168 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Опубликован список экс-силовиков, которых Лукашенко лишил званий
  2. Куда съездить в выходные? 10 необычных экскурсий по Беларуси для любопытных туристов
  3. Приближается 9 Мая. Как можно поздравить ветеранов и помочь им (в том числе финансово)
  4. СМИ назвали фамилию еще одного возможного фигуранта по «делу о госперевороте»
  5. Белоруса посадили на 30 суток, а он все равно гуляет по Минску и даже путешествует. Все благодаря идее жены и ее подруги
  6. Паша «Мясной король». Как популярный гродненский блогер занялся мясным мини-бизнесом, который вдруг «выстрелил»
  7. Не дошла до дома несколько метров. Что известно об аварии в Гомеле, где погибла девочка
  8. Тест. Вы хорошо ориентируетесь в простых вопросах экономики?
  9. Эксперт рассказал, что можно сажать рядом с помидорами, а что — нельзя
  10. Почему на лице появляются пигментные пятна и как от них избавиться. Комментирует дерматолог
  11. Теперь официально: ветераны ВОВ не получат в этом году единовременные выплаты к 9 Мая
  12. В МИД Беларуси ответили на призыв «Большой семерки» провести новые выборы
  13. Скардино рассказала, как живет в Швейцарии и планирует ли возвращаться в Беларусь
  14. «На 19 мая у него был обратный билет в Норильск». Что известно о докторе, которого задержали в Борисове
  15. Почему появляются родинки? Онколог объясняет простыми словами
  16. Одежду и аксессуары с лого TUT.BY теперь можно купить онлайн. Рассказываем как
  17. Участвовавший в испытании «Спутника V» минчанин спустя полгода проверил, что ему вкололи
  18. В Беларуси готовят указ по банковскому мошенничеству. Что планируют изменить
  19. «Зимой мы здесь живем совершенно одни». История пары, которая переехала из города в деревню
  20. Помните айтишника с БЧБ-флагом на балконе, у которого забрали машину? Узнали, что с авто сейчас
  21. Лукашенко: Нам нужны действительно государственные люди
  22. Школьница написала на асфальте «Жыве» и попала в РУВД за пикет. Рассказываем, чем все закончилось
  23. «Органы внутренних дел не дадут омрачить великий праздник». Милиция рассказала, как будет работать 9 мая
  24. «Заинтересовали вещи определенных цветов». К дизайнерам Honar пришел с проверкой Госстандарт
  25. В День Победы над Минском пролетят самолеты и вертолеты всего двух моделей. Рассказываем почему
  26. «Мы с Колей жили в этом домике». Показываем, где находится «любимый дворец» Лукашенко
  27. Семья минчан построила дом в дачном поселке и живет там круглый год. Вот как там все устроено
  28. Мингорисполком отказал в проведении отдельного шествия «Бессмертный полк»
  29. Юрий Мельничек: «Когда наступит Беларусь 2.0, все отыграет назад достаточно быстро»
  30. «Жена разбудила и говорит: «Слушай, ты уже не подполковник». Поговорили с лишенными званий экс-силовиками


Марина Шкиленок, Виктория Терехова,

Профессиональные фотографы настаивают на гениальности пленочной технологии съемки и ратуют за освобождение масс от негативного влияния цифровой технологии. По мнению гуру, цифровые камеры лишь балуют людей и внушают им ложное ощущение причастности к великому искусству. О прелестях "старообрядческого" фото TUT.BY рассказал классический фотограф Владимир Сутягин, который всю жизнь снимает на пленку и не собирается что-то менять.

 
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Что включает в себя понятие "классический фотограф"?

Классический фотограф, прежде чем пойти куда-то на съемку, подумает, что будет снимать. Он хочет отразить свой внутренний мир в том, что фотографирует. Фотограф не пойдет необдуманно на природу или в город снимать все подряд, хотя есть в наших кругах и такое. Через это многие проходят. Но когда ты уже отснял подряд немалое количество кадров, тогда начинаешь понимать, и делаешь снимки уже более обдуманно, я бы даже сказал - одухотворенно. И вот в этом, видимо, и есть большая разница. Это и есть классическая фотография - когда ты свой внутренний мир находишь в окружающем и делаешь из этого фотографию, когда происходит слияние, соединение внутреннего твоего содержания и внешнего мира.

Можно ли считать фотографа, который пользуется цифровыми технологиями, классическим?

Конечно, можно. Почему же нет?

То есть дело здесь не в аппаратах?

Меняется время - меняются технологии, вот и все. Конечно, если задача человека - быстро отснять и быстро передать отснятый материал на другой конец света, он пользуется именно цифровыми технологиями. Но если он подходит к съемке более обдуманно, то "цифра" ему не нужна.

