В последнее время одним из острых вопросов по обеспечению безопасности банковских объектов является вопрос пресечения противоправных действий в отношении банкоматов, о чем свидетельствует хроника ограблений банков и банкоматов в Беларуси в 2009 году, и это только те факты, которые получили огласку в прессе. Рост таких противоправных действий спровоцировал реакцию соответствующих органов. Требования к охране банкоматов стали предъявляться более жесткие. По утверждению специалистов банков, иногда предъявляемые требования противоречат как здравому смыслу, так и рентабельности ведения такого бизнеса.

Позиция МВД - банкоматы должны охраняться, должны быть надежно защищены технически, что подразумевает дополнительную установку оборудования и заключение договоров на охрану с Департаментом охраны МВД. Соответственно существенно вырастут затраты на содержание банкоматов.
 
Позиция банков - банкоматы должны зарабатывать, а не работать на окупаемость затрат по обеспечению их безопасности.
Вариантом решения вопроса может стать введение обязательной сертификации банкоматов. Сертификат соответствия подтверждает, что оборудование соответствует всем требованиям, в том числе требованиям по безопасности. Наличие сертификата не позволило бы предъявлять дополнительные требования по оснащению как к самому банкомату, так и к месту его размещения.
 
Мы попытаемся разобраться в стоимости обеспечения безопасности банкоматов различными способами:
 
1. Охрана банкомата техническими средствами, в том числе сдача под охрану на ПЦН Департамента охраны МВД;
2. Страхование риска порчи банкомата и хищения кассы банкомата;
3. Обеспечение сохранности банкомата, включая кассу банкомата силами службы собственной безопасности банка (в случае пересмотра законодательства и выведения банков из-под монопольной охраны ДО).
 
Какие затраты рационально нести банку? Рассмотрим варианты.
 
Вариант 1.

Охрана банкомата техническими средствами, в том числе сдача под охрану на ПЦН Департамента охраны МВД.

Стоимость часа охраны - 617 руб. Режим работы банкомата 24 часа в сутки, следовательно, годовая сумма охраны составит: 617*24*365. К этой стоимости следует прибавить стоимость дополнительного охранного оборудования (как минимум два сейсмических датчика на каждый банкомат), плюс оплата услуг по монтажу оборудования, что составит примерно 4 500 000 бел. рублей. Также следует учитывать затраты на техническое обслуживание оборудования, а это примерно 360 000 руб. в год.
 
Кроме того, ДО в техническом задании на охрану банкомата сейчас выдвигает еще ряд специальных рекомендаций - по обязательному размещению банкомата в охраняемом помещении с созданием многоуровневой системы защиты. Данная рекомендация увеличит стоимость охраны банкомата более чем в 2 раза (т.к. эти рекомендации пока не везде применяются, то их здесь не учитываем).
 
Таким образом, обобщив все указанные выше затраты, стоимость услуг Департамента охраны (далее – ДО) по охране одного банкомата обойдется банку в сумму около 5 000 000 бел. руб. в год.
 
Помимо описанных расходов, следует учитывать следующие нюансы.
 
Во-первых, банкоматы зачастую располагаются на арендованных площадях. К примеру, сам банкомат расположен в торговом объекте, а на улицу выходит только лицевая часть аппарата. Если такой торговый объект не охраняется Департаментом охраны, то в нерабочее время, предположим ночью, в случае "сработки" системы к месту происшествия прибывает оперативная группа ДО. Однако без ответственного лица со стороны торгового объекта проникнуть во внутрь помещения сотрудники ДО не могут. Более того, кроме организации присутствия лица, ответственного за арендуемое помещение (ответственного за торговый объект), необходимо организовать присутствие сотрудников банка, имеющих доступ к кассе банкомата,- а это как минимум два человека: один имеет ключ, а второй знает код доступа. Все эти действия требуют времени. Того времени, которое преступник может использовать для выхода из помещения, прихватив с собой кассу банкомата. Понятно, что одна оперативная группа ДО физически не сможет "закрыть" весь периметр объекта, где расположен "сработавший" банкомат, а посылать на большой объект пять нарядов тоже никто не будет.
 
