Андрей Коровайко,

Как правильно выбрать жилище, чтобы впоследствии не возникло проблем с расстановкой мебели и прочих предметов интерьера? Как определиться с выбором стиля вашего будущего жилища? Как не впасть в отчаяние при виде голых бетонных стен, как увидеть в них дом своей мечты? С чего начать при создании дизайнерского проекта интерьера? О премудростях дизайна интерьеров в эфире TUT.BY рассказывали ведущий дизайнер, член Союза дизайнеров Беларуси Надежда Табанина и руководитель студии дизайна, творческой мастерской "Белый волк" Дмитрий Гурбанович.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео


С чего необходимо начинать при приобретении новой квартиры?

Дмитрий Гурбанович (Д.Г.): Для начала необходимо посмотреть план квартиры.

Лучше всего, конечно, приобретать квартиры свободной планировки, так как в них можно без проблем организовать себе пространство так, как ты сам того хочешь. И, несмотря на то что перепланировка вроде как дело простое, на самом деле – далеко не так уж все и просто. Она занимает очень много времени.

Надежда Табакина (Н.Т.): Изначально лучше все-таки смотреть, что из себя представляет дом. И если у вас есть возможность выбора, то в таком случае – свободная планировка forever.

Д.Г.: После того, как вы посмотрели все и выбрали квартиру со свободной планировкой, естественно, зайдя в эту квартиру, прихватываете с собой корвалол и сердечные капли, по ситуации смотрите на это пространство и говорите: "Боже мой! С этим же надо что-то делать!". И это не праздный вопрос и не убеждение, просто здесь действительно необходимо обратиться к дизайнерам.

Долгие годы постсоветского пространства в нас вбили убеждение, что все должно быть в одном тоне, в одной цветовой гамме. У людей уже выработался менталитет, что "сами сделаем, сами подберем". Но, в принципе, в корне это неправильно. У нас было очень много случаев, когда таким образом люди пытались сэкономить и все сделать сами, а потом, когда все уже было сделано, глядя на результат, они оставались недовольны. Отсюда – травмирование психики, не побоюсь этого громкого слова.

Н.Т.: Не будем о грустном…

Д.Г.: Но, тем не менее, это факт! Люди практически не спали ночами и потом действительно приходили к дизайнерам и говорили: "Ребята! Вот мы здесь уже все сделали, но нам так не нравится – переделайте". Понятно, что это дополнительное вложение денег, поэтому вам просто необходимо идти к дизайнерам.

Н.Т.: Это, действительно, снимает очень много головной боли. Когда вы видите перед собой проект, начинаете вкладывать в него какие-то свои мысли, пожелания. Специалист все это оформляет, доводит до толку, при этом делаются все разводки электрики, подбираются полы, потолки. С вас снимается большой груз, что потом вы с легкостью и простотой делаете ремонт и не вспоминаете о нем, как о чем-то страшном, ужасном. С нами это весело и интересно.

Когда обращаешься к дизайнеру, то не ожидаешь, что за тебя все придумают. Люди, которые обращаются к вам, предлагают свои идеи, которые просто надо доработать, или полностью полагаются на ваше мнение?

Д.Г.: Признаюсь, что людей с чувством вкуса на самом деле очень мало, даже среди дизайнеров. Мы себя уже зарекомендовали, у нас уже и телепроект идет три года. Люди видят то, что мы делаем, им интересно, и в какой-то мере мы им помогаем. В телепрограмме мы все проекты делаем бесплатно для тех, кто обратился.

Когда человек приходит к дизайнеру и заказывает дизайн-проект, прежде всего, необходимо обстоятельно обсудить все вопросы, нюансы, выяснить всю подноготную, все эмоции и пристрастия клиента. Мы выясняем, какие цвета ему нравятся, показываем варианты дизайнов, досконально выясняем, какая мебель ему по вкусу, какие стилевые направления. С каждым клиентом ведется диалог.

Н.Т.: Но, конечно же, люди приходят уже подготовленные, ведь в течение жизни уже складываются какие-то предпочтения: кто-то любит теплые тона, кто-то отдает предпочтение холодным, кто-то любит классику, а кто-то – современный стиль. Не последнюю роль играет и возрастная особенность, потому что люди постарше стремятся к чему-то вечному, и классика для них – оптимальный вариант. Они уже нажились и в современном стиле, и в хай-теке. А молодежь – она вся эдакая безбашенная, готова и открыта для экспериментов, чему мы, конечно же, рады.