С одной стороны, "цифра" балует: человек в одно нажатие может сделать тысячу кадров. Это неправильно. К примеру, когда во ВГИКе сдают экзамен по фотографии, студентам выдают фотоаппараты, заряженные всего одним кадром. С одного кадра необходимо сделать отличный снимок - с правильно выбранной экспозицией, в резкости, по свету, по композиции, по содержанию. Если студент не справляется, то он, естественно, получает неудовлетворительную оценку. Когда же у меня тысяча кадров, можно потом выбрать что-то подходящее.

Много ли в Беларуси фотографов, которые снимают на пленку?

Достаточно. Чтобы воочию убедиться в этом, зайдите в фотоклуб Минска: там народ бурлит - постоянные дискуссии, дебаты. Снимает Васильев, Кочергин, Казюля, Альберт Тиханович, Андрей Щукин.

То есть, можно сказать, что цифровые технологии не изменили принцип работы классического фотографа? Он по-прежнему остается верным пленке?

Скорее, да. Молодежи в этом смысле трудно: они не знают, где заряжать пленку, где проявлять ее. Не так давно, лет 20 назад, в каждой семье были фотоаппараты, фотобачки и фотоувеличители. Человек, закрывшись в ванной, мог запросто сделать себе фотографии, и это не было чем-то особенным.

А вот сегодня - это уже нечто особенное: технология несколько отошла в сторону, и "цифра" ее потеснила еще больше. Но это больше похоже на заблуждение, потому что цифровая технология, в общих чертах, - это электроника, ее даже фотографией назвать сложно. И уж если, не приведи Господь, это детище погубит своего родителя, будет просто катастрофа.

Оно может погубить родителя?

Не дай Бог!

Но риск все же существует?

Не хочется быть пророком: мир вокруг нас сейчас так обустраивается - все на кнопочках, лампочках… В этом, конечно, есть много положительного, но и отрицательного  тоже немало. Не будем спешить с выводами.

Что есть положительного в цифровых технологиях кроме быстрой передачи изображений: подключил кабель, скачал в компьютер фото - вот вам и творчество?

Пожалуй, единственная заслуга цифровой технологии - это скорость: можно быстро снять и так же быстро получить желаемый результат, передать или тут же отпечатать его на принтере, а может, даже и не выпускать на печать - просто оставить все в памяти компьютера. Но качество такой продукции оставляет желать лучшего. Разрешение цифровой фотографии - 300 пикселей на дюйм, тогда как в одном миллиметре аналоговой фотографии 300 линий. Чувствуете разницу? Вот это качество. Если вам нужна скорость, то, пожалуйста, пользуйтесь цифровой технологией. Когда же вам нужно передать душевное состояние, то лучшего друга вы обретете в компании аналоговых технологий.

А "цифра" душу не передаст?

Сейчас свадебные фотографы очень успешно зарабатывают деньги на свадебных торжествах, но жалуются, что им приходится сутками, почти неделю обрабатывать отснятое, чтобы получить результат. А все потому, что цифровая фотография передает то, чего не видит человеческий глаз - например, красные пятна на лицах. Фотографы потом сидят и ретушируют то, чего они не видели во время съемки. А разве нормально, когда "цифра" видит больше, чем глаз человека? Технология превзошла ожидаемое, и уже давно. Хорошо это или плохо - не мне судить. Пусть каждый выбирает то, что ему интересно. Нужна тебе скорость? Беги!

Производство пленочных фотографий очень трудоемкое. Реактивы, бачки, темная комната, красный фонарь - все это очень сложно. Почему вы выбрали именно этот путь?

Это не сложно - сложно будет тем, кто не прошел процесс работы с фотографией. Я не выбирал этот путь, я был на нем воспитан - с пятого класса не расстаюсь с фотоаппаратом. Для меня не составляет труда сделать фотографию дома в ванной.

Где можно научиться снимать на пленку?

Раньше в каждой школе, в ЖЭСах были фотокружки, а сейчас есть институты, клуб "Минск", думаю, подойдет. В академии студенты учатся, в школе по улице Притыцкого, 10. На журфаке даже лаборатория имеется. При желании этому можно научиться.

Как можно мотивировать молодых людей заниматься именно фотографией на пленке?

Показать надо, сравнить цифровое и аналоговое. Вполне вероятно, что молодежь просто не видела качественных аналоговых фотографий.

Вы участвуете в выставках, смотрите на работы своих коллег, возможно, конкурентов. Как вы оцениваете качество фотографий?

