Андрей КОРОВАЙКО,

Есть в самом центре Беларуси странный район - Пуховичский. Райцентр у него не в Пуховичах, а в Марьиной Горке. Военный городок здесь есть, а военной части нет. Есть завод горного воска, а гор нет. Есть геодезический знак, обозначающий центр страны, а стоит он в чистом поле - ищи-свищи. Во всех этих парадоксах и разбирались на месте корреспонденты проекта "100 дорог".

Занимательная топонимика


Еще век назад здесь все было понятно: центральным населенным пунктом Пуховичского района было самое крупное местечко - Пуховичи. Ситуация изменилась в 1925 году, когда в пожаре сгорели почти все Пуховичи, и административный центр перенесли на железнодорожную станцию в поселке Марьина Горка, который и поселком-то тогда не был - несколько домов, не обозначенных административным статусом. Сама же станция еще в 1873 году была переименована из Марьиной Горки в Пуховичи. Объясняется это тем, что в то время эти земли входили в состав Российской империи, на бескрайних железнодорожных путях которой, дескать, и без того было несколько Марьиных горок. Хотели внести ясность, а в итоге еще больше запутали.

Так что по сей день Марьина Горка остается центром Пуховичского района, а на центральной площади на здании вокзала красуется название "Пуховичи". Местные, которые нам встречались, похоже, и сами не могут определиться с этими топонимами: то Пуховичами свой город называют, то Марьиной Горкой.

Центр страны

В одном местное население сходится однозначно: при любой удобной возможности в разговоре нет-нет, да и упомянут, что живут в центре Беларуси. И правда, в 1995-96 годах была проведена большая научно-исследовательская работа, страну расчертили вдоль и поперек, долго вымеряли, никак не могли определиться с итогами расчетов, наконец из 18 версий выбрали одну и объявили: географический центр страны находится в Пуховичском районе. 31 мая 1996 г. в Деревне Антоново установили геодезический знак "Геаграфiчны цэнтр Рэспублiкi Беларусь". Это нам сказали, что знак установили в деревне, а на деле все оказалось не так просто.













Приехали мы в Новоселовский сельсовет, спрашиваем, где у вас тут центр страны, а нам говорят, мол, сами не найдете, давайте проводим, покажем. Выехали из деревни Антоново в чисто поле, долго ездили по слабо разъезженной редкими машинами дороге, наконец увидели возвышающуюся над полем металлическую конструкцию, похожую на каркас пирамиды. Не будь этого "маяка для космических спутников", небольшая гранитная плита, обозначающая центр страны, и вовсе затерялась бы среди бескрайних просторов. Не говоря уж о том, что ни на одной дорожной развилке, которые мы проезжали, не было указателей - вообще ничего, что обозначало бы приближение к заветному геодезическому знаку. Нам объяснили, что, конечно, было бы куда удобнее, если бы центр страны оказался поближе хоть к какому-нибудь населенному пункту. А так как от знака до ближайшей деревни километра полтора полей, то решили, что подводить сюда все коммуникации и обустраивать новую инфраструктуру нецелесообразно. А ведь какой уникальный туристический объект здесь можно устроить! Да что уж там, хоть бы дорожные указатели установили. А то выходит, что центр Беларуси - это и есть голое поле…

Город военных

В начале прошлого века в Марьину Горку кто только не приезжал за вдохновением - в Дом творчества писателей Беларуси, который располагался тогда в усадьбе Макова - министра внутренних дел Российской Империи. В этом доме жили и работали Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Кузьма Чорны. Заезжали сюда Ильф с Петровым. Они, говорят, называли Марьину Горку малой Одессой - здесь в те времена располагалось большое еврейское поселение.









Отдыхали в усадьбе маршалы Буденный с Ворошиловым. Как раз тогда и было принято решение поставить в городке военную часть. С тех пор в разное время здесь располагались кавалерийская дивизия, в которой служил маршал Жуков; 4-й воздушно-десантный корпус - первые белорусские десантные войска; три военных аэродрома на сотню самолетов; танковая дивизия на 11 тыс. танков; дивизии спецназа и химбатальона. В 80-е годы в городе военных размещались 12 тыс. солдат и офицеров.

Сегодня в Марьиной Горке от многочисленных советских войск осталась одна бригада спецназа. Но все здесь напоминает о былом военном городке. В 1938 году в Марьиной Горке в деревянных домиках жило не больше трех тысяч человек. За счет военных население выросло на порядок. Сегодня, когда части расформированы или переведены, здесь осталось 23 тыс. жителей. Вся городская инфраструктура строилась под военные части. Дома выше двух этажей и тем более крупные предприятия здесь строить запрещалось - чтобы окна не выходили на территорию воинских частей.

Как и полагается военному городу, по всей его территории разбросаны памятники - героям и оружию. На вокзальной площади, рядом с домом, в котором жил композитор, почетный гражданин Марьиной Горки Игорь Лученок, стоит 22-миллиметровая пушка-гаубица, установленная в 1968 году в честь корпусов, освобождавших Марьину Горку в 1944 году. Напротив райвоенкомата - БМП времен ВОВ - в честь располагавшейся здесь мотострелковой дивизии. На окраине города разбит парк имени убитой немцами партизанки Любы Гайдученок, с огромным мемориальным знаком. Перечислять все нет смысла - по городу можно часами ходить как по живому музею Великой Отечественной войны.

Горы воска

Последний в нашем списке парадоксальных достопримечательностей Пуховичского района - ОАО "Завод горного воска" в поселке Свислочь. Разумеется, никаких гор, и даже горного воска в районе нет. Откуда же взялось такое название?

"Ну, во-первых, это звучит красиво" - смеется нынешний директор завода Валерий Мулярчик. А во-вторых, согласно рубрикатору, в 50-х годах торфяной воск относился к горно-рудной промышленности.









Этим и руководствовались, когда встал вопрос о создании завода по выпуску торфяного воска для использования его в производстве модельных составов - восковых композиций, которые применяются при изготовлении металлических изделий сложных конфигураций. С помощью восковых композиций изготавливаются формы для деталей, которые производятся литьем в машиностроении, авиационной и космической промышленности.







Сегодня в пуховичском производстве не осталось места даже для торфяного воска: модельные составы для точного литья теперь производятся на основе синтетических материалов. Помимо этого сегодня на Заводе горного воска выпускают консистентные смазки, реагенты для бурения нефтяных и газовых скважин, консервационные антикоррозийные материалы для металлоизделий, смазочно-охлаждающие технологические составы, канатные смазки. А недавно наладили производство нефтяных спичечных парафинов. В ближайших планах - производство парафиновых свечей, затем - пищевых парафинов, а там - выход на большую промышленность.









"Стройтесь - и кризис уйдет от вас". Такого принципа придерживается Валерий Мулярчик в экономике завода. Каждый год строится какой-то новый цех, в нем запускается новая линия производства, разрабатываются новые виды продукции - ежегодно ассортимент в производстве Завода горного воска обновляется на 37%.

Наши рекламодатели

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Израиль заморозил белорусский кошерный проект

"100 дорог": Требуются новые кадры для союзной границы

"100 дорог": Между нефтью и дорогой?

"100 дорог": Беларусь в бокале

 

Технический партнер проекта

 


 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

-15%
-10%
-20%
-30%
-10%
-10%
-27%
-10%
0067154