154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  2. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  3. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  4. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  5. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  6. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  7. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  8. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  9. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  10. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  11. «Остеопороз может привести к инвалидности». Поговорили с врачом о еще одной эпидемии 21-го века
  12. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  13. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  14. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  15. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  16. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  17. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  18. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  19. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  20. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  21. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  22. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  23. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  24. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  25. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  26. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  27. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  28. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  29. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  30. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»


Алена Андреева,

"Белавиа" была первой белорусской компанией, которая внедрила систему продажи электронных билетов. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться первопроходцу и как развивается система продаж электронных авиабилетов, в студии TUT.BY рассказал Игорь Чергинец, заместитель генерального директора по маркетингу и внешнеэкономической деятельности национальной авиакомпании "Белавиа".

Каково сегодня соотношение  продаж традиционных бумажных и электронных билетов национального авиаоператора?


Продажу электронных билетов мы начали около двух лет назад, и на сегодняшний момент они составляют 83% от общего количества продаваемых билетов. Но в этом вопросе нужно выделять регулярные и чартерные рейсы. По некоторым направлениям чартерных рейсов мы до сих пор еще не смогли ввести электронный билет, в первую очередь, из-за того, что этого не позволяют аэропорты стран, куда летят чартеры. По большинству направлений мы этот вопрос уже закрыли, и по основным массовым перевозкам в Турцию, Египет, Болгарию уже существуют электронные билеты. Я думаю, что в течение этого года по основным чартерным цепочкам вопрос с электронными билетами будет закрыт.

Что касается регулярных рейсов, то сегодня мы используем электронный билет на всех наших рейсах, кроме рейса в Стамбул: в аэропорту "Минск" можно использовать электронный билет, но есть проблемы с вылетом из Стамбула. Но, я думаю, этот вопрос решится в самое ближайшее время.

Среди регулярных направлений есть рейсы, на которых активно используются такие билеты. Лондон был первым направлением, где мы включили эту технологию, и сейчас доля электронных билетов на этом рейсе составляет 95%. Я думаю, в течение этого года они вырастут до 99%.

У нас существует около 60 соглашений с иностранными авиакомпаниями на взаимное признание перевозочной документации и билетов. Условно говоря, мы можем продать билет "Минск - Варшава - Нью-Йорк". С авиакомпанией Lot у нас существует соглашение на прием электронных билетов, поэтому мы спокойно выписываем электронный билет прямо до Нью-Йорка. Есть компании, с которыми у нас такое соглашение еще не подписано, поэтому чтобы человеку не приходилось покупать билет сначала электронный до транзитной точки, а потом бумажный для перелета на самолете другой компании, мы выписываем бумажный билет сразу на весь маршрут. Поэтому 17-18% бумажных билетов выписывается фактически на транзитные рейсы.

Можно ли говорить, что белорусы в силу своей консервативности электронным билетам доверяют меньше, чем иностранцы, а внедренная система продажи электронных билетов выгодна и интересна иностранным компаниям?

У иностранцев эта технология начала применяться ненамного раньше. Есть компании, которые этой технологией пользуются больше десяти лет, но в Европе процесс пошел где-то в начале 2000-х годов. На просторах бывшего Советского Союза "Белавиа" была седьмой авиакомпанией, которая внедрила эту технологию.

Иностранцам действительно было легче принять эту технологию. Нам приходилось разъяснять, показывать, насколько это удобнее и безопаснее для пассажира, но мы думали, что процесс внедрения будет гораздо тяжелее. Нам помогли средства массовой информации, был некоторый пиар со стороны Международной ассоциации воздушного транспорта, помогли нам в этом и иностранные авиакомпании, поэтому все прошло достаточно гладко. Сейчас если и возникают у наших граждан вопросы по поводу электронных билетов, то это случается очень редко.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (179 Мб)

Чем электронный авиабилет отличается от традиционного бумажного?

