106 дней за решеткой. Катерина Борисевич
Коронавирус: свежие цифры
  1. Украина опять внесла Беларусь в «зеленый список» по COVID-19. Можно ехать без ПЦР-теста и карантина
  2. Оперная певица, которая троллит чиновников и силовиков. Кто такая Маргарита Левчук?
  3. Не с того начали. Бизнес-союз резко ответил на предложение МНС побороться с зарплатами в конвертах
  4. «Скорее ад замерзнет». В МИД Литвы отреагировали на требование о выдаче Тихановской
  5. На ЧМ эту биатлонистку хейтили и отправляли домой, а вчера она затащила белорусок на пьедестал
  6. По зарплатам «в конвертах» ввели новшество. Оно касается как работников, так и нанимателей
  7. Помните, сколько стоили машины на авторынке в Малиновке 20 лет назад? Сравнили с современными аналогами
  8. Задержано более 20 участников конференции Лиги студенческих объединений, приговоры судов. Что происходило 5 марта
  9. «Дочка видела, как нас забирали. Всю ночь плакала». Минчанки хотели обратиться к депутату, а попали на Окрестина
  10. Лукашенко рассказал, что сделал, «если бы в стране была настоящая диктатура» и о своем «дворце»
  11. Белорусов атаковали банковские мошенники. Откуда у них данные, почему их сложно найти, как защититься
  12. Насколько хорошо вы понимаете логику приговоров. Попробуйте себя в роли судьи. Игра
  13. Лукашенко: КГБ вам в ближайшее время расскажет, сколько сюда тротила завезли. И даже пластита
  14. Иск в суд, новые обвинения, уголовное дело. Что снова происходит с Гродненским детским хосписом
  15. Где поесть утром? Фудблогеры советуют самые красивые завтраки в городе
  16. В Минск привезли первый экземпляр нового поколения Renault Duster
  17. «Парень выдержал полгода». История мотоциклистки, которая в 25 лет стала жертвой страшной аварии
  18. Стильно и минималистично. В ЦУМе появились необычные витрины из декоративных панелей
  19. МАРТ — ЕЭК: Беларусь не нарушает своих обязательств по применению ассортиментных перечней товаров
  20. «Очень сожалею, что я тренируюсь не на «Аисте». Посмотрели, на каких велосипедах ездит семья Лукашенко
  21. Суд огласил приговор водителю, который прокатил на капоте гаишника
  22. Генпрокуратура возбудила уголовное дело против BYPOL
  23. Стачка — за разрыв договора, профсоюзы — против. Что сейчас происходит вокруг «Беларуськалия» и Yara
  24. У кого больше? Подсчитали, сколько абонентов у A1, МТС и life:)
  25. Что сделать для сердца, если переболел коронавирусом? Кардиолог помогает разобраться
  26. Кто стоит за BYPOL — инициативой, которая публикует громкие расследования и телефонные сливы
  27. «В школе думали, что приводит бабушка». История Даши, у которой разница в возрасте с мамой 45 лет
  28. По обновленному КоАП судили айтишника из квартала «Пирс». На его балконе БЧБ-флаг держался с августа
  29. Погода в длинные выходные: мокрый снег, метели, гололедица и ночные морозы
  30. «Вместо 25 рублей — 129». Банк повысил предпринимателю плату за обслуживание в 5 раз из-за овердрафта


Алексей Вайткун,

Борьба с видеопиратством во всем мире приобретает все больший размах. О том, на какие ухищрения приходится идти производителям кинофильмов, а также о том, как налажен процесс производства лицензионной видеопродукции в нашей стране, в студии TUT.BY рассказал Андрей Ясюкевич, генеральный директор компании "Видеомакс", производящей на территории Беларуси лицензионную видеопродукцию.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Какое кино вы любите?


Обожаю анимацию. Последняя диснеевская анимация, такая, как "Вверх, "Вольт", достойна внимания всей аудитории. Предпочитаю смотреть фильмы на DVD, оцениваю DVD-издательства.

Чем занимается ваша компания?

Компания образовалась семь лет назад и стала первой компанией, работающей с лицензионной кинопродукцией. Мы заключали контракты с компаниями Disney, Sony Pictures, "Крупный план". Когда мы начинали, рынок был стопроцентно пиратским, поэтому работы было очень много.

Как изменилась ситуация за прошедшие семь лет? Есть ли какие-то особенности в работе на лицензионном рынке Беларуси?

Сейчас работать тяжелее. Главное препятствие - пиратский рынок. Радует, что развивается традиционный западный канал сбыта, потребитель готов к лицензионной продукции, пираты работают на своих точках, на лотках.

Как вы боретесь с пиратами?

В принципе, за продукцию голосует потребитель. Например, в регионах пристальное внимание, особенно перед Новым годом, уделялось рынку лицензионной продукции, и правоохранительные органы изъяли достаточно много пиратских дисков. Если мы семь лет назад сами прилагали усилия по поиску и отслеживанию пиратов, то сейчас всё наоборот: нам предоставляют список фильмов, по которым мы должны показать документы. Причем активность идет именно из регионов.