Д.Г.: В любом случае, это выясняется. Вы не можете просто прийти, бросить эскиз проекта и сказать: "Я приду через две недели, сделайте мне что-нибудь в десяти вариантах". Десять вариантов – это долго, за две недели не сделаешь. Поэтому все-таки желательно перед началом работы поговорить, узнать все ваши предпочтения и пожелания, все "за" и "против", и после этого дизайнер уже садится и делает проект. Такой подход к делу чреват стопроцентным попаданием.

Есть ли какие-то определенные законы, по которым выстраивается дизайн? Все слышали о фэн-шуе, но толком никто не знает, что это такое. Действительно ли это что-то серьезное, на что стоит обращать внимание?

Н.Т.: Это своего рода восточная философия, образ жизни, который начинается изнутри и выходит наружу. У нас этого не придерживаются ни градостроители, ни архитекторы, потому что это исконно не наше. Но люди как индивидуумы могут позволить себе что угодно. И, конечно, для кого-то фэн-шуй – это действительно образ жизни, своеобразное сочетание предметов и энергетики. Поэтому иногда приходится учитывать и некоторые законы фэн-шуй, так как есть люди, которые в это верят и которым это помогает. Естественно, мы учитываем все пожелания, но все-таки это больше философия жизни.

Д.Г.: Сейчас стали выпускать круглые кровати. Когда их ставишь, снимается проблема с фэн-шуем. Ты можешь спать, как стрелка компаса – куда угодно, и, в принципе, плевать на этот фэн-шуй. Сегодня сюда головой, а завтра – туда. Приходится как-то выходить из положения.

Мы переписываемся с женщиной из России, она историк по архитектуре и искусству, сейчас пишет книгу на тему русского фэн-шуя, которая через несколько месяцев, я думаю, появится в интернете. Там очень интересно описывается расположение интерьера именно по славянским традициям. Это будет и интересно почитать, и полезно, так как это все-таки не Восток: как ни крути, а ближе к нам будет.

Расскажите о законах, которые диктуются стилями.

Н.Т.: Стилей и направлений в дизайне очень много. Например, возьмем тот же минимализм: он сейчас у всех и на слуху, и на языке, и почему-то все к нему стремятся. Это отказ от насилия мебели, от перенасыщения цвета. Конечно же, стиль диктует какие-то свои условия и правила. Минимализм – это все очень просто, строго, все по минимуму - и мебели, и цвета.

Д.Г.: Надо понимать, что минимализм, прежде всего, - это помещение, которое, как минимум, должно быть побольше, чем стандартная квартира – минимализм смотрится в больших пространствах. А так – будешь сидеть в комнате три на три метра с одним диваном и думать: "Е-мое! Ну ничего себе, как я тут заминималистичился!".

Н.Т.: Сейчас люди не приходят к какому-то одному чистому стилю. Всем ближе своеобразный фьюжн, смешение стилей, то есть понемногу со всех стилей.

Все помещения в одной квартире должны быть в одном стиле? Или это не обязательно?

Н.Т.: Не обязательно. Конечно, желательно, чтобы основные помещения – кухня, прихожая, гостиная – несли в себе какую-то определенную похожую стилистику. Детскую комнату можно сразу отбросить, там свои порядки. Спальня также может быть выдержана, но на самом деле это не закон.

Д.Г.: Это все зависит от предпочтений людей, живущих в квартире.

Н.Т.: Или тех людей, которые не могут определиться, или те, у кого много членов семьи и каждый хочет что-то свое.

Д.Г.: В любом случае, дизайнер может это все привести к общему знаменателю, то есть как-то их объединить, и при этом они все будут разные.

Где брать материалы?

Д.Г.: В магазинах. Когда мы делаем проекты, то стараемся вставлять те отделочные материалы, обои, ламинат, паркетную доску, паркет, мебель, которые существуют, которые можно пойти и купить. Для этого мы даем людям номера телефонов магазинов, где можно приобрести материалы. Такой подход удобен тем, что у человека снимается головная боль – бегать и искать материалы уже не надо. Бывает, конечно, что по проекту мы поставили мебель, человек приходит в магазин, смотрит, но его не устраивает цена. В таком случае, человек уже сам ищет ту мебель, которая ему подходит.

Но в любом случае, есть готовый проект, сделанный в 3D, и человек реально видит конечный результат, тот, который должен быть. Он уже в состоянии пойти и самостоятельно подобрать какую-то мебель из той, которая нужна.

А в чем может быть проблема поиска стройматериалов? Есть же у нас и гипермаркеты, и строительные рынки.

Д.Г.: Любой человек хочет сэкономить деньги. Если мы скажем вам – идите туда-то и покупайте то-то, вы, естественно, подумаете: "А может, я сэкономлю? Схожу-ка в другое место, позвоню знакомым!". У вас начинает разгораться азарт, и вы, как настоящий следопыт, начинаете рыскать и искать по городу. В итоге вы-таки покупаете мебель на 15% дешевле и, естественно, экономите деньги. И таким образом поступают многие люди.

Существует ли какая-то мода в интерьере? Или это все-таки больше индивидуальная вещь?

Н.Т.: Мода существует всегда. Сегодня – одно течение, завтра – другое. Сейчас, например, идет мода на смешение стилей. То ли люди не могут определиться, то ли им не нравится в чистом виде какой-то стиль, и такие виды смешения, как фьюжн и эклектика, им подойдут как нельзя кстати.

Д.Г.: Если говорить о моде на отделочные материалы, то сейчас появились такие стеновые панели, которые в Европе-то уже давно есть, а вот в Беларуси появились недавно. Они выглядят достаточно современно и стильно, и очень многие люди просят включить стеновые панели в дизайн интерьера. Очень хорошо идут натяжные потолки, особенно глянцевые, потому что квартиры небольшие, а глянцевый потолок визуально расширяет пространство и дает чувство свободы в этом помещении.

Н.Т.: Как такового писка моды нет, а тенденции индивидуальны. Ведь ремонт делают не на год и не на два, а планируют лет на десять. Интерьер находится больше вне моды, здесь главенствуют какие-то личные предпочтения, ведь людям там жить. А каждый год менять полы, потолки или обои нереально.

Д.Г.: Можно еще и так сказать: что тебе нравится, то и модно, потому что тебе в этом жить. Ведь, действительно, сделаешь что-то супермодное, а через год эта мода пройдет, и ты будешь сидеть в этой квартире, понимая, что "в этой квартире гостей не будет, никого я не позову, все мне надоело, все это не мое". Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Появились ли какие-то современные материалы? Какой-то особенный ламинат или особенные обои?

Н.Т.: Это больше проблема производителей. Они выходят на какой-то новый уровень и предлагают нашему потребителю новые материалы. Если раньше мы знали только паркетную доску, то сейчас ее разновидностей очень много. Причем укладок и разновидностей укладок тоже очень много, но это больше фишка производителей. Это же касается и обоев. Сейчас почему-то все возвращаются к бабушкиным цветочкам, к винтажному стилю, хотя до сегодняшнего дня все клеили однотонные обои или в полоску. То есть большей частью это веяния, которые диктуют производители материалов.

Д.Г.: Очень многие используют декоративный кирпич для отделки помещений. Людей все-таки тянет к тому, чтобы дома был уют, их тянет к уютной обстановке. И если брать современный интерьер, то там уместен кирпич, но уже в другом исполнении: он может быть глянцевым, покрыт белой глянцевой краской, и фактура в таком случае смотрится уже совсем иначе. Это и современно, и в то же время придает уют.

Почему у вас на сайте размещены только проекты, а нет фотографий реально завершенных работ?

Д.Г.: Фотографии у нас есть, но мы не стремимся к тому, чтобы показывать их. Кроме того, большинство людей после завершения работ не желают, чтобы их комнаты фотографировали. В любом случае, даже если мы говорим, что это для передачи – все равно. Мое – и все.

Н.Т.: Все боятся плагиата. Посмотрите на любой сайт тех же итальянских производителей мебели. У них сайт как визитка: это их фабрика, и никаких моделей они не выставляют. Вся информация чуть ли не за грифом "Секретно!".

Мы, конечно, никакого секрета не делаем. Наши проекты мы выставляем. Но когда интерьер уже готов в реальности – это уже не наше, это уже принадлежит тому человеку, которому мы сделали ремонт. И здесь уже приходится считаться с их мнением.

На портале VASHDOM.TUT.BY есть рубрика "Звезды в интерьере". Там показаны интерьеры, в которых живут звезды. Это плоды вашей работы?

