Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Убытки РАУП "Гомельоблавтотранс" от пассажирских перевозок в 2001 году составили 3983 млн. BYR. Выжить объединению помогали экспрессные, скоростные и дополнительные рейсы по повышенным тарифам, которые ежемесячно дополнительно приносили облавтотрансу доход в 150 млн. BYR. Эти средства сыграли решающую роль в перевозке пассажиров районов Гомельщины, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

При формировании бюджета Гомельской области на 2002 год учитывалось, что 75% затрат от перевозок пассажиров транспортники должны покрывать собственными силами и только 25% -- из бюджета. "Для автотранспортных предприятий нашей области такая система неприемлема, -- говорит генеральный директор РАУП "Гомельобластотранс" Александр Счеснович. -- Она может привести к остановке общественного транспорта в районах, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС". По сравнению с "чистыми" районами в пострадавших, где проживают преимущественно пожилые люди, льготники, самоокупаемость перевозок в 2--3 раза ниже. Так, городские перевозки в Брагине окупаются лишь на 3,0%, в Ельске на 4,6%, в Ветке - на 9,5%. Окупаемость пригородных перевозок чуть выше: в Хойниках - 10,4%, Брагине -- 23,8%, Корме -- 23,7%.

По прогнозу на 2002 год объем перевозок пассажиров составит 231,7 млн. человек (100,3% к 2001 году). Однако при действующих тарифах и минимальных затратах, запланированных на 2002 год, бюджетных средств области хватит на 7--8 месяцев работы. Если бы с 1 января были установлены тарифы на городские перевозки в 150 BYR за одну поездку, а на пригородные -- 23 BYR за 1 километр, то условия бюджета 2002 года по самоокупаемости пассажирских перевозок в размере 75% можно было выполнить, отметил Александр Счеснович.

Гомельчане опасаются, что прошлогодняя ситуация с нехваткой средств может повториться. В 2001 году перевозки пассажиров составили 107,7% к 2000 году. Пассажирооборот составил почти 1,5 млрд. пассажирокилометров. При этом по итогам года все автобусные предприятия области убыточны. Из-за сдерживания тарифов самоокупаемость по городским перевозкам составила 45,1%, по пригородным -- 44,4% вместо предусмотренных 50%. В итоге предприятия не получили 972,5 млн. BYR собственных доходов. А возмещение затрат субсидиями составило по городским перевозкам 31,7%, по пригородным -- 39,5% вместо предусмотренных условиями бюджета 50%.

ИА "ЭКОПРЕСС"
0058045