По неподтвержденным данным, сейчас происходит процесс ликвидации автономных сигнализаций на таких объектах, которые не были  приняты на охрану, и идет постановка, "сдача" их на охрану, на пульты ДО.
 
Во-вторых, ДО берет под охрану ценности, имеется в виду касса банкомата, но не сам банкомат. В случае совершения вандальных действий в отношении банкомата (при отсутствии посягательств на денежные средства), ДО не несет ответственности за порчу и, соответственно, не возмещает банку стоимость ремонта.
 
В-третьих, если преступление будет совершено и банк понесет убытки в связи с порчей банкомата и хищением денежных средств, рассчитывать на быстрое возмещение потерь со стороны ДО не стоит. Как минимум придется дождаться окончания (расследования или следственных действий) уголовного дела по факту кражи, а это длительные сроки.
 
Вариант 2.

Страхование риска случаев порчи банкомата и хищения кассы банкомата.

По данным ряда белорусских страховых компаний, страхование банкомата оценочной стоимостью в 70 000 000 бел. руб. и кассы банкомата в 40 000 USD и 400 млн бел. руб. от противоправных действий третьих лиц на сегодняшний день обойдется банку в среднем 2 470 000 бел. руб. в год. Сумма может незначительно меняться в зависимости от места расположения банкомата, точнее, от его удаленности по отношению к ближайшему посту милиции. Отдельно от страхования кассы можно застраховать и сам банкомат от порчи, актов вандализма. Такой вид страхования обойдется банку примерно в 150 000 - 250 000 бел. руб. за один банкомат в год. Итого полное страхование объекта (банкомата) в год составит примерно 2 600 000 бел. руб.
 
Важно учитывать, что, оплатив эту сумму, руководству банка не придется заботиться (в случае вскрытия банкомата) о поиске сотрудников, имеющих ключ и код от этого банкомата, а также о поиске лица, ответственного за арендуемое помещение, где размещен банкомат.
 
Вариант 3.

Обеспечение сохранности банкомата, включая кассу банкомата силами службы собственной безопасности банка.

Альтернативой вышеописанным вариантам могла бы стать служба собственной безопасности банка, действующая на основании лицензии МВД Республики Беларусь по обеспечению безопасности юридических и физических лиц. Данная лицензия дает право на охрану юридическим лицом своих работников и на охрану юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества). На сегодняшний день выдача таких лицензий не осуществляется, т.к. согласно указу президента Республики Беларусь № 534 "О совершенствовании охранной деятельности", банки включены в перечень объектов, охраняемых исключительно силами ДО МВД.
 
По подсчетам специалистов Управления безопасности одного из банков, при наличии такой лицензии, расходы по обеспечению безопасности банкоматов для банка были бы следующие.
 
Порядка 5 000 000 руб. единовременных дополнительных вложений на каждый банкомат, связанных с оборудованием банкомата системой видеонаблюдения и охранной сигнализацией, включая стоимость монтажа и наладки систем. Для оперативной круглосуточной работы службы собственной безопасности банку необходимо порядка 8 сотрудников с месячным фондом заработной платы около 10 000 000 бел. руб. Дополнительно банк несет расходы по пользованию GSM канала связи "банк-банкомат", что составляет около 15 000 бел. руб. в месяц на один банкомат. Расчет проведен для банка, имеющего примерно 50 банкоматов.
 
Стоимость обеспечения безопасности 1 банкомата собственными силами составит порядка 2 400 000 руб. в месяц. В случае "сработки" сотрудник службы безопасности (далее - СБ) банка вызывает милицию и при необходимости прибывает на место (происшествия). Следует учитывать, что служба собственной безопасности "закрывает" ряд иных немаловажных и не "дешевых" вопросов, уже включенных в оплату труда сотрудников СБ банка.
 