Слово "конкуренция" здесь не подходит: в фотографии не может быть конкуренции. Авторы все разные - так же, как писатели и поэты. Кто лучше - Пастернак или Цветаева? Они оба хороши, каждый по-своему.

В фотоискусстве нет такого понятия, как конкуренция. Каждый работает в меру своих возможностей, как он того хочет. Оценщиком является зритель - он смотрит, видит, понимает. А может, и не понимает, но ему просто нравится, и поэтому оценка все равно есть. Фотограф фотографу вряд ли может быть судьей - это ошибка, не нужно этого делать.

Мы, фотографы, общаемся между собой, и это общение является и обменом опытом - опыт-то у всех разный. Одни, как Картье-Брессон, стремятся снять "влет", увидеть что-то невиданное. Увидел, подсмотрел - и это все красиво. У Надежды Дегтяревой и фотографа Парнюка, например, очень хорошие индийские серии фотографий. Другие же, наоборот, хотят остановиться. Мир вращается, надо увидеть, что происходит вокруг, и сделать из этого красивую вещь. Подход абсолютно разный, но и тот, и этот имеют право на жизнь, и каждый из них по-своему хорош. Общих рецептов как таковых нет, как нет и никакого правила. Например, человек: как он дышит, так и живет. Так и в фотографии.

Вы в основном фотографируете пейзажи, природу, здания. Почему вас привлекает именно это?

Этим я увлекся в последнее время, а раньше как раз хотелось увидеть то, чего не видят другие. А теперь привлекает именно окружающая среда, созерцание мира. Могу и портреты делать, но это очень сложная вещь, самый сложный фотожанр. Надо суметь раскрыть для себя характер, душу человека, а у меня пока не получается.

Что нужно сделать, чтобы раскрыть человека?

Наверное, стать лучше самому…

Природу фотографировать проще?

Нет, не проще. Я пытаюсь использовать свет. В народе говорят: "Снимать против света", но я бы сказал - навстречу свету. И когда навстречу свету вы видите картину, фотография становится совсем другой, пейзаж смотрится совсем по-другому: все травинки блестят, все листочки шелестят, все полупрозрачное. Свет - основа фотографии. Как написал свет, так мы видим мир. А здесь даже наоборот: как я, глядя навстречу свету, вижу насквозь все предметы.

Фотографии в последнее время бесспорно коммерциализировались. Снимать стараются в основном для журналов, чтобы подороже продать. Можно ли считать пленочную фотографию коммерческой?

Коммерческой фотографию, конечно, назвать нельзя, но ведь художнику надо же как-то жить. Естественно, он стремится продать свои работы. Но поставить фотографию на поток, да еще и быстро продавать, невозможно. Настоящий фотограф ни в коем случае не думает, какую фотографию и в каком количестве продаст - это все вторично для него.

Коммерцию и художественную фотографию невозможно соединить, но если кто-то пожелает приобрести эту фотографию, мы, конечно же, совершаем такую сделку. И обычно это приятно обеим сторонам.

А вам не жалко расставаться со своими фотографиями?

Нет, не жалко. Все, что я сделал за свою жизнь, я делал для людей, и моих фотографий больше у людей на стенах, чем у меня. От этого хорошо и людям, и мне, это дает мне понять, что я не зря провел эти сорок лет с фотоаппаратом, не зря ходил.

Если же фотографии не продаются, я тоже не расстраиваюсь - не все продается, не все покупается. Коммерция и художественная фотография - вещи абсолютно несовместимые.

В связи с развитием цифровых технологий немаловажен вопрос о материалах. Пользователь задает вопрос: "Где вы приобретаете реактивы и пленку? Например, для областных центров это почти проблема. Как печатаете - ручным способом или в мини-лаборатории? Практически все мини-лаборатории, если и печатают, то предварительно сканируют. Как вы справляетесь с такими проблемами?"

Я все печатаю дома, и все только руками. Пленки, растворы, бумага - все это продается. В Минске есть специализированный магазин, а в Москве их там вообще изобилие. Сейчас наступил период расцвета настоящей аналоговой фотографии: можно купить любой материал и свободно работать.

Одно время нельзя было даже пленку нормальную достать. "Кодак" мы узнали и увидели на прилавках только в конце 90-х. В то время страна была закрыта, мы покупали только свои материалы. Отечественные материалы были неплохими, но всегда хотелось лучше. Когда же постепенно мы перешли с отечественной на импортную Fuji, то прочувствовали разницу. Просто небо и земля.

Аналоговая фотография является еще и документом. "Цифра" документом не является: ее можно подделать в фотошопе, изменить, и к вам никто претензий не предъявит. Цифровая фотография - это документ типа срочного фото.