Как с пиратством обстоят дела в столице?

Есть определенные очаги: рынок в Ждановичах, побороть который невозможно, местечковые рынки. В общем, количество торговых точек, торгующих пиратской видеопродукцией, за 2009 год сократилось примерно на 40%. Точки становятся нерентабельными: зачастую продавцы снимают помещение в торговых центрах, выплачивают большую арендную плату, музыка умирает и бизнес становится нерентабельным. Мы отслеживаем количество точек, и оно постоянно снижается. Часть продаж забирают традиционные торговые сети: продуктовые, детские. Есть четкое определение, где торгуют пиратской продукцией, а где лицензионной.

Всё ли у нас гладко с законодательством на рынке лицензионной продукции?

По нашим контрактам проблем нет. За семь лет наработана судебная практика, которая используется в судебных инстанциях, так что законодательство нас устраивает.

Как ведутся переговоры по поводу закупки кинолент?

Ведется контроль продаж. Например, компания Sony ежегодно проводит конференцию в одной из стран, где представлена ее продукция. На этих конференциях проводится прогнозирование и тренинги по поводу того, как надо продавать, где размещать рекламу. Кроме того, к каждому фильму выходят рекомендации, что с этим фильмом нужно делать, полностью расписываются все действия продавцов, но, к сожалению, рассматривается только зарубежный опыт и оцениваются каналы сбыта, которые у нас даже не присутствуют. Мы прислушиваемся к их рекомендациям, но выполнять их следует года через два-три. Например, мы одними из самых первых вошли в гипермаркеты, когда еще никто не понимал, зачем нам там продавать.

В чем еще заключаются особенности белорусского рынка по сравнению с рынком Западной Европы и Штатов?

Есть определенное "окно" между прокатом в кинотеатрах и выходом фильма на DVD-издании. Например, с компанией Disney это "окно" составляет шесть месяцев: если фильм вышел первого января, мы имеем право выпускать его на DVD только первого июня. Потребитель ждать не хочет, он хочет получить фильм пораньше. В таком случае мы ничего не можем сделать, хотя по некоторым контрактам мы успеваем выпускать фильмы через 30 дней. Иногда это хорошо, а иногда плохо, так как страдает DVD-издание: через такой небольшой промежуток времени издание выходит в среднем качестве, без дополнительных меню, эпизодов и материалов. Если мы выпускаем Disney через полгода, на диске могут быть и дополнительные игры, и интервью с создателями.

Как и какие фильмы вы отбираете? От чего зависит ваш выбор?

Основная наша деятельность заключается в работе с каталогами. Если мы работаем с компанией Disney, то представляем всю продукцию, которую она производит. Мы не имеем права выбирать, поэтому берем всё, что у них выходит. У них выпускаются хорошие вещи, поэтому есть уверенность, гарантии того, что продукция будет пользоваться спросом, создается представление о каталоге. Мы покупаем и независимые проекты, в основном российские фильмы, и иногда получается "кот в мешке". Интерес к российскому кино неоднозначен, и иногда то, что хорошо идет в кинотеатре, не очень хорошо продается на DVD: основной потребитель DVD-изданий - люди от 25 до 40 лет, а в кино в основном ходит молодая аудитория. Например, мы покупали третий фильм "Антикиллер": в кинопрокате он не пользовался особым успехом, а на DVD разошелся просто на ура.

Как вы изучаете спрос?


Я занимаюсь видео уже 13 лет, семь лет работаю по конкретным контрактам. Уже наработаны цифры, сложилось собственное мнение и чутье. Каждый год кинопрокат имеет определенную моду. Сейчас, например, популярны темы философии и жизни, бюджетные киноленты, то есть стандартное европейское кино. До этого пользовались спросом массовые, кассовые фильмы.

Какие фильмы, по вашим наблюдениям, любят белорусы?

Традиционно пользуются спросом семейные фильмы и анимация, весь Disney, хотя цены у него значительно выше, чем у остальных компаний. Популярны зрелищные фильмы, экшн (например, "2012"). Драмы и другое кино, классика отечественного кинематографа рассчитаны на любителей, на отдельную категорию потребителей. Зачастую то, что хорошо идет в прокате, будет пользоваться спросом и на DVD.

Большим сюрпризом для нас стал фильм "Остров" Павла Лунгина - он до сих пор сохраняет самые популярные позиции. Это серьезное кино, но и в регионах, и в столице он продается очень хорошо. Для нас была открытием и "9 рота", которая составила самые лучшие продажи 2009 года. Спрос на этот фильм до сих пор стабильный.

Отличаются ли вкусы столичных кинолюбителей от региональных? Что идет хорошо в регионах?

