Андрей Коровайко,

В день своего рождения TUT.BY приглашает друзей, с которыми нас связывают годы плодотворного сотрудничества. О том, какие отношения сложились между ведущим белорусским порталом и главной газетой страны "Комсомольская правда в Беларуси", о перспективах развития издания в эфире Радио TUT.BY рассказали главный редактор "Комсомольской правды в Беларуси", генеральный директор ЗАО "БелКП-ПРЕСС" Галина Малишевская и шеф-редактор сайта белорусской "Комсомолки" Александра Пернай.
Александра Пернай (слева) и Галина Малишевская (справа)


Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Можно ли назвать успешным сотрудничество главной газеты страны с главным порталом страны?


Галина Малишевская (Г.М.): Я думаю, это действительно так. Мы давно и очень плодотворно сотрудничаем и наблюдаем за тем, как развивается TUT.BY: очень многие технологические новинки вы делаете первыми, не стоите на месте. В этом мы похожи, и это, наверное, основа нашего партнерства.

Александра Пернай (А.П.): TUT.BY - это один из моих любимых порталов после сайта "Комсомолки". Я каждый день читаю новости, смотрю афишу и телепрограмму. Я считаю, что "Комсомолка" и TUT.BY - это два главных ресурса, которые интересны белорусским пользователям. Мы обмениваемся новостями: наши новости и публикации, которые выходят в "Комсомолке", можно прочитать на TUT.BY, а потом и перейти по ссылке на наш сайт.

Г.М.: "Комсомолка" и TUT.BY в свое время были в числе инициаторов идеи цивилизованного, честного интернета. Это связано с тем, что "Комсомолка" - один из производителей белорусского контента, в том числе и в интернете, и мы очень трепетно относимся к авторским правам. Поэтому на примере сотрудничества с TUT.BY мы хотели показать сообществу, как нужно договариваться и работать на партнерских условиях.

Нужно признать, что интернет у нас пока не очень цивилизован: мы пока не прошли те этапы, которые прошли зарубежные интернет-сайты, СМИ, блогерские сферы, которые работают с информацией. Мы должны выработать правила игры и способы взаимодействия.

Я думаю, "Комсомолка" и TUT.BY могут быть примером сотрудничества со здравым смыслом: мы умеем договариваться, понимаем читательские интересы о получении достоверной информации, умеем позиционировать свою информацию. Мы вырабатываем некие правила игры для всего интернет-сообщества, которые постепенно переходят в правовое поле. Я думаю, это хороший первый шаг.

Чего не хватает в байнете? К чему мы должны прийти в своем сотрудничестве?

Г.М.: Я думаю, то, чего не хватает в байнете, должен определить слушатель и читатель - потребитель информации. Тот, кто предоставляет контент, идет за потребностью в информации. Эти потребности, так или иначе уже выявлены западными и российскими площадками, мы же этому только учимся и внедряем на своей почве то, что уже кем-то придумано и разработано.

TUT.BY хорошо удается быть первым. Мы тоже стремимся быть первыми в производстве белорусского контента. В частности, наш сайт KP.BY за последние полгода показал прирост аудитории в два раза. Это говорит о том, что предложения "Комсомолки" пользуются спросом у читателей и интернет-пользователей.

"Комсомольская правда" в интернете - какая она? Как поживает ваш сайт?

А.П.: Наш сайт открылся шесть лет назад, и тогда это была страничка с текстом, который обновлялся в ежедневном режиме. Сегодня наш сайт - это большой новостной портал, с большим видео-, аудио-, фотоконтентом, слайд-шоу-галереей, где каждый читатель может найти для себя все необходимое. Самые свежие новости, самые свежие комментарии, онлайн-конференции с чиновниками, политиками, последние скандальные новости со звездами, музыкальные композиции - все это есть на нашем сайте. Мы не собираемся останавливаться, и со временем у нас появятся новые планы и проекты. Возможно, к новому году у нас появится раздел с теленовостями. Уже сейчас читатели могут общаться с журналистами через комментарии. Наши читатели являются для нас источником информации, мы с ними постоянно разговариваем.

О чем чаще всего пишут в комментариях?