Все мы знаем, что такое традиционный бумажный билет, и понимаем, какие могут быть последствия у человека, который с этим билетом что-то сделал. Когда человек появляется у стойки регистрации в аэропорту и выясняется, что он его потерял или порвал, начинается паника: надо выяснить, как он покупал билет, действительно ли заплатил деньги, восстановить билет. Плюс ко всему, за дубликат билета многие авиакомпании вводят штраф или сбор.

Электронный билет находится в базе данных, его невозможно ни потерять, ни постирать, поэтому он удобнее. Кроме того, билет находится в системе бронирования, и человек платит деньги за него, приходя на регистрацию. И самое главное – электронный билет приобрести гораздо легче, чем бумажный.

Чем выгоднее электронные билеты авиакомпании?

Международная ассоциация воздушного транспорта, которая и продвигала технологию электронных билетов, посчитала, что на одном таком билете западная авиакомпания экономит девять долларов. Мы специально такими подсчетами не занимались, но, я думаю, у нас эта стоимость была вполовину меньше. Производство бумажных билетов требует определенных ресурсов, необходимы склады для хранения архивов билетов, люди, которые эти склады обслуживают. С электронными билетами эти проблемы исчезают. Кроме того, взаиморасчеты с иностранными компаниями и агентами становятся проще.

Через интернет более активно покупают билеты иностранцы, белорусы пока побаиваются. С какими сложностями сталкивались клиенты вашей компании, совершая покупку через интернет, до сегодняшнего дня и какие изменения ожидают их в ближайшее время?

Неразвитость интернет-продаж в Беларуси накладывает свой негативный отпечаток. Белорусам нужна пропаганда интернет-продаж, возможности покупки товаров в сети, потому что для наших людей это пока в диковинку. Все мы знаем, что так называемая покупка товаров через интернет есть не что иное, как бронирование товара через сайт и покупка из рук курьера. Это не тот интернет-магазин, который привычен на Западе.

Интернет-сообществу, тем, кто занимается продажей услуг или товаров в белорусском сегменте интернета, необходимо заниматься пропагандой того, насколько безопасно использовать электронные деньги и электронные билеты.

В нашей компании будет реализована стандартная западная система безопасности. С теми международными платежными системами, с которыми мы готовим этот продукт, вопросы все закрыты, и безопасность мы гарантируем. Мы учимся за рубежом, анализируем, что происходит у иностранных авиакомпаний, активно с ними сотрудничаем и отдаем себе отчет в том, что будут какие-то попытки пролететь бесплатно на наших рейсах благодаря этим технологиям, но думаю, что мы способны противостоять этому.

Готова ли сама авиакомпания сделать какие-то шаги навстречу клиентам для популяризации систем продаж электронных билетов и продавать их дешевле, чем традиционные бумажные?

Безусловно, это маркетинг предприятия, и авиакомпания будет проводить какие-то акции на сайте: будут определенные скидки для клиентов, которые приобретут билеты через интернет.

Повлияет ли приобретение билетов через интернет на платежную безопасность? Известно, что интернет у нас не такой надежный, как в Западной Европе, возможен сбой в системах, и люди будут бояться платить через интернет за свой электронный авиабилет. Что вы ответите тем, кто так думает?

Разумеется, останется какая-то часть пассажиров, которые будут пробовать приобретать билеты каким-то другим способом. Нельзя сказать этим людям: "Мы не можем реализовать вашу потребность" – и отправить их в другую авиакомпанию. Такого однозначно не будет.

В ряде авиакомпаний на Западе, в Азии, Америке единственная возможность приобрести авиабилет – это банковская карточка. У таких авиакомпаний зачастую закрытые офисы, пассажиры не могут побеседовать с операторами. В нашем случае появится возможность приобретения билетов через интернет-сайт авиакомпании по банковской карточке, электронными деньгами EasyPay, WebMoney. Уже несколько месяцев мы сотрудничаем с Национальным банком, есть система расчетов ЕРИП – возможность оплачивать билет через банкоматы и платежные терминалы. Кроме того, мы оставляем возможность забронировать билет на сайте авиакомпании и заплатить через кассу.