Д.Г.: Да, это плоды нашей работы. Все это мы делаем в рамках телепроекта. На нашем портале указаны почти все те, кто принимал участие в этом проекте, люди, которым мы делали интерьеры. Там как раз можно посмотреть фото некоторых завершенных работ. Но, повторюсь, мы стараемся это не афишировать. Мы и сайт свой не обновляем, так как были случаи, когда брали наши работы с сайта и выставляли их за свои. Бывает, наткнешься в интернете на такое вот безобразие и не знаешь – то ли в суд бежать, то ли ругаться… Нам не до этого, да и не жалко – мы еще сделаем. Если не может человек - ну возьми, пользуйся. Тебе это доставит удовольствие или принесет какие-то деньги? Да ради Бога!

У кого из белорусских звезд получились самые интересные интерьеры?

Д.Г.: Например, у Искуи Аболян, для которой мы делали проект студии. Она очень интересная женщина, и к проекту студии у нее был своеобразный подход. Интересная студия получилась и у Сергея Сухомлина. У него очень маленькое помещение, и там он творит и день, и ночь. Исходя из этого пришла идея совместить в этой комнате два времени суток – день и ночь. Помещение имеет всего лишь одно окно и дверь, мы сделали две стены, сделали имитацию французских окон от пола до потолка с фотопечатным видом на Гудзонов залив ночью. Это была та часть комнаты, где присутствует ночь, а там, где день, - все в светлых тонах.

Когда Сергей в очередной раз творит очередной шедевр, он садится за стол, утыкается лицом в ночной Гудзонов залив. Очень романтично! Перо его летит, и мысли его быстры! Я думаю, такое оформление помогает ему в его работе, и получается, что атмосферу ночи он сможет создать себе и днем. Повернулся к этому фотоокну – и все, творческий процесс пошел. При этом разделяющая полоса "День-ночь" сделана из гипсокартона – это выступ, который идет по стене и на потолок по диагонали. В нем предполагалось встроить гитары, которых у него аж пять штук. Представляете теперь состояние человека после такого? Я думаю, что он напишет еще не один шедевр. Так что мы еще помогаем нашей творческой интеллигенции себя реализовывать.

Боятся ли белорусы нестандартных решений? Не пугает ли их то, что в таком жилье потом, возможно, будет не очень комфортно жить?

Н.Т.: Нет. Все наоборот соскучились и просто жаждут чего-нибудь нестандартного. Первая просьба всегда звучит так: "Мне что-нибудь стильное, супердизайнерское, что-нибудь нестандартное". По-моему, от слова "стандарт" всех уже чуть ли не трясет.

Д.Г.: И это радует, ведь люди действительно соскучились по красивым интерьерам, по хорошей обстановке, действительно просят что-то интересное, готовы на любые эксперименты.

Как понять, что ремонт наконец-то завершен и можно уже в этом всем жить? Мы привыкли к тому, что невозможно сделать все сразу, и в итоге вся эта волокита превращается в бесконечный ремонт. Как сделать так, чтобы не оказаться в этом бесконечном ремонте?

Н.Т.: Вчера мне понравилось выражение одной женщины: "Я куплю все, вплоть до подушек, иначе потом я не сделаю этого уже никогда!". На самом деле, это самый правильный выход, так как если не смогла сегодня, то не сможешь и завтра. В итоге все это растянется на годы, потом появятся разные сомнения. А все и сразу – это самый нормальный вариант.

Д.Г.: А если кто-то не может себе позволить все и сразу, то, имея дизайн всей квартиры, человек может совершенно спокойно делать это даже по комнате: например, довел комнату до логического завершения и оставил, отложил на полгода. Деньги появились – сделал еще одну комнату. Главное – у тебя есть конечный продукт, дизайн квартиры, и ты уже более четко понимаешь, что же тебе надо.

Н.Т.: Самое главное – сделать основные помещения, санузлы и кухню, обеспечить себе тот минимум, который просто необходим для жизни.

Какие кухни делают сейчас?

Н.Т.: Сейчас очень популярна такая тенденция: черно-белые глянцевые фасады, темный низ, светлый верх, шкафчики с подсветкой. Все сейчас очень полюбили встроенную технику, чтобы никаких холодильников и СВЧ-печей не торчало, чтобы было все зашито, закрыто. Сейчас в моде крашенный МДФ, и это самый оптимальный вариант для кухни.

