Андрей Коровайко,

В каких случаях нужно набирать номер 102, а в каких лучше воздержаться? Куда обращаться с вопросами, которые многие привыкли задавать именно милиции? Начальник Главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Беларуси Евгений Полудень считает, что граждане должны знать, в какую службу следует обращаться в каждой конкретной ситуации. В эфире Радио TUT.BY Евгений Полудень отвечал на вопросы слушателей и пользователей портала TUT.BY.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Почему такой низкий уровень культуры общения сотрудников МВД с населением? В частности, ярче всего это проявляется у обычных патрульных…


Я не совсем с этим согласен. Руководство МВД, РУВД, ГУВД прилагает огромные усилия для того, чтобы взаимоотношения с населением были доброжелательные. К сожалению, бывают единичные случаи, которые сейчас уже практически изжиты, когда сотрудники МВД ведут себя нетактично. В таких случаях наша реакция очень жесткая – можно сказать, даже жестокая. Если на сотрудника поступает жалоба и она подтверждается, то принимаются меры, провинившийся сотрудник может быть даже уволен. Я разговаривал со своими знакомыми на эту тему. И мне многие сказали, что уровень культуры сотрудников органов внутренних дел повысился, и отношения их с населением можно действительно назвать доброжелательными.

Мы сами со своей стороны делаем все, чтобы так и было. Представители руководства подразделений, начиная с Министерства, еженедельно посещают трудовые коллективы, организуют встречи с населением, на которых рассказывают о работе органов внутренних дел, отвечают на вопросы. И я заметил, что вопросы, которые могли не решаться десятки дней, решаются на одной такой встрече с руководством. Поэтому, как видите, возможность обратиться к представителям МВД на любом уровне всегда есть. Если у вас появились претензии, вы столкнулись с хамством наших сотрудников, то можно также воспользоваться телефонами доверия. Если вы заметили, во всех крупных торговых, развлекательных центрах есть большие яркие плакаты с фотографиями людей в погонах, там же напечатаны телефоны доверия. Это телефоны РУВД, ГУВД и подобных организаций. Вот, например, 218-72-22 – телефон доверия МВД. Звоните. Мы проверяем всю поступающую информацию. И моментально реагируем.

Как вы работаете с обращениями населения?

В одном только Минске ежедневно к нам поступает более тысячи звонков и более ста заявлений о преступлениях. И нам необходимо моментально реагировать на все, даже если на первый взгляд информация может показаться несерьезной или даже шутливой. В течение пяти минут на место должен прибыть ближайший наряд милиции и принять меры. Я уже говорил, что принимаются жесткие меры к сотрудникам, если не было своевременной реакции. Если же вызов оказался ложным, виновник привлекается к административной ответственности, возможны и уголовные меры. Бывали случаи, когда сообщали о готовящихся взрывах, но делали это в основном люди с нарушениями психики или злоупотребляющие алкоголем. Но мы все равно обязаны реагировать на все поступающие заявления.

Пару дней назад после сдачи крови приехал домой и уснул под громкую музыку. Проснулся около 23:30. Света в квартире не было. От соседей узнал, что его отключила милиция! Правомочно ли отключение света?!

Милиция свет не отключает, для этого есть другие службы. И здесь хотел бы добавить, чтобы все были в курсе. Мы прилагаем усилия, чтобы в СМИ появлялось как можно больше информации касательно разделения обязанностей: какая служба чем должна заниматься. В конкретной ситуации меры обязаны принимать службы ЖКХ, а не милиция. Если вас затапливают соседи, то тоже нужно обращаться в жилищные службы, а не в милицию. Просто граждане привыкли, что если обратиться в милицию, то реакция будет обязательно. Такая репутация – это, конечно, хорошо. Но такими звонками перегружаются линии, и люди, которые действительно нуждаются в помощи, не могут дозвониться. Поэтому мы и пытаемся разъяснить населению обязанности каждой конкретной службы. Во дворах бегают бездомные собаки – жильцы сразу же пишут заявление в милицию. Хотя этим вопросом опять-таки заниматься должны жилищные службы.

В ситуации с громкой музыкой и шумом после 23:00 милиция не стала бы отключать свет. Наряд прибывает на место, звонит в дверь к нарушителю, проводит с ним разъяснительную беседу. Если же это какая-то драка, то сотрудники забирают нарушителя в отделение. Решением Горсовета запрещалось слушать громкую музыку и вообще шуметь после 23:00 и до 6 утра. Сейчас же время громкого прослушивания музыки не имеет значения, т.к. правилами пользования жилыми помещениями установлено, что "пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения их слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов жилого дома". Ведь есть люди, работающие в ночную смену, которые днем отдыхают, так что все эти рамки относительны, и поведение гражданина целиком остается на его совести. Я же считаю, что если граждане будут знать, куда обратиться в конкретной ситуации, а не будут по любым мелочам звонить в милицию, то пользы будет гораздо больше.

Гражданин громко слушает музыку в своей однокомнатной квартире. Эта музыка нам мешает в нашей однокомнатной квартире. Милиции данный гражданин, как правило, дверь не открывает. ЖЭС лишь по прошествии более полугода, в течение которого нам он не давал нормально жить, составил протокол и направил в суд, но протокол из суда вернули, т.к. он был неправильно составлен. Все это время указанный выше гражданин чувствовал себя безнаказанным, знал, что его музыка нам мешает, но продолжал и продолжает ее громко слушать. Почему в описанном случае такого человека нельзя привлечь за хулиганство?

Прошли те времена, когда подменяли одно правонарушение другим. Мы живем в правовом государстве, поэтому любая реакция должна быть в рамках закона. В конкретном случае мы можем только зафиксировать правонарушение. Если это будет зафиксировано неоднократно, можно будет принимать меры в соответствии с действующим законодательством.

Мне известен факт, когда патруль забрал гражданина, пьющего пиво на улице, и составил протокол. Мотивировали тем, что закон, запрещающий пить пиво на улице, уже существует. Попытки выяснить при задержании, когда этот закон вступил в силу, вызвали только раздражение и грубость со стороны ваших сотрудников. Задержанный обладал информацией, что существует всего лишь только законопроект, а закