1. Минэкономики: Система достаточно прочна. Неблагоприятные факторы носят временный характер
  2. Замглавы МИД Литвы: Посол США, не получившая белорусскую визу, возможно, временно будет проживать в Вильнюсе
  3. Преподаватель гомельского медунивера от руки рисует лекции для студентов — и им нравится
  4. В Минздраве рассказали о количестве привившихся от коронавируса и поствакцинальных реакциях
  5. Многодетная семья всего за год переехала из «двушки» в свой дом. Вот их история и все расчеты
  6. Знакомьтесь с отважной белоруской, которая решилась взойти на самую высокую вершину земли
  7. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  8. Белорусы жалуются на задержку пенсий и пособий. В Минтруда пояснили, в чем дело
  9. Помните, в Жодино милиционер ударил женщину? На одну из участниц той истории завели дело
  10. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  11. Проект Суперлиги оказался полным провалом. Турнир отменили, а клубы испортили себе репутацию
  12. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  13. Точки над i. От назначенной на четверг встречи Лукашенко и Путина ждут судьбоносных решений
  14. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  15. В Беларуси запретили продажу популярного печенья, которое было во многих магазинах. Что с ним не так
  16. «Череп маленький — мозг не помещается». История мамы парня, который родился с микроцефалией
  17. Власти смогут вводить ограничения и запреты по валютному рынку. Среди причин — падение рубля
  18. Отдых в пандемию: можно ли съездить в автобусный тур и обязательна ли самоизоляция после возвращения
  19. Прорыв трубы в Чижовке: затопленная дорога, проблемы с водой в трех районах Минска и поврежденный газопровод
  20. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  21. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов
  22. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  23. КГБ: по «делу о госперевороте» обвинения предъявлены четырем лицам. Все они дают признательные показания
  24. «В пандемию люди соскучились по общению». В Минске открылся клуб с настолками и баром, сходили туда
  25. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  26. Акции в поддержку Навального в России: задержаны более 1600 человек
  27. «Однушки» — от 170 долларов. Что сейчас происходит на рынке аренды квартир в Минске и что дальше
  28. «Согласился с обвинением». Что сказали в суде предшественник Бабарико на посту главы банка и преемник
  29. В Минске заметили эксклюзивный внедорожник с клиренсом полметра и ценой почти полмиллиона евро
  30. Их фура — их дом на колесах: как работает семья дальнобойщиков из Пинска, где жена — королева красоты


В начале февраля производители и импортеры продуктов питания сполна испили чашу народного признания, выраженного в ходе XII республиканского конкурса потребительских предпочтений "Продукт года - 2009". Покупатели выбрали самые популярные продукты, а те, кто выпускает самое вкусное и полезное, что есть на белорусских прилавках, собрались в Минске на IV продовольственном бизнес-форуме, чтобы разузнать "обстановку на фронтах".

Председатель Оргкомитета республиканского конкурса потребительских
Председатель Оргкомитета "Продукт года" Игорь Данилов и ведущие церемонии вручения Гран при конкурса "Продукт года - 2009" дикторы ОНТ Александр Серебренников и Татьяна Рудаковская 
"Жертв и разрушений нет"

— Прелесть конкурса "Продукт года" состоит в том, что мы с вами воочию видим, что не только рынок, но и потребитель регулирует,  что и как надо производить, — заявила на форуме заместитель министра здравоохранения Республики Беларусь, главный государственный санитарный врач РБ Валентина КАЧАН. — Со своей стороны, хочу заметить, что в 2009 году в стране не было зафиксировано групповых вспышек заболеваний, вызванных продуктами питания.
 
Представители предприятий-производителей отреагировали на это заявление со сдержанным удовлетворением. Уж кто-кто, а они знают, что их продукция никак не может стать причиной массовых отравлений и прочих желудочно-кишечных катаклизмов. Слишком много времени и финансов было потрачено на то, чтобы сделать производство максимально приближенным к идеальному. Это лишний раз подтвердила представитель кондитерской фабрики "Коммунарка", рассказавшая о том, что по результатам российской "Контрольной закупки" их трюфельный набор занял первое место.
 
Почему розничная торговля "строит" производителя?

В это трудно поверить, но недолюбливаемая многими розничная торговля очень часто в общении с производителями и поставщиками продуктов занимает сторону покупателя. Но не потому, что так уж сильно печется о наших интересах, а потому что интересы потребителей и розницы в этих случаях совпадают.
— Поймите, что рознице нужен не ваш товар, а оборот с каждого квадратного метра, — поучал производителей председатель правления ОО "Гильдия маркетологов", генеральный директор Центра стратегического развития "Маркетинговые системы" Анатолий АКАНТИНОВ. — Поставщик для торговли — это сырье, а розница вправе выбирать поставщиков. Отсюда вывод: производители сегодня должны конкурировать сами с собой, чтобы предложить рознице то, что нужно ей. К примеру, выпускать один продукт не в одной категории товаров, а сразу в нескольких.
 
Анатолий Акантинов привел в качестве примера российские заводы, которые одних только яблочных соков выпускают около 20 наименований. Чем больше наименований, тем больше шансов, что товар одного производителя будет представлен в магазине сразу в нескольких "номинациях", а следовательно, и раскупаться станет лучше. И у покупателя здесь свой интерес: чем шире выбор, тем охотнее он будет "ковыряться" в разнообразном ассортименте. Интересно, возьмут ли эти соображения на заметку белорусские производители?
 
