавливая эти требования, система охраны детства должна гарантировать ребенку безопасное размещение в новой семье, а не какие-то приключения. Следующее ограничение: не могут быть усыновителями лица, не имеющие дохода, который обеспечивал бы ребенку прожиточный минимум. Также не может усыновить ребенка человек, который не имеет регистрации, постоянного места жительства, жилого помещения, которое соответствовало бы санитарным и гигиеническим требованиям. Здесь сразу всегда возникают вопросы: а можно ли усыновить ребенка, живя в общежитии? Можно, потому что там люди и рождают детей, и живут там годами, ожидая решения своей жилищной проблемы. Никто не говорит о том, что мы будем отдавать ребенка только людям, которые проживают исключительно в дворцах с мансардами: абсолютно все доступно для человека, который искренне желает пополнить свою семью еще одним членом – ребенком.

- Например, отдали ребенка родителям, которые соответствуют всем этим требованиям, но в жизни всякое случается. Вдруг что-нибудь случится с этой семьей, и ребенку там станет некомфортно? Что делать?

- В такой ситуации включаются общие методы, общие механизмы помощи ребенку в семье, в которой что-то не так. Все мы ходим под Богом, может случиться все, что угодно. В такой ситуации ребенку будет подобрана та форма ухода, та форма защиты, которая будет соответствовать его интересам.

- Готовясь к эфиру, мы хотели поговорить с людьми, которые усыновили ребенка. Позвонили в три семьи – и ни одна из них не согласилась прийти. Одни сказали, что не хотят "светиться", потому что никто из соседей не знает, что ребенок усыновленный. Ответ вторых меня просто удивил: они сказали, что усыновили ребенка из чувства долга, и поэтому рассказывать им не о чем. Что движет людьми, которые хотят усыновить ребенка?

- Мотивов для усыновления, наверное, столько же, сколько мотивов появления на свет биологического ребенка, столько, сколько людей. У каждого свой мотив. Иногда достаточно примитивные мотивы. Мы не должны отличаться от других семей: мы в браке уже семь лет, но детей все нет. Мы решили, что готовы принять ребенка к себе в семью. Говорить, что этот мотив плохой или не соответствует интересам ребенка… Наверное, можно было бы говорить так, менторски, что дети – смысл нашей жизни, поэтому давайте готовиться к их появлению заранее, давайте всю жизнь класть на алтарь нашим детям, но это пока что из области фантастики. Я в самом деле считаю, что дети – венец природы, а родители для них – ступенька. Но удобная она или скользкая – тут бывают варианты: оттолкнутся они от нас и пойдут вверх или скатятся вниз - все зависит от нас, от родителей, многое от общества. Как это все соразмерить? Что касается мотивов, то он не отличается от других. Желание быть полной семьей, проявить себя в родительстве, новой роли – отца и мамы, иметь наследников в семье, кому-то оставить свое дело. Кто-то говорит, что настолько удалась жизнь и настолько она полна, что свои дети успешно подрастают, есть место и время, возможность принять еще одного ребенка.

- Когда родители усыновляют ребенка, им нужно решиться – это одно. Но когда ты просыпаешься, то понимаешь, что в твоей жизни появился человек, за которого ты несешь ответственность. Зачитаю вопрос: мне 26 лет, мужу 30, очень хотим ребенка, но врачи говорят, что забеременеть по медицинским показателям будет очень сложно. Муж предлагает усыновить малыша из детдома, я не против, хотя иногда возникают сомнения: буду ли я любить его, как родного, смогу ли забыть, что этот ребенок приемный, а не родной? Есть ли какая-то психологическая поддержка для родителей, которые взяли ребенка в семью или готовы взять ребенка в семью, но что-то им мешает?

- Давайте по частям разберемся. Буду ли я любить чужого ребенка, как родного? Женщина, которая задала этот вопрос, ведь замуж она вышла за чужого человека, не за брата своего двоюродного. У нее уже есть опыт любви к чужому человеку, и в данной ситуации этой молодой женщине надо будет просто повторить этот опыт. Ведь поначалу, когда мы вступаем в брак, мы совершенно чужие люди, а потом для тебя нет спутника в жизни роднее и ближе. Поэтому нет смыла бояться, надо просто его полюбить: любовь по крови не передается. Эти опасения сразу забудутся, как только эта женщина и ее супруг окунутся в мир родительской любви к этому, поначалу чужому, ребенку. А потом роднее его и не будет! Мы каждый день за этим наблюдаем! Ведь мы же не только родственников любим: Бог дает нам возможность любить и чужих людей. Это здорово!

- Бывают ли такие печальные случаи, когда не смогли его принять к себе?

- Я так не люблю этих вопросов! Вы – мама. Ребенок всегда вас радовал?

- Да! Даже когда был капризным и непослушным.