Говорят, что мы в конце концов придем к тому, что в паспортном столе нас будут фотографировать, как говорится, не отходя от кассы.

Когда в Советском Союзе фотографировали на паспорт, обязательным условием было соблюдение расстояния между глаз - от глаза до глаза - в 22 миллиметра. Доходило до того, что фотограф линейкой вымерял эти миллиметры. Это делалось для криминалистов, для составления фоторобота, для базы данных. Это был стандарт для определения личности при розыске.

В Советском Союзе мы жили с советскими пленками и реагентами. Кто сегодня является лидером производства классической фотопечати?

Лидером является английская фирма Ilford, которая изготавливает только черно-белые материалы. Следом идет "Кодак", Fuji, чешская "Фом", венгерская "Форте", украинская "Свема", российская "Тасма". То же самое и с фотобумагой, и с химией.

Сказать, что эта индустрия отмирает, никак нельзя, ни в коем случае. Когда появилось видео, мне говорили: "Ну все, твоя фотография теперь загнется". Загнулось видео, его заменила "цифра". Когда появилась цветная фотография, снова стали пророчить смерть черно-белой фотографии. Однако умерла цветная.

Сейчас есть проблема с печатью цветной фотографии. Всеми любимый печатник Михаил Марцинкевич, который печатал цветные (просто великолепные!) фотографии, ушел на пенсию. Таких людей больше нет. А вот черно-белые всегда только собственными ручками делать будешь.

Чем вам нравятся черно-белые фотографии?

У цветной первая и основная задача - стремление к реальности. Если небо - то голубое, если трава - то зеленая, и постоянно фотографу или печатнику приходится сталкиваться с дилеммой - таким или не таким был изначальный цвет? А у черно-белых фотографий главная задача - передать образ.

Выражение "доморощенные фотографы" вызывает некоторые сомнения у наших пользователей: "Значит, без соответствующего образования дорасти до мастера невозможно? А все, кто его получил, однозначно специалисты высокого класса?"

Конечно, образование обязательно нужно, а к нему надо прибавить свои стремления. Нужно образовываться не только тому, чему тебя научили, но и расширять кругозор предметами, не связанными с фотографией. Образование необходимо - как профессиональное, так и саморазвитие.

У меня нет ни от кого секретов: ко мне ходят студенты, и на базе моих знаний они делают свои фотографии. Мы учимся - это и теория, и практика. Информацию нельзя хоронить или носить с собой, держать втайне.

Можно ли по фотографии, по почерку мастера определить его национальность?

Впервые сталкиваюсь с термином "национальная фотография". Национальность фотографа здесь вряд ли проследишь, а вот мастерство или почерк мастера определить можно.

Вероятно, есть понятие "национальная фотография", так же, как и национальное кино. Но это как-то неправильно.

Многие молодые люди хотят заниматься фотографией, готовы учиться, готовы покупать хорошие качественные материалы. С чего бы вы посоветовали им начать?

Начинать всегда проще с дешевого: с российской узкой пленки, самого простого "Зенита". Это вполне доступно.

Стоит ли гнаться за дороговизной? Например, самый хороший цифровой фотоаппарат "Хассельблат" стоит порядка 77 тысяч долларов. Кто сегодня может приобрести такой фотоаппарат? Далеко не каждая фирма.

Прогресс диктует свои условия, и производитель и потребитель находятся в постоянном противоречии. Производитель показывает: нажмешь кнопочку - загорится лампочка. Зачем тебе в темноте сидеть? И потребитель думает: а ведь действительно, зачем? Производитель постоянно провоцирует потребителя, и провоцируемый находится в вечном беге за новыми технологиями. На здоровье! Но тогда ему надо быть спортсменом…

Могу привести хороший пример - художники. Я даже точно не знаю, когда появились холст, краски и кисть - много веков назад. И они, художники, до сих пор этими тремя инструментами работают и творят шедевры. Много чего поменялось в мире - зачем теперь художникам холсты? Ведь есть компьютерная графика, скажете вы.

Другой пример - симфонические оркестры: скрипочки до сих пор играют, и не дай Бог им исчезнуть.

Так что это заблуждение, что одно вытесняет другое. Не вытесняет, просто каждое из направлений будет идти своей дорогой. Каждый выбирает то, что ближе ему. Не нужно бояться работать с пленкой, надо все пробовать, особенно руками. И вложить свою душу - без этого самого дорогого вложения ничего и не будет. Если ты отдашь всю жизнь фотографии, тогда и фотография у тебя получится.
-10%
-90%
-20%
-35%
-15%
-5%
-15%
-10%
-30%
-20%
-55%