На спросе очень сказывается ценовой показатель: например, если Disney хорошо продается в Минске, в регионах он идет хуже. 20-30 тысяч для регионального потребителя  - большие деньги. Стабильно хорошо идет анимация - и в регионах, и в Минске, хотя в регионах отдают большее предпочтение "шумовым", эффектным, кассовым фильмам.

Какие требования предъявляются к лицензионному диску? Есть ли какие-то требования к количеству дополнительных материалов, размещенных на DVD?

Тут всё очень индивидуально и зависит от производителей. Например, если кто-то хочет выпустить диск побыстрее, эконом-издание, то никаких дополнительных материалов, звуковых дорожек и субтитров не размещается. Но у нас только Disney выпускает фильмы через "окно" в полгода.

На упаковке всегда написано, какие дополнительные материалы размещаются на диске, и потребитель может сам решить, покупать ли ему этот эконом-диск.

Как борются с видеопиратами ваши коллеги из России, Украины, Прибалтики?

В Прибалтике законодательство немного суровее, чем наше, и пиратство в основном размещается в интернете. Основными разносчиками пиратской видеопродукции являются мелкие торговые точки, которых в Прибалтике нет. Но и продаж у них нет: насколько мне известно, все продажи в Прибалтике идут через Беларусь.

Украина борется с пиратами, но не очень эффективно. В Москве на лицензионные диски снижают цену, и этим пытаются побороть пиратство, а что делается за пределами Москвы - никому не интересно: производителям хватает московских продаж.

Если какой-то фильм пользовался особым спросом, можете ли вы допечатать дополнительный тираж?

Согласно контрактам мы изготавливаем тиражи только на конкретном заводе в России. Если есть потребность в выпуске новой партии дисков, мы размещаем заказ на дополнительные тиражи. Каталог мы поддерживаем стопроцентно - это наша обязанность по контракту. Мы обязаны выдерживать качество упаковки и издания. Мы высылаем производителям контрольные замеры упаковки, получаем от них подтверждение, и после этого идет создание дисков. Ограничений по количеству выпущенных дисков у нас нет. По независимым проектам ограничения в тираже есть.

Есть ли у вас какие-то нормы на выпуск белорусских фильмов?

Россия выкупает фильмы всех стран, и мы можем купить у них белорусский фильм. Все права на фильмы нашей киностудии принадлежат России, и если нам киностудия "Беларусьфильм" даст право выпускать в нашей стране фильмы "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку" и заключит с нами контракт, мы с удовольствием выпустим эти фильмы. Пока еще переговоры не завершены.

Проектов "Беларусьфильма" и "Видеомакса" по поводу белорусского кино пока нет?

Проектов таких нет. Основная проблема - это качество изображения кинолент: фильмы нужно чистить, подкрашивать, а наши производственные мощности этого не позволяют, объемы продаж белорусских фильмов минимальные. Наше кино в Европе покупать не очень и хотят.

А что касается современных белорусских фильмов, например совместного проекта "Брестская крепость", то еще во время съемок компании, производящие лицензионные диски в России, распределяют между собой права на выпуск фильма на DVD.

Можно ли сравнить цены на наши DVD с ценами в соседних странах?

Есть несколько видов издания: эконом-издание, дорогое издание и подарочное. Розничная цена на эконом-издание может быть от десяти до двадцати тысяч, самый дорогой продукт - Disney - 27 тыс. В России тот же Disney в переводе на белорусские рубли будет стоить примерно 40 тыс. По независимым проектам и российскому кино цены одинаковы.

В Украине цены такие же, как в России, и почти такие же, как у нас. Disney тоже стоит больше. В Прибалтике цены примерно 10-20 евро.

Основная цена зависит от авторского вознаграждения: ни одна компания не получает огромных доходов с продаж, потому что в каждом диске заложено авторское вознаграждение.

Стоимость подарочных изданий приближается к ста тысячам. Это узкая ниша, рассчитанная на больших фанатов, это проекты не повседневного спроса. Такие диски выпускаются очень редко.

Чем вы планируете удивлять в будущем, помимо качества? У вас теперь потребитель иной, чем был пять-десять лет назад, технологии постоянно развиваются.

Модная фишка всех производителей - это 3D, которая перешла и в DVD. Компания Disney постоянно реанимирует свою классику. Сейчас, например, вышла отреставрированная "Белоснежка", и во всем мире шла сумасшедшая реклама. У компании интересная тактика: они выпускают релиз, а через год эта позиция не имеет права продаваться десять лет. По истечении этого срока они выпускают этот же фильм как новинку. Сейчас на рынке вы не найдете "Короля-льва", потому что на него распространяется мораторий. Через два года этот мультфильм появится как новое издание для нового поколения.

Какие фильмы выйдут в ближайшее время на DVD?


Порадует релизами компания Disney. А вообще, судя по прокату, фильмов достойных, нашумевших нет. В Беларуси DVD-бизнес упал в 2,5 раза. Мы сейчас выпускаем старые вещи, которые хорошо зарекомендовали себя.
-10%
-14%
-20%
-25%
-5%