Алена Андреева,

"Мало купить себе хороший фотоаппарат - нужно уметь с ним работать", - уверен фотограф Евгений Грабкин. О том, как сделать качественный снимок, можно ли заработать на свадебных фотографиях и почему нужно любить себя, чтобы быть фотогеничным, наш гость рассказал в студии TUT.BY.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Можете ли вы назвать себя фотокорреспондентом, или вы считаете себя просто фотографом?


Я думаю, любой фотограф в определенные моменты примеряет на себя звание фотокорреспондента. Если человеку приходилось снимать какие-то события и мероприятия, он может называться фотокорреспондентом.

Фотокорреспондент - понятие, применимое больше к журналистике: это документирование событий и каких-то мероприятий. Фотограф же - понятие более художественное.

Правда ли, что белорусские фотографы делятся на приверженцев классической фотографии, которые снимают на пленку, занимаются проявкой, и тех, кто просто использует достижения современной цифровой техники?

Я думаю, что в Беларуси в равной степени представлены и те, и другие. Иногда люди, которые начинают снимать на цифровую камеру, пробуют снимать и на пленку. Кому-то это нравится, а кто-то возвращается к цифре. Я бы сказал, что разделения на "пленочных" и "цифровых" фотографов как такового нет, есть, скорее, разделение на два брендовых лагеря - Canon и Nikon.

А вы сами на пленку фотографировать пробовали?

Пробовал. Но в наш век цифровых технологий, учитывая особенности моей работы и работы других фотокорреспондентов, уверен, что события на пленку никто не фотографирует. Сейчас гораздо больше ценится оперативность: снял, выложил - все увидели. Даже если ты фотографируешь для журнала, у которого есть сроки сдачи, нужна оперативность: всем не терпится увидеть снимки поскорей.

Сейчас есть очень профессиональные технологии, которые позволяют снимать "на цифру" ничуть не хуже, чем на пленку. Правда, доступны они далеко не всем, но они есть.

Полупрофессиональная цифровая техника позволяет назваться фотографом практически каждому желающему. Что отличает профессионального фотографа и кто не имеет права им называться?

По этому поводу можно вспомнить историю, которая произошла в Англии. Один фотограф пришел на ужин к графине и принес некоторые свои работы. Она посмотрела и сказала: "Прекрасные снимки! Наверное, у вас очень дорогой фотоаппарат". После ужина фотограф подошел к ней и сказал: "Очень вкусный ужин! Наверное, у вас очень дорогие кастрюли".

Мало купить себе хороший фотоаппарат, надо уметь с ним работать и понимать в фотографии. Если у человека есть задатки и талант, нужно постоянно работать и развивать их.

Наши слушатели интересуются, можно ли заработать достаточно денег в Беларуси, освещая различные мероприятия и конференции, не беря в расчет свадьбы? Из чего вообще состоит хлеб фотографа?

Заработать можно, если есть желание работать. Есть заказы, за которые я сам или не берусь вообще, или берусь с неохотой. Все фотографы с чего-то начинают, и профессиональная карьера легко не дается. Я сам проходил через это, возникали мысли, стоит ли вообще этим заниматься. Но, думаю, если есть желание, все получится.

Я думаю, у вас есть немало знакомых, которые хотели профессионально заниматься фотографией. Можете ли вы сказать, у скольких это не удалось?

Я думаю, осталось только процентов двадцать людей, которые поставили фотографию на коммерческую основу, сделали ее основным своим заработком. Остальные или совсем отходят от фотографии, или занимаются чем-то близким.

Какой процент в уровне доходов составляют свадебные заказы?

В моей деятельности доходы от свадебных съемок занимают небольшой процент. Есть фотографы, которые специализируются именно на свадьбах, зарабатывают этим деньги, а есть люди, которые выполняют такие заказы в свободное от основной работы время. У фотографов разный подход к этому событию: некоторым эта работа нравится, некоторые на этом просто зарабатывают деньги.

Есть мнение, что свадьбы делают работу фотографов примитивной. Согласны вы с этим?

Нет, не согласен. Не скажу, что у меня есть грандиозные шедевры среди свадебных снимков, но я видел работы, которые дадут фору многим фотографам-гуру в других областях.

Вы говорите, что у каждого фотографа есть какое-то свое направление. Какие ниши, на ваш взгляд, еще ими не заняты?

В Беларуси сама фотография находится на стадии зарождения и развития. Поэтому есть вакантные ниши, которые ждут своих специалистов. Не уверен, что эти сферы у нас будут очень популярны, потому что белорусы пока не готовы платить, например, за фотографии для социальных сетей. На западе есть целые компании фотографов, которые занимаются такими снимками профессионально. Например, фотографы социальной сети Facebook зарабатывают на таких снимках большие деньги. Нашим людям проще договориться с другом, который его "пофоткает", а потом эти "фотки" человек выложит на своей страничке "ВКонтакте".

В таком случае возникает вопрос конкуренции любителей и профессионалов. Есть ли она вообще, эта конкуренция?

У нас люди недостаточно хорошо осведомлены об уровне фотографии, и людей, которые действительно разбираются в фотографии, единицы. Остальные выбирают снимки по принципу "нравится - не нравится".

