154 дня за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
Коллапс с водой в Минске
  1. Внимание: синоптики предупредили о резком ухудшении погоды
  2. Провизор дает шесть простых советов, которые помогут вам сэкономить на лекарствах
  3. Как самому недорого создать эффектный сад без помощи ландшафтного дизайнера. Вот простые советы
  4. МИД недоумевает по поводу заявления Литвы о возможной аккредитации посла США в Беларуси
  5. Все умеют считать деньги — свои. А как насчет общих денег из кошелька страны? Проверим?
  6. Усилить защиту силовиков, ужесточить наказание за экстремизм. Какие изменения в УК поддержали депутаты
  7. «Нельзя отворачиваться от друга, чьи глаза закрываются в последний раз». Как пережить смерть любимого питомца
  8. Следственный комитет объявил в розыск Герасименю и Опейкина
  9. В Оршанском РУВД в кабинете нашли тело сотрудника милиции. СК проводит проверку
  10. Самая красивая пара современной «фигурки»: выиграли ЧМ и счастливы вместе вне льда
  11. Поцелуй молодой пары попал на фото TUT.BY. Что с ней стало спустя три года?
  12. Путин ответил на предложение Зеленского встретиться
  13. Мингорисполком назвал две версии аварии на водопроводе в Чижовке
  14. Прогноз от властей: каким будет курс доллара в ближайшие три года
  15. «Трупный яд попал к соседям через доски в полу». История Леонида, который убирает дома после смерти
  16. Убита телохранителем, погиб от рук племянника. Как глав государств убивают на посту
  17. Минчанка рассказала, как за неделю вырастила на балконе грибы и получилось ли на этом сэкономить
  18. Мингорисполком отказал организаторам в проведении «Чернобыльского шляха»
  19. Посмотрели, что происходит сегодня в Чижовке, где вчера случилось коммунальное ЧП
  20. Почему из-за прорыва всего одной трубы сотни тысяч минчан остались без воды? Разбираемся
  21. Пособие на погребение снова сократилось. В ФСЗН рассказали, сколько оно сейчас составляет
  22. СМИ выяснили, кто может быть четвертым фигурантом по «делу о госперевороте»
  23. Новые выборы уже в этом году и права человека. Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюции по Беларуси
  24. В подвешенном состоянии. История многодетной семьи из Бреста, которая готовится на три года отправить папу на «химию»
  25. «Все границы перешли!» Путин о «попытке госпереворота и убийства Лукашенко» в Беларуси
  26. Украина вводит спецпошлину на белорусские автобусы и грузовики
  27. 35 лет после Чернобыля. История женщины, родившей сына в апреле 1986-го
  28. «И линии нарисуем, и достойно ответим». В Москве прошла встреча Лукашенко и Путина
  29. Покупатель с 50 тысячами долларов — король на рынке квартир в Минске. А королю не нужно спешить
  30. Вводят новшества по валютному рынку. Что они означают для белорусов


Алексей Вайткун,

Многие полагают, что в кризисное время очень сложно найти работу. Но есть примеры, опровергающие такое мнение. Например, Алексей Шукаев: сменил работу по собственному желанию в первом квартале 2009 года, после чего, разойдясь во мнениях с руководством, вновь ушел до истечения срока контракта и решил пару месяцев отдохнуть. И вдруг на него посыпалось огромное количество предложений. О том, как стать востребованным безработным, Алексей рассказал в студии TUT.BY.

Кто вы по профессии?


По образованию я социолог, а свою профессиональную деятельность развивал в сфере маркетинга. Можно сказать, что я маркетолог и бизнес-аналитик. То, что эта профессия перспективна, очевидно: бизнес во всем мире развивается примерно в одном русле. По подсчетам американцев, больше всего генеральных директоров выходит именно из сферы маркетинга. Я думаю, что в Беларуси эта профессия войдет в число самых доходных, когда у нас будет острая конкуренция действительно крупных компаний.

Сейчас бытует мнение, что в кризис работу не найти. Думали ли вы об этом, когда уходили с первого места работы?

Я об этом думал, более того, очень четко наблюдал в первом квартале 2009 года, который был самым тяжелым для Беларуси в кризисном процессе. Это было четко видно по тому, какова была структура предложений на рынке. Практически исчезли вакансии, которые создавались руководителями компаний, не очень четко понимающих, что именно им надо. Например, вакансий "недорогих маркетологов на все руки, молодых специалистов" практически не стало. А вакансий для ключевых специалистов несколько поуменьшилось, требования стали еще более жесткими, но такое падение не было смертельным: выбор уменьшился, но все же выбирать было из чего.

О чем следует задуматься человеку, который сегодня решает сменить работу?

Первое, над чем стоит задуматься, - это почему хочется сменить работу. У меня была весьма специфическая мотивация, которая проистекала из профессиональной этики. Я пришел к генеральному директору, чтобы сказать примерно следующее: я вижу, что в данном периоде компании я как функциональная единица не нужен в объеме полной ставки. Я понимал, что компания не испытывает большой необходимости во мне в рамках тех процессов работы, которые у нас существуют. У меня не было никаких претензий к компании, я сохраняю очень хорошие отношения с руководством. Но я понимаю, что сейчас могу гораздо лучше реализовать себя в другом месте, при этом не исключаю, что, возможно, через год-полтора я захочу прийти обратно, предложив себя в другом качестве. Я хочу продолжать отношения с компанией, но считаю неправильным занимать место в штате в условиях, очень напряженных для компании.

Уходить надо, всегда понимая, почему, и всегда этично, не сжигая за собой мосты. Поэтому новому работодателю нужно дать понять, сколько времени вам потребуется, чтобы завершить все свои дела на прошлом месте.

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Скачать видео (201 Мб)

После того, как человек поговорил с начальством и выразил желание уйти, что дальше ему следует сделать?

Если нового места работы нет, это крайняя ситуация, значит, что-то идет не так. Всегда есть предложения, какие-то варианты, просто человек зачастую их не видит.

Например, человек по каким-то причинам оказался вольным игроком на рынке. Он может обратиться в кадровое агентство, пойти искать вакансии или же, пока есть свободное время, подумать, кто среди знакомых может ему помочь найти работу. Потом между делом кому-то написать е-мейл, позвонить, встретиться и предложить себя. При этом нужно правильно подать себя: не говорить, что ищешь работу, а дать понять, что ты – ценный актив, и этот актив сейчас свободен. Как правило, только это даст несколько предложений или рекомендаций.

Есть и второй вариант: человек должен определить для себя, в чем он разбирается лучше всего и с чем может справиться. Потом нужно составить список отраслей и компаний, в которых его способности и навыки могут пригодиться. Таким образом, сложится потенциальная клиентская база для продажи самого ценного товара – себя любимого.

Очень важна обдуманность всего процесса поиска новой работы. Если человек неожиданно для себя оказался вольным игроком на рынке, он испытывает стресс, при котором ему еще сложнее прийти к правильным решениям, если их не подсказать. Квалифицированный специалист знает все, что необходимо для успеха, но далеко не все это понимают. Знания пассивны, никак на него не работают, потому что, работая на ставку, у человека не было времени задуматься над своими сильными и слабыми сторонами, как лучше себя продавать и позиционировать себя на рынке.

Вы анализировали качества белорусов. Какие они в работе?

В последние несколько месяцев мы с коллегами все чаще обсуждали белорусов в плане профессиональной и трудовой деятельности и этики. Мы отметили достаточно неприятные для себя черты.

Про белорусов говорят, что они терпимы, толерантны и могут приспособиться, но пассивны. Можно согласиться, что белорусы в определенной степени пассивны: недавнее исследование показало, что 44% белорусов не видят для себя никакой возможности как-то повлиять на ситуацию, в которой они находятся, как-то изменить свою жизнь.

Помимо пассивности всплыла еще одна тяжелая черта нации: белорусы очень плохо приспособлены к ведению переговоров, потому что очень обидчивы. Как следствие, любые попытки второй стороны в переговорах "продавить", белорус воспринимает для себя как повод для обиды, закрывается и занимает пассивную позицию. Он не готов торговаться, спорить об условиях, не готов повышать свою ценность и рассматривает своего работодателя как великого босса.

В капиталистических странах работник говорит: я продаю тебе свои услуги, которые принесут тебе определенную пользу. За это я хочу определенные блага: зарплату, место на стоянке и так далее. То есть, происходит обмен, два человека говорят на равных, торгуются и заключают договор, где каждый обозначает, какую пользу получит обратная сторона.

Рядовой белорус приходит к нанимателю и говорит: купи меня, у меня резюме и опыт. Он не говорит о пользе для работодателя. Мы по-прежнему живем где-то на уровне феодализма и крепостного строя, мы продаемся. Большинство работников после подписания контракта ведут себя примерно так: хозяин, господин, ты меня купил, а теперь мною пользуйся. Что скажешь, то и буду делать, в том числе, и непрофильные для себя виды деятельности.

Что же делать в таком случае? Ведь большинство людей скажут, что их подгружают дополнительной работой.

Подгружают, потому что ты это позволил, потому что в момент найма не договорился о том, чем будешь заниматься.

То есть, перед тем, как идти на переговоры, тебе важно знать, что ты делаешь и какую пользу несешь для нанимателя.

Есть ли смысл обращаться в различные кадровые агентства? Как это сделать правильно?

Многие мои коллеги-маркетологи считают, что обращаться в кадровое агентство смысла нет. Но я с ними не согласен: функция поиска персонала как довольно узко специализированная функция должна все чаще отдаваться на аутсорсинг. Все больше компаний не станут самостоятельно искать себе сотрудников, а будут обращаться в кадровые агентства. Уже по этой причине нужно поддерживать с ними отношения.

Есть несколько моментов того, как это делать правильно. Если человек не очень четко понимает, как продавать себя на рынке, он может попросить рекрутера кадрового агентства помочь сформулировать свое предложение для рынка и нанимателя. Любой вменяемый рекрутер с удовольствием отреагирует на это, потому что и ему проще так работать, и, кроме того, он заработает на том, что продаст кому-то этого сотрудника.

Неправильно пытаться продаться нанимателю любой ценой. Рынок у нас очень маленький, и все об этом узнают. Если вы не справились, не нужно этого скрывать, а если вас спросят, нужно дать разумную оценку того, почему и с чем вы не справились, как в будущем на это отреагируете.

Нужно четко понимать, с чем и на что ты идешь, определить для себя условия, на которые ты готов идти ради работы, и уметь донести их до работодателей.

Часто на собеседованиях задают вопрос о желаемом заработке. Как отвечать на него?

Надо точно знать, сколько ты хочешь зарабатывать, а для этого нужно четко понимать конъюнктуру рынка. Это одна из вещей, в которых может помочь рекрутер, особенно если человек давно не менял работу и не знает конъюнктуру рынка. На волне экономического роста в 2007-2008 году молодые специалисты ряда отраслей сильно завышали свои пожелания. Рекрутер может объяснить, что на эту должность можно взять человека с большим опытом работы и за меньшие деньги. Поэтому если вы четко не знаете, чего вы хотите, уверенно оценить себя, поговорите с рекрутером, со своими коллегами, которые работают на похожих позициях. Нужно точно знать, сколько вы стоите и насколько вы готовы шагнуть вниз.

Кроме того, надо понимать, чего хочет наниматель. Если наниматель разумный, он хочет, чтобы вы к нему пришли примерно со следующей формулой: вот мое постоянное вознаграждение, и меньшее мы даже не будем обсуждать. За это наниматель получает некоторую деятельность, которую сложно связать с измеримыми результатами, сложно померить ее результативность. Например, в маркетинге постоянная часть платится человеку за то, что он понимает процессы работы, знает конкретный рынок. Эти знания приносят пользу основной деятельности.

При этом человек должен заявить некоторую переменную, премиальные, которые он хочет видеть за определенные результаты своей деятельности.

Кстати, многие люди при найме на работу не объясняют, что должно входить в обязательную часть оплаты труда, а говорят о своей себестоимости. Ему нужно есть, одеваться, учиться, приезжать на работу на транспорте – и все это себестоимость. Премиальные – это наценка на себестоимость.

Как часто можно менять работу? В большинстве своем работодатели негативно относятся к человеку, если у него в трудовой указано несколько мест работы.

Такое отношение можно наблюдать не только в Беларуси. Для каждой специальности нужно понимать, где это хорошо, а где плохо. В Беларуси есть вопиющий пример: человек за три года последовательно с контрактом длительностью в один год проходит через три компании в статусе директора по маркетингу. Увидев, что директор по маркетингу каждый год меняет место работы, что контракт с ним не продлевается, у меня как у нанимателя возникает желание позвонить в каждую из этих трех компаний и узнать, почему контракт не продлили. Директору по маркетингу требуется полгода для того, чтобы просто разобраться в ситуации в компании; то есть реально этот человек поработал полгода и ушел. Возникает вопрос, почему. Причем зачастую можно узнать, что серьезных проблем не было, просто у него резюме некрасивое. Почему некрасивое, узнавать нужно всегда, если кандидат вас заинтересовал. При этом, если кандидат умный, он сам даст контакты людей, которые расскажут о нем без чисто эмоциональных претензий.

Важно быть готовым при собеседовании ответить на неминуемый вопрос, почему ты так часто менял место работы, и ответить на него внятно, так, чтобы и себя не опустить, и при этом соблюсти свой интерес: показать, что если проблемы и были, то они были объективными. Если вы с чем-то не справились, то лучше быть готовым в этом признаться – об этом все равно узнают, но уже не от вас.

Какие формулы успеха вы используете в своей трудовой деятельности?

Формулы успеха две. Первая заключается в том, что большую проблему решить невозможно, но одна большая проблема состоит из множества маленьких простых и понятных проблем. Чем детальнее вы структурируете проблему или задачу, тем быстрее и проще ее победите.

Вторая формула успеха - для наемных работников: ищите себе великолепного начальника, потому что никто лучше, чем ваш начальник, вас не научит. Никто не даст вам для профессионального развития больше, чем очень высоко квалифицированный руководитель, который просто не может не тащить вверх свой коллектив.
-20%
-10%
-20%
-26%
-15%
-20%
-21%
-10%
-30%
-50%
-50%