Помимо того, что у вас заказывают завершенные проекты интерьеров, за чем к вам еще обращаются?

Д.Г.: Всех интересует один вопрос: как сделать ремонт так, чтобы он обошелся дешевле? В основном это касается отделочных материалов. А вообще вопросов много даже по цветовым гаммам – что с чем сочетается, как лучше сделать перепланировку, как лучше организовать пространство.

Не так давно на выставке "Мебельный форум" мы проводили консультации. Мы не ожидали, что будет так много людей, которые интересовались, приносили проекты своих квартир, чертежи, спрашивали куда, как и что поставить, как лучше расположить.

Н.Т.: Было много вопросов и по перепланировке, по планировке мебели. Были вопросы и по кухням.

Д.Г.: Когда есть четыре угла, любой человек понимает, где должен стоять телевизор, где диван, где стенка. Дальше, как правило, фантазии ни у кого не хватает, и люди понимают, что надо пойти с кем-нибудь посоветоваться. Хотя подспудно они понимают, что можно сделать и по-другому.

Н.Т.: На этой выставке мы много чего насмотрелись. Некоторые люди сгоряча покупают квартиры, а потом не знают, что с этим делать. К примеру, в комнате десять углов – это и эркеры, и выступы. Люди в замешательстве: было бы четыре угла, они бы нашли, куда что поставить, а здесь понятия не имеют, где и что расположить.

Д.Г.: Были случаи, когда люди приобретали нестандартные квартиры с комнатами, где половина углов были не прямыми, а под 60, 50 или 30 градусов. Люди посмотрели на план такой квартиры: ага, что-то интересное, новое. Это всего лишь первая реакция. В основном они не думают, что будет дальше. И они приобретают такую квартиру. А потом уже, когда пыл охлаждается, они хватаются за голову с паническими мыслями: "Боже! Что я наделал?! Остается с моста в реку или бежать в библиотеку".

Однако безвыходных ситуаций не бывает. На самом деле, такие квартиры действительно интересны, но к ним нужен нестандартный подход. Надо как-то освободиться от мыслей про четыре угла и посмотреть более креативно на эти десять углов.

Как вы оцениваете уровень белорусских дизайнеров? Есть ли какая-то национальная особенность белорусского дизайна?

Д.Г.: Уровень белорусского дизайна очень высокий: зарубежные дизайнеры откровенно заявляли, что были бы рады иметь такие проекты у себя. Для них стало удивительным, что Беларусь имеет такой уровень подачи идей. Белорусский союз дизайнеров много делает для пропаганды именно белорусского дизайна.

Н.Т.: Особенности белорусского дизайна, конечно же, есть. Наши люди не готовы к пафосу. Если взять для примера те же московские интерьеры, то, действительно, дворцовый стиль – это то, что надо. У нас же все как-то ближе к жизни, душевнее, уютнее. Плюс то, что у нас полгода зима, поэтому все-таки теплые оттенки присутствуют.

Д.Г.: Известно, что в Китае сейчас модно славянское направление: пытаются сделать как бы славянский дизайн. Просто им это греет душу.

Расскажите, что это за понятие такое – "белорусский дизайн"?

Д.Г.: Это люди, которые занимаются дизайном, художники, то есть те, кто занимается творчеством и делает шедевры. Я знаю очень много талантливых людей, которые делают не только дизайны интерьеров, но и витражи, деревянные изделия, резьбу, батик. Академия искусств выпускает каждый год очень много талантливых специалистов. Поэтому белорусский дизайн есть. Союз дизайнеров проводит каждый год выставки, касающиеся дизайна, проводят различные акции, экспозиции. То есть здесь работа идет.

Что бы вы посоветовали тем, кто собирается делать ремонт у себя дома?

Н.Т.: Прежде всего, стоит немного абстрагироваться и найти в себе какие-то предпочтения, душевную гармонию и без страха подойти к ремонту. Не бойтесь: на самом деле это очень приятно!

Д.Г.: Самое главное – все свои эмоции и предпочтения как-то записать, сделать в виде картинок, в крайнем случае – надергать из интернета, журналов. Пойти со всем этим к дизайнеру, чтобы он уже профессионально сбил в одну кучу и сделал бы из этого настоящий шедевр, то, что будет нравиться вам.

Удачных вам ремонтов!

-20%
-15%
-10%
-10%
-50%
-20%
-20%
-21%
-22%
-15%
-21%
0067851