Если человек не приемлет интернет вообще, если у него интернета нет, если он не хочет оставлять в сети свои данные, он может прийти в кассы авиакомпании или к нашему агенту и просто купить билет.

Сколько времени вы выделяете себе для того, чтобы догнать по уровню развития онлайн-продаж Западную Европу и ваши компании-партнеры?

По внедрению электронных билетов в СНГ мы находимся на самой верхушке, поэтому я не чувствую нашего отставания. В Европе мы считаемся крепким середнячком.

Мы активно занимаемся внедрением технологии онлайн-продажи билетов. По сравнению со странами Западной Европы мы слегка отстали и прекрасно это понимаем. Если говорить о странах бывшего Советского Союза, то мы находимся впереди большинства авиакомпаний этих стран. Если бы этот вопрос полностью зависел от авиакомпании, то мы решили бы его несколько раньше, так как активно работать в этом направлении мы начали три года назад.

Нынешний сайт мы создали еще два с половиной года назад, и основную его часть занимают онлайн-продажи. Внедрять раньше его было бессмысленно из-за недостаточной функциональности. Весь вопрос заключался в желании нашей банковской системы заниматься такими продажами. У нашей банковской системы три года назад не существовало даже планов по развитию сектора продажи товаров и услуг через интернет. Когда мы это начали, надеялись, что в течение восьми месяцев запустим такую услугу, однако понадобилось почти три года, чтобы она заработала. Более того, еще полгода назад мы были в подвешенном состоянии, но благодаря тому, что эту технологию стал поддерживать БПС-Банк, дело сдвинулось, и в самое ближайшее время мы докажем, что можем заниматься онлайн-продажей.

В нашей стране отказаться от традиционных касс в скором времени вряд ли удастся. Каких изменений требует работа традиционных касс авиабилетов?

На рынке стран бывшего СССР мы идем в фарватере по продажам электронных билетов, но в масштабе мировой практики о нас даже не вспоминают. Когда в США начался массовый переход на электронные билеты и онлайн-продажи, первоначально закрылось около 80% агентств по продаже авиабилетов. Те 20%, которые остались, смогли разрастись и заполнить рынок, и наряду с онлайн-продажами продолжают существовать офисы продаж самих авиакомпаний и агентств. Некоторые авиакомпании, особенно бюджетные перевозчики, отказались от собственных касс: они продают или через интернет, или через агентства, которые предоставляют такие услуги.

У нас же, несмотря на большое количество продаж электронных билетов, число агентств не просто не уменьшается, а даже увеличивается, у них изменяется технологический цикл. Люди, которые работают с электронными билетами, образованней, лучше знают английский язык и компьютер, поэтому необходимо постоянно поддерживать их уровень, чем мы и занимаемся. Мы регулярно проводим обучение агентов и операторов по продажам электронных билетов. Таким образом, мы осуществляем пропаганду электронных билетов и онлайн-продаж. Люди, которые осуществляют продажу билетов, общаются с пассажирами, объясняют им, что электронный билет – это безопасно и удобно.

Какой вам хочется видеть продажу электронных билетов и онлайн-продаж в идеале?

Хочется, во-первых, видеть стопроцентное "попадание", и это реально. Но это займет не меньше трех-пяти лет, так как стоит вопрос заключения с иностранными компаниями соглашений о признании электронных билетов. Это несколько сложнее, чем с бумажными, так как необходимо тестирование систем бронирования на совместимость, чтобы не происходило потери данных.

В мире уже есть авиакомпании, которые заявили, что принимают только электронные билеты, поэтому если другая авиакомпания хочет с ними сотрудничать, нужно тестировать электронные билеты и системы бронирования. Бумажные билеты там уже просто не принимаются.

В любом случае, это неизбежный процесс, и количество компаний, работающих с электронными билетами, будет только увеличиваться. В конечном итоге люди забудут про бумажный билет. Когда это произойдет, сказать сложно, но рано или поздно это случится.
-20%
-10%
-10%
-50%
-25%
-50%
-5%
-30%
-50%