"Продукт года" пойдет в регионы

Может быть, кто-нибудь из вас, обнаружив на этикетке продовольственного товара значок "Продукт года", недоуменно пожмет плечами: "А почему именно этот продукт стал победителем? У нас в райцентре выпускается хлеб/колбаса/молоко/и т.д. ничуть не хуже". Правильно, очень даже может быть. Просто на слуху или в памяти у людей может быть несколько аналогичных товаров прекрасного качества и по доступной цене, а во время исследования потребительских предпочтений из подсознания извлекается самый раскрученный и популярный бренд. Заметим, что номинаций в "Продукте года - 2009" было 80, и хотя опрашивались городские жители в возрасте 18-64 лет, проживающие в населенных пунктах с численностью более 50 000 человек, вполне возможно, что ряд интересных производителей и их продукции остался "за кадром".
 
— Чтобы свести подобные ситуации к минимуму, мы хотим в будущем, так сказать, еще глубже "пойти в народ", — поделился планами на будущее председатель оргкомитета конкурса "Продукт года" Игорь ДАНИЛОВ. — Собираемся, в частности, провести исследования в регионах, чтобы определить местных продовольственных лидеров, популярных в той или иной области, но не слишком широко раскрученных во всей стране. Методика подобных опросов уже готова и ждет своего применения.
 
Прогнозы: мрачные и не очень

Сопредседатель СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства", директор торгового предприятия "Тридакта" Виктор МАРГЕЛОВ выступил на форуме в роли своеобразного предсказателя и психотерапевта. Он обрисовал сегодняшнюю ситуацию на продовольственном рынке и высказал парочку прогнозов на будущее, попросив "подумать об этом на досуге".
 
— Сегодня мы с вами являемся свидетелями перехода от директивной экономики к либеральной, — сказал Виктор Маргелов. — Многие вопросы уже решаются на взаимовыгодной основе, в то время как еще год-два назад административный ресурс в продвижении тех или иных товаров использовался куда активнее. Не придется расслабляться и в будущем. Несмотря на то, что мы пока не видим реакции рынка на либерализацию цен, она обязательно будет, и пока неясно, как она проявится. Конкуренция на рынке будет усиливаться и в связи с появлением Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Это касается и присутствия на рынке импортных продовольственных товаров.
 
По словам Виктора Маргелова, из-за того, что цены на многие важные товарные позиции находятся под строгим контролем государства, нынче мы можем наблюдать в оптовой торговле такое "устаревшее" явление, как дефицит!
 
— Попробуйте сегодня купить полутушное мясо — не фабрикаты — говядину, свинину, по цене 5000-6000 тысяч рублей за килограмм. Найдете на складе, но с местной наценкой. Мясокомбинат тоже может продать, но в нагрузку к 1 кг субпродуктов "навесит" 10 кг вареной колбасы, которую покупают не очень хорошо.
По мнению г-на Маргелова, в первой половине 2000-х годов произошла монополизация оптовой торговли. Оптовики осуществляют деятельность в своих интересах, и не на каждую базу "вобьешься" со своей продукцией. В результате получается, что "все торгуют со всеми" напрямую, что отнимает много сил и средств и никому не идет на пользу.
 
— Правда, премьер-министр Беларуси поручил создать параллельную систему оптовой торговли с участием частных структур, — обрадовал Виктор Маргелов. — Быть может, ситуация изменится в лучшую сторону.
 
И еще один прогноз сопредседателя СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства". По его словам, если строительство гипермаркетов будет и дальше продолжаться такими темпами, как сегодня, то их сеть "перекроет", по крайней мере в столице, оптимальное количество, исходя из нормы 1 "гипер" на 200 тысяч жителей. "Если так случится, то уже через 3-4 года вы сможете распрощаться со многими магазинами шаговой доступности, или "магазинами у дома". Гипермаркеты "задавят" их", — нагнал страха Виктор Маргелов.
 
Вместо послесловия

Имена участников, победителей и обладателей Гран при конкурса "Продукт года — 2009" уже известны. Что же дальше? А вот что. Совсем скоро знаки "Продукт года - 2009" появятся на самых популярных продуктах, и одновременно начнется новый конкурс — "Продукт года - 2010". Многие участники IV продовольственного бизнес-форума, чьи соображения относительно развития белорусского продовольственного рынка не были озвучены в данном материале, обязательно расскажут в об этом в белорусской прессе.
 
А чего ожидать рядовым потребителям? Один из возможных вариантов ответов навеяло выступление на форуме детского театра французской песни "Каравелла" под руководством Гаяне Агаджанян. Этот коллектив "прописан" в ГУО "Гимназия №8 Минска", директор которого, Наталья Аладьина, внимательно относится не только к детским успехам в изучении иностранных языков, но и к тому, чтобы эти таланты оценило как можно больше людей. Так вот, блестяще исполненные французские мелодии невольно напомнили недавнюю новость, пришедшую из-за рубежа. Оказывается, во время тотальной экономии, вызванной кризисом, французы повально увлеклись биопродуктами. Все больше жителей Франции отдают предпочтение товарам с этикеткой "AB" — "agriculture biologique". В супермаркетах появляются целые отделы биомолока или биосыров. Правда, такую продукцию в крупных промышленных масштабах производить накладно — дороговато для потребителя. Но, может быть, это и есть тот товарный сегмент, которого так недостает многим компаниям при продвижении своего товара?
-15%
-50%
-10%
-10%
-40%
-20%
-50%
-10%
-35%
-40%
0070970