- То есть все зависит от того, как к этому относиться. Понимаете, любить или не любить, получится или нет – ребенок входит в вашу семью и требует так много внимания и времени, что основная проблема – приживусь - не приживусь относится к родителям. Ребенок приживется в любой ситуации. Наша задача – подготовить взрослых к правильному восприятию ребенка: не задирать перед ним планку "соответствия занимаемой должности". Если мы правильно понимаем наше родительское предназначение, значит этих диссонансов по поводу того, удалось ли полюбить, - их вообще не будет. Усыновление, как и супружество, - два человеческих института, которые основаны на одном и том же механизме – на любви к чужому человеку. Если говорить о печальном, то гораздо чаще это бывает как раз в браке. На тысячу браков, которые по любви, через два-три года пятьсот разводов. А ведь как красиво все было – и фата, и гости, и фотограф, и поцелуи, и крики "горько!". Любовь была, казалось, навсегда. В усыновлении такое бывает крайне редко. И, наверное, случается не потому, что не удалось полюбить, а потому что семьи, к сожалению, подвергаются самым разным испытаниям. Расскажу историю. Случилось именно это – отмена усыновления. Когда девочке исполнилось два года, ее усыновила семья – вполне добропорядочные жители Минского района. Девочке на сегодняшний день пятнадцать лет. Ее мама-усыновительница скоропостижно умерла, девочка переживает, что умерла мама, горюет и отец. Но жизнь такая… кого-то осуждать, наверное, не надо. И пример я привожу совсем не для этого. Прошло какое-то время, и мужчина пришел домой с женщиной и сказал: "Лена, это тетя Галя, она теперь будет твоей мамой. Мы будем жить вместе". Как, вы думаете, прореагировал бы обычный семейный ребенок на такие метаморфозы в семье?

- Расстроился бы, не воспринял бы эту женщину.

- Конечно. То есть вы даете право этому ребенку вести себя точно так же, как обычным детям. Девочка прореагировала так же. Она сказала: "Папа, как ты можешь! Ты предатель!" А папа обиделся: "Вообще-то я не предатель, ты просто меня не поняла: мы когда-то и тебя взяли в семью, и ты нам была не родная. Дай мне право любить эту женщины, как мы тебя любили". Папа вскрыл тайну усыновления, а девочка не простила ему того, что он предал память мамы. Она сказала, что может уйти.

- И папа отпустил?

- Нет, он не стал налаживать отношения, но судьба девочки сложилась очень хорошо.

- Вопрос от пользователей: "Меня зовут Ольга, мне 31 год. Где в Минске можно узнать про усыновление новорожденных детей? Есть ли очередь на таких деток?"

- Да, такая очередь есть. Про новорожденных деток можно узнать в центре усыновления. Необходимо подготовить документы – перечень есть у нас на сайте, также можно позвонить в центр усыновления по телефону 284-71-51, получить косультацию, посетить центр, получить информацию о детях, которые имеются, и если есть желание усыновить новорожденного ребенка, то стать в очередь. Сегодня ожидание длится от года до полутора.

- А сколько времени длится процедура усыновления, потому что многих именно это пугает?

- Длительный процесс – это подбор кандидатуры ребенка. Запланировать его появление на свет никто не может. Поэтому его надо подождать. На сегодня родительская ответственность как социокультурный феномен, правовое явление выросло в нашей стране. Если в 2001 году у нас было 300 усыновлений и 551 отказной новорожденный ребенок, то благодаря действию декрета № 18 о государственной помощи детям из неблагополучных семей, системе мер, которая предотвращает отказ мамы от новорожденного малыша, численость отказных новорожденных деток сократилась: в 2009 году у нас было 115 детей и почти 600 усыновлений. Сейчас около 70 семей желают усыновить новорожденного ребенка. Многие не дожидаются, потому что мы посредством всех СМИ спрашиваем: а в чем вина ребенка, которому сейчас полтора годика? Разве он виноват, что, пока вы собирали документы и становились на учет и проходили процедуры, он подрос? Это он виноват или вы не успели? И некоторые задумываются: ребенок и в годик, и в полтора – такой же ребенок. И в два, и в три года это тоже интересный ребенок.

- Что ж, усыновляйте детей, не бойтесь этой ответственности, не бойтесь дарить любовь еще одному маленькому человечку: она все равно вернется вам сторицей. Спасибо, что пришли.

- Спасибо вам. Спасибо помощи tut.by, что у нашего сайта бесплатный хостинг. Пускай пользователи tut.by не забывают о том, что есть такой ресурс – www.child.of.by. Для нас поддержка очень важна: ведь мы скромная бюджетная организация. Спасибо всем, кто интересуется этой темой. Если молчать о возможностях стать родителями, этот вакуум обязательно заместится мифами и легендами. Поэтому не скатывайтесь в обывательские стереотипы, давайте чаще говорить об этой деликатнейшей проблеме, и тогда у нас станет гораздо больше счастливых сыновей, дочерей и родителей, "соответствующих данной должности".


Опрос

От кого надо защищать наших детей?

2 393 голоса
-40%
-15%
-10%
-21%
-40%
-10%