1. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  2. Где в Беларуси численность населения падала, а где росла? Посмотрели статистику по регионам
  3. «Это недопустимо». Григорий Василевич — об идее ограничить возраст для голосования 70 годами
  4. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  5. «Падает мотивация платить налоги». Белорусы плохо разбираются в бюджете. Вот к чему это может приводить
  6. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  7. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  8. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  9. АНТ: «Ціханоўскія атрымалі долю ў кампаніі сям'і Бабарыкі задоўга да выбараў». Глядзім дакументы
  10. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  11. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  12. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  13. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  14. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак
  15. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  16. Глава Минздрава о третьей волне коронавируса в Беларуси: заболевших меньше, но тяжелых случаев больше
  17. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  18. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  19. Премьер-министр России в Минске: налоговая интеграция и анонс встречи Лукашенко и Путина
  20. «Вы будете петь вместе с ангелами, и твой голос будет звучать, как всегда, ярко». В Минске простились с Леонидом Борткевичем
  21. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  22. Руководителем Белорусской ассоциации журналистов избрали Андрея Бастунца
  23. В выходные чуть потеплеет, на следующей неделе — похолодание и дожди
  24. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  25. «Настроения упаднические». Работники «Белмедпрепаратов» сообщают об увольнениях из-за политики
  26. Суд приговорил музыканта Тиму Белорусских к двум годам «домашней химии»
  27. Переговоры с Мишустиным, новые законы и задержания. Что происходило в Беларуси 16 апреля
  28. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  29. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  30. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?


Светлана Поликарпова,

По данным Министерства образования Республики Беларусь, на 2009 год в стране насчитывается 26048 детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Из них 23,4% живет в детских интернатных учреждениях - 8,7% (2267 человек) в детских домах и 14,7% (3830 человек) в школах-интернатах.

При этом в обществе остро стоит проблема постинтернатной адаптации этой социальной группы. Молодые люди не подготовлены к самостоятельной жизни, плохо ориентируются в социальной ситуации, повторяют жизненные сценарии своих неблагополучных родителей, воспроизводят социальную группу детей оставшихся без попечения родителей.

Министерством образования осуществляется ряд проектов, направленных на подготовку к самостоятельной жизнедеятельности детей-сирот, сопровождение учащихся-сирот после выхода из интернатов, во время обучения в вузах, ссузах, птузах и в процессе трудоустройства.

Одним из таких проектов является научно-исследовательская работа, проводимая группой ученых при БГПУ им Танка по заданию Президентской программы "Дети Беларуси". Исследовательская группа, возглавляемая проректором по социальной и воспитательной работе БГПУ С.И.Коптевой, четвертый год реализует проект по разработке моделей постинтернатной адаптации и социальной интеграции в общество детей-сирот.

- После окончания интернатных учреждений дети-сироты, как правило, поступают в птузы, ссузы и вузы. Молодые люди нуждаются в особом социальном и психолого-педагогическом сопровождении, - рассказала TUT.BY член исследовательской группы, заведующая кафедрой содержания и методов воспитания ГУО АПО (или ГУО "Академия последипломного образования") Наталья ЗАЛЫГИНА. - Оно заключается не только в том, чтобы гарантировать детям государственное обеспечение в соответствии с законодательством, но и в оказании им психологической помощи и поддержки в учебе, помощи в трудоустройстве и профессиональном росте. После 23 лет эти молодые люди должны переходить на полное материальное и социальное самообеспечение, и такой переход часто оказывается болезненным. Поэтому научно-исследовательская работа направлена на создание условий для приобретения навыков самостоятельной жизнедеятельности. Этому посвящены программы психологической помощи, рекреативного досуга, взаимодействия с родственниками, создание сетей социальной поддержки. Одной из главных задач является организация межведомственного взаимодействия: систем образования, социальной защиты, общественных организаций и иных структур.

Сопровождение детей-сирот проходит на трех жизненных этапах. В старших классах школ-интернатов реализуется программа подготовки выпускников к самостоятельной жизнедеятельности "Мой жизненный путь". Развивая у учащихся различные полезные жизненные навыки, программа охватывает все сферы социальной и бытовой активностей. Например, подпрограмма "Из детского дома во взрослую жизнь" развивает умение самостоятельно обслуживать себя в быту, формирует коммуникационные навыки. Подпрограмма "Брак без брака" посвящена подготовке к будущей семейной жизни, а подпрограмма "Продуктивный досуг" направлена на умение реализовать себя в свободное время.

Постинтернатное сопровождение в учреждениях образования (вузах, ссузах, птузах) также включает в себя несколько профильных направлений. Профориентационное направление выявляет и развивает профессиональные способности и вырабатывает навыки самопродвижения на рынке труда. Направление личностного развития содействует выбору позитивных социальных ролей и формирует устойчивые представления о жизненных целях и способах их достижения. Направление бытовой адаптации развивает навыки самообслуживания, здорового образа жизни и эффективной коммуникации. И наконец направление семейного воспитания и построения позитивных моделей семейных отношений формирует ответственное отношение к выбору партнера, планированию рождаемости и организации семейной жизни.

На третьем жизненном этапе специалисты системы социальной защиты сопровождают работающих и безработных молодых людей, помогая им освоиться и найти свое место на рынке труда. Они подготавливают рабочий коллектив, в который должен прийти выпускник интернатного учреждения, формируют сеть социальных контактов, оказывают социальную, психологическую и правовую помощь.

- Эти четыре года позволили нам разработать развернутую систему социального сопровождения детей-сирот, - делится впечатлениями Наталья ЗАЛЫГИНА. - В следующие два года планируется активное внедрение этих программ в учреждения образования и учреждения социальной защиты. Последние годы показали, что количество детей в интернатных учреждениях, особенно в младших возрастных группах, становится все меньше. Мы надеемся, что успешная реализация проекта постинтернатного сопровождения позволит нам и в дальнейшем избегать повторного воспроизведения сиротства в семьях выпускников интернатных учреждений, и заметно сократить число детских домов и школ-интернатов.

Детский дом №5. Программа
Детский дом №5. Программа "Из детского дома – во взрослую жизнь"
-10%
-20%
-30%
-30%
-5%
-50%
-12%
-20%
-15%
0070970