Но этот способ имеет ряд серьезных "подводных камней" которые в условиях нашей страны могут сделать такую форму охраны банкоматов абсолютно нерентабельной.
 
Таблица. Сравнение расходов банка на обеспечение безопасности банкомата

Расходы на один банкомат в бел. руб. в год
ДО МВД
Страхование
Служба собственной безопасности (законодательно невозможно)
Стоимость охраны банкомата
 
5 000 000 руб. (возможно увеличение в 2 раза)
 
2 600 000 руб.
 
Не менее 2 400 000 руб.
Дополнительные расходы по оборудованию банкомата (единовременные)
4 500 000 руб. (дополнит. оснащен. средствами охраны)
Повышающий или понижающий коэффициенты
180 000 руб. (GSM канал связи "банк-банкомат" в год)
 
Выводы
Самый надежный с технической стороны, но и самый дорогой способ охраны
Самый рентабельный способ охраны
Потенциально рентабельный способ, однако требует глубокого изучения и расчетов
 
Справка aercom.by:
По статистике ДО, в Беларуси функционирует более 1000 банкоматов. По данным на конец 2009 года, только 120 банкоматов было сдано под охрану на ПЦН ДО. За время оказания услуг по охране указанных объектов Департаментом было зафиксировано 4 случая взлома сейфов (кассы) банкоматов. Как отметили в пресс-центре ДО, все банкоматы находились в местах с повышенным риском нападения (темные, немноголюдные места, без наблюдения).
 
По статистике МВД Республики Беларусь, за минувший год участились случаи нападения на банковские объекты. В течение 2009 года по линии уголовного розыска зафиксирован ряд преступлений, связанных с противоправными действиями в отношении банковских объектов: 7 разбойных нападений, 3 грабежа и 1 убийство. Официальная позиция МВД Республики Беларусь по факту увеличения такого рода преступлений - игнорирование со стороны банков мер по инженерно-технической укрепленности банковских объектов.
 
19 августа в Минске генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что органам прокуратуры, к сожалению, не удалось добиться от банковской системы принятия мер, обеспечивающих безопасность ее объектов. Об этом пишет БелаПАН.
 
По его словам, еще в апреле 2009 года Генеральная прокуратура потребовала от Национального банка, координирующего работу банковской системы, Ассоциации белорусских банков, предпринять шаги, направленные на защиту банкоматов, обменных пунктов валюты от преступных посягательств. Речь шла о том, чтобы указанные объекты "были расположены там, где есть возможность наблюдения за ними", об обеспечении охраны, установке видеонаблюдения, сказал Василевич. При этом он отметил, что множество банкоматов сейчас "расположены как раз в таких местах, где они не должны быть расположены".
 
Более того, заявил генпрокурор, в некоторых случаях сами банковские учреждения отказываются, например, от установки системы видеонаблюдения, от перемещения банкоматов, поскольку их риски застрахованы и им "дешевле" ничего не делать. "Значит, в этой ситуации недоработали и страховые компании", - считает Василевич (с сайта http://naviny.by/).
 
По неподтвержденным данным, в настоящее время рассматривается вопрос о юридическом закреплении норм, согласно которым страхование таких банковских объектов, как пункты обмена валют и банкоматы, будет возможным только при одновременном заключении договора с ДО на охрану объекта.
 
Такое решение может заметно сократить число банкоматов: банку попросту будет дешевле отказаться от содержания "золотого" банкомата, а нам придется обналичивать зарплату в расчетно-кассовых центрах банков, в рабочее время и с паспортом.


Каталог TUT.BY расскажет о том, где можно выгодно и быстро заказать изготовление печатей в Минске.
-50%
-20%
-80%
-30%
-10%
-10%
-30%
-50%
-15%
0067536