А.П.: Как правило, у каждой статьи образуются два лагеря. На моей практике не было такого материала, который бы всем понравился или всем не понравился. Люди спорят сначала между собой, потом призывают "автора в студию". Приятно, что при общении с автором уходит негатив - люди чувствуют ответную реакцию.

Г.М.: Читатель чувствует внимание, и это очень важно. Один из основных принципов работы "Комсомолки" - быть внимательным к читателю. Развивая сайт и используя новые технологии, мы попытались стать еще более внимательными к потребностям людей.

Если раньше мы выкладывали в интернет не все, что печаталось в газете, то сейчас мы не придерживаем новость только потому, что она еще не вышла в печать в газете. Аудитория в интернете и аудитория печатного издания немного разная, и для газеты материал можно проработать более подробно. В интернете информация появляется более оперативно. Мы стали мультимедийной редакцией: все журналисты у нас работают и в онлайн-версии.

Когда "Комсомольская правда в Беларуси" стала ежедневной?

А.П.: "Комсомолка в Беларуси" стала ежедневной в 1999 году. Газета развивалась поступательно, постепенно корректировался формат, появился цвет, нарастал тираж. Наш читатель разный: у "толстушки" один, у онлайн-версии другой. Сейчас политика редакции направлена именно на развитие интернет-версии "Комсомолки", потому что молодое поколение читателей со школьной скамьи знакомо с интернетом, воспринимает его совершенно по-другому. Этого читателя нужно завоевывать с детства, и делать это нужно в интернете. В 25-30 лет читатель вернется к газетной версии из-за возрастных особенностей восприятия информации. Так что, несмотря на некоторые пессимистические настроения, газеты никуда не денутся. Кстати, мы открыли свой пресс-центр для того, чтобы достучаться до ньюсмейкеров и читателей еще и другими способами.

Сайт - это доступ к молодой аудитории, которая очень важна для "Комсомолки". Иногда подача материалов в интернете немного другая, нежели в газетной версии, и режим жизни его другой.

В чем секрет успеха "Комсомольской правды"?

Г.М.: Если кратко - в оптимизме ее сотрудников, в их творческом потенциале, в совокупности с технологичностью. Наша редакция похожа на творческий муравейник с потоком идей, желания, активности, и в дополнении с технологичностью это и складывает наш секрет успеха.

А.П.: Очень важно, чтобы человек любил свою работу. За те девять лет, которые я работаю в "Комсомолке", у меня ни разу не возникло нежелания идти на работу. На работу иду как на праздник, потому что там хороший коллектив, который создает очень комфортную, уютную и удобную атмосферу. Хотя работа, не буду скрывать, сумасшедшая, особенно в интернете - там мы работаем в круглосуточном режиме и постоянно находимся в боевой готовности.

Г.М.: Мы считаем, что для журналистов "Комсомолки" нет ничего невозможного, главное - чтобы у человека было желание сделать что-то. Однажды в российской "Комсомолке" была ситуация, когда журналист связалась с космонавтами для того, чтобы выяснить, что они ели на завтрак. Наши "комсомольцы" именно такие: энтузиасты, которые могут сделать все.

Не тяжело ли руководить такой газетой и интернет-порталом?

Г.М.: Нам с Александрой достаточно комфортно. Мы вместе начинали еще в редакции, когда-то вместе писали и редактировали тексты. Мы выросли в "Комсомолке", и это наш дом.

Не рассматриваете ли вы вариант смены названия? Все-таки комсомола давно уже нет…

Г.М.: Это все равно что Coca-Сola сменит свое название. "Комсомолка" - это бренд. Есть хлеб "Бородинский", есть "Комсомольская правда", есть Coca-Сola, есть вещи, которые существуют в душе у поколений. Нужно уважать своего читателя - для него это дорого.

Многие считают "Комсомольскую правду" "желтой" газетой. Так ли это, на ваш взгляд?

Г.М.: Это самый любимый вопрос. "Желтая" газета - это слухи и сплетни. В нашей газете никогда не выйдет материал, если он не построен на фактах, если у нас нет подтвержденной информации, документов, фотографий и комментариев специалистов. Каждый материал - как скрипка Страдивари: мы по кусочкам собираем всю информацию, чтобы собрать единое целое, к которому невозможно подкопаться.

