Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


ПРИ ПУСТЯЧНОЙ боли мы пьем таблетки. Забыли, что наши предки умели обходиться без парацетамола и прочей химии. Если у грудного младенца начинался жар, ему прикладывали к ручкам и ножкам тонко нарезанные кусочки соленого огурца. Не знаю, помогло бы это современному ребенку, но в те времена, говорят, температуру как рукой снимало. Чтобы достать занозу — клали жирный творог, и вскоре показывался кончик: бери, доставай. Почему мы сейчас об этом не знаем?

Иногда в пыльных тетрадках прабабушек находим диковинные или, наоборот, поразительно простые средства лечения разных болезней и удивляемся, если они вдруг помогают. Теперь в моде название — "нетрадиционная медицина", хотя именно она и есть по-настоящему "традиционная".

В ДЕРЕВНЕ Стрельно(Брестская область) есть нарядный, с колоннами Дом культуры. Стараниями отдела культуры Ивановского района довели до ума чердак — обшили вагонкой, поставили лампы, стенды. Именно здесь одиннадцать лет назад появился уникальный музей нетрадиционной медицины, который так и называется — "Бабулiны вышкi" ("Бабушкин чердак").

Мария Васильевна Ломоносова – его хозяйка и единственная хранительница. Она на пенсии, и кроме музея есть у нее еще большая забота — детский клуб по интересам "Чабарок", в котором занимаются семнадцать ребятишек.

Поднимаешься в зал музея по крутой лестнице – и чувствуешь чудесный аромат. Лекарственные травы — большая часть экспонатов. Сколько их всего — сосчитать трудно. Мария Васильевна говорит, что больше тысячи. Есть здесь и самые простые, о лечебных свойствах которых мы знаем, например, крапива или мята, а есть такие, про которые городские жители и не слыхали.

Кроме целебных свойств многие растения несут и магическую "нагрузку", о чем прекрасно знали наши предки. Мария Васильевна может рассказать красивую легенду почти про каждый из своих экспонатов. Например, бессмертник часто растет на кладбище, и белорусы верили, что его маленькие цветочки — пробившиеся из-под земли души предков. И как бы доказательства этого – засушенное растение не теряет свой первоначальный облик долгие годы. Есть легенда и про красавицу, которую полюбил татарский полководец. Но у славянки был возлюбленный, и она отказала "ханычу". Тогда коварный ухажер распустил слух, что обесчестил девушку, и организовал погоню. Загнали бедняжку в чистое поле, но тут девчонка спрыгнула с коня и попросила степь укрыть ее от позора и бесчестия. И превратилась в траву с жестким стеблем. Имя девушки было Полынь… А у братков, или фиалок, своя сердечная драма: полюбили друг друга парень и девушка, но уже перед самым венцом узнали, что они — родные брат и сестра. Невеста от горя скончалась тут же, а жених покончил собой. По этому сюжету Винсент Дунин-Мартинкевич когда-то написал пьесу. В необычном музее кроме растений собраны и другие удивительные экспонаты. Есть комната, убранство которой рассказывает, как ухаживали за новорожденным и чем лечили детские хвори. Во все времена рождение ребенка считалось особым таинством. Готовились к нему основательно. На стене музея — стенд с запретами: чего ни в коем случае не должна делать беременная женщина. Некоторые из этих "табу" и сегодня известны многим: например, нельзя переступать веревку, чтобы пуповинка не обвилась вокруг детской шейки. Но есть и малоизвестные: нельзя фыркать при дурном запахе, а то у ребенка будет плохо пахнуть из ротика, или нельзя на сносях отливать воду из ведра, а то ребенок будет сопливым.

А еще беременная держала в строжайшей тайне предполагаемое время рождения ребенка, а в повивальные бабки приглашали женщин непременно мудрых и добрых, с безупречной репутацией. Новорожденного клали в "апалучнiк"— этот предмет похож на мелкое деревянное корытце. Только через сорок дней, когда дитя окрестят, ему полагалось "переезжать" в колыбельку.

С купанием ребенка тоже связано множество традиций. Например, в первый раз младенца купали только на девятый день от роду. Воду надо было наливать по особым правилам: если хотели, чтобы ребенок был темпераментным, горячим — холодную добавляли в кипяток, если наоборот, чтобы вырос спокойным и уравновешенным, то горячую лили в холодную.

Есть среди экспонатов и две куклы. Одна — игрушка, которую мать сшила своему малышу, вторая "кукла" — соска прошлого. Мама жевала хлеб с сахаром, заворачивала его в тряпицу и перевязывала. "Я сама на такой выросла," — поясняет Мария Васильевна.

Есть в музее и уголок знахарки. Хозяйка собирает и записывает приметы, заговоры, старинные рецепты. Среди них и снятие порчи, и любовные привороты, и различные талисманы с применением таких экзотических ингредиентов, как языки ящериц и сердце филина. Эти "древности" такая же часть нашей национальной культуры, как слуцкие пояса. К тому же заговоры облечены в красивую поэтическую форму, которая достойна не меньшего восхищения, чем народные сказки.

Анна АНДРУШЕВИЧ
Стрельно — Минск
"Аргументы и факты" в Белоруссии"