Хотя людей, которые действительно выбирают себе фотографа, например, для свадебной фотосессии, становится больше. Теперь люди пересматривают снимки и выбирают профессионала, а не идут к первому встречному фотографу по наводке друга.

Важны ли рекомендации в среде фотографов?

Думаю, да. Они больше важны не в среде фотографов, а среди клиентов.

От чего зависит карьера фотографа в Беларуси?


И начало, и развитие карьеры фотографа зависит только от желания учиться и профессионально совершенствоваться.

Как определить, фотогеничен человек или нет? Можно ли как-то работать над фотогеничностью, развивать ее?

Если под фотогеничностью понимать правильную работу перед камерой, то этому можно научиться, если учиться и набираться опыта. Никто не становится супермоделью за два дня: все девушки, которые снимаются в рекламе, начали работать не вчера.

А может, и в жизни они выглядят совсем не так, как на рекламной фотографии…

В жизни все не так выглядят, как на снимке, потому что любая фотосессия подразумевает как минимум качественный макияж.

А для того, чтобы определить, фотогеничен человек или нет, нужно сказать, нравится ли он сам себе. Если человек нравится себе, у него будет меньше комплексов перед фотоаппаратом во время съемки, и на фотографии он будет смотреть по-другому, любя себя. Если у человека есть с этим проблемы, то и конечный результат его не устроит. Я бы порекомендовал работать с фотографом, который что-то понимает в качестве снимков и фотогеничности.

Насколько позволительно приукрашивать жизнь и ее героев на фото?

Думаю, позволительно, особенно в рекламе, где картинка призвана вызывать желание у зрителей каким-то образом ей соответствовать.

С кем приятнее работать именно вам? За какие съемки вы беретесь с удовольствием, а от каких отказываетесь?

Во всех сферах бывали случаи, когда я не брался за работу по разным причинам. Хотя совсем закрытых тематик нет.

Пока я не начал снимать людей и сюжеты с ними, я фотографировал городские пейзажи. Теперь мне снимать их неинтересно, не лежит к ним душа.

Как определить начинающему фотографу, какая сфера ему по силам?

Это все приходит со временем и опытом. Пока человек сам не поймет, нравится ли ему результат своей работы, основную сферу своих съемок он не определит. Слушать некомпетентных в фотографии критиков, я думаю, не стоит –  нужно понять самому, снимки какой тематики получаются лучше всего.

Вы говорите, что фотосреда в Беларуси только зарождается. Благоприятна ли она для развития и чего в ней не хватает?

Условия для развития не очень благоприятные. С одной стороны, согласно указу президента в наружной рекламе могут сниматься только модели с белорусским паспортом, поэтому девочки, которые хотят стать моделями, знают, что в Беларуси у них может что-то получиться. С другой стороны, наши люди не понимают, что фотография, как и любая другая сфера услуг, - это работа, за которую нужно платить деньги, и иногда немаленькие.

Белорусский фотограф в сравнении со своим коллегой из ближнего зарубежья получает меньше только потому, что общество не готово платить?


У нас совсем разные бюджеты рекламных кампаний, разное материальное состояние заказчиков даже из высшего сегмента.

Кто в Беларуси является основным заказчиком качественных снимков? Кто у нас понимает ценность фотографии?

Я думаю, ценность фотографии понимают крупные фирмы, которые выделяют хорошие деньги на рекламные кампании. Даже звезды шоу-бизнеса не всегда готовы выложить приличную сумму за хорошую фотосессию, и иногда предпочитают нанимать фотографа, которого посоветует знакомый знакомого.

Случается ли, что вы приносите профессионально сделанную работу, а клиент не понимает этого качества?


У меня таких случаев не было. Я думаю, очень полезно на всякий случай перед фотосессиями либо оговаривать моменты, касающиеся конечного результата и качества фотографии, либо заключать договор, в котором указывать эти моменты. В случае если возникают проблемы, можно разойтись полюбовно: клиент не получает фотографию, а фотограф - денег. Можно попытаться в сравнении с другими снимками доказать качественность выполненного заказа.

Получается, что заказчик идет по наитию, не представляет, какими должны быть качественные фотографии, а доверяет фотографу?

В большинстве случаев заказчики вообще не представляют, чего они хотят в результате, и ограничиваются фразой: "Сделайте мне красиво". Но для того чтобы был качественный результат, заказчик должен сам понимать, чего он хочет.

Как правильно сделать себе саморекламу? Какие приемы могут сделать фотографа заметным, не считая блогов и типичных фотосайтов?

Я думаю, самое главное - это уровень работы фотографа, понимание фотографии. Если есть хотя бы один кадр, который заинтересовал зрителей, они будут искать и другие работы этого фотографа, сами выйдут на него. Не думаю, что реклама значительно помогает фотографу; я, например, рекламу себе не делаю вообще. Лучшая реклама - это сарафанное радио, и даже если о тебе говорят плохо и за твоей спиной, это уже хорошо.

-10%
-30%
-11%
-20%
-20%
-5%
-30%
0071356