А.П.: Каждый день газета разная, и каждый в ней находит свое. Ежедневные выпуски рассчитаны на бизнес-аудиторию, которую интересуют экономические обзоры, а есть "толстушка" для того, чтобы в выходные люди могли расслабиться и просто отдохнуть с любимой газетой. Человек должен иметь возможность выбирать.

Вопрос от слушателя: "Получается, что вы потакаете вкусам читателя, а не развиваете его?"

Г.М.: Мы на редколлегии обсуждаем темы и их подачу, чтобы не потакать читателю. Хотя, например, рассказывая об отношениях между Орбакайте и Байсаровым, мы не потакаем читателям, а говорим о том, как иногда могут складываться жизненные ситуации. Может быть, кого-то это чему-то научит.

Можно давать какие-то экономические выкладки, которые читатель не воспримет, а информацию, поданную доступным, легким и близким языком, вряд ли можно назвать потаканием - это, скорее, предупреждение или информирование.

С другой стороны, любой товар, который продается, так или иначе должен угодить потребителю, поэтому интересы читателя стоят во главе угла: мы хотим делать продукт, интересный читателю. Я считаю, что это профессионально с точки зрения бизнеса.

Можно ли, по-вашему, обвинить TUT.BY в "желтизне"?

Г.М.: TUT.BY - массовая площадка, и, как любой массовый товар, рискует быть обвиненным в чем-то подобном. Я считаю, это можно воспринимать как признание.

Чего, по-вашему, не хватает TUT.BY?

Г.М.: Я думаю, это нужно спрашивать у читателей и слушателей.

А.П.: Мне как читателю на TUT.BY хватает всего. Его можно использовать и как поисковик, и как новостной портал. Мне нравится все, и в "желтизне" TUT.BY я бы ни в коем случае не обвиняла. Возможно, не хватает большей визуализации, фотографий и видео, потому что сегодня новость хочется не только почитать, но и увидеть ее. Тому, что видишь глазами, больше доверяешь, чем тому, что написано.

Г.М.: Я думаю, TUT.BY, так же как и KP.BY, не хватает возможностей интернета для реализации всех творческих замыслов в том объеме, в котором они существуют. Я думаю, это вопрос времени и развития, и с улучшением качества интернета, с ростом его доступности будут подключаться новые читатели и слушатели, и появится то, чего нам всем не хватает и чего хочется больше, - рост аудитории.

Как вы собираетесь развивать свой сайт в ближайшем будущем?

Г.М.: Я думаю, мы сохраним тенденцию первыми публиковать самые свежие новости. Мы будем развивать новостную ленту: сейчас у нас практически круглосуточно работают онлайн-журналисты, и даже по выходным сайт обновляется. Мы вышли за границы Беларуси и начали писать и о международных новостях.

Наш большой плюс в том, что сайт "Комсомолки" - это большой организм, с множеством региональных редакций, в том числе и российских. Мы можем заказать материал или взять готовый, у нас есть корреспонденты, которые работают за границей, за пределами СНГ. Это дает возможность быстро получать информацию и нести ее читателям.

А.П.: "КП" развивается в двух основных направлениях. Во-первых, мы хотим, чтобы логотип "Комсомольской правды" в интернете был абсолютно узнаваем в любой точке мира для русскоговорящих пользователей. Во-вторых, мы продвигаем нашу площадку как рекламный носитель: наша аудитория привлекательна и интересна для рекламодателя.

В идеале, хотелось бы, чтобы часть информации была на иностранных языках, но пока это планы на будущее.

"Комсомольская правда" - это газета, которая объединяет, которую после прочтения обсуждают в курилке или на кухне. Такой мы хотим остаться и в дальнейшем.

В России работает радио "Комсомольская правда". Не планируете ли вы открыть белорусскую редакцию радио?

Г.М.: Наша редакция работает в мультимедийном варианте. Мы пишем аудиоролики, даем комментарии, помогаем контактами нашим российским коллегам. Мы работаем в единой сети, которая формирует контент радио "Комсомольская правда". Своего радио в ближайшей перспективе мы открывать не планируем, хотя жизнь покажет.
-20%
-50%
-15%
-80%
-50%
-15%
-20%
-20%
-30%
-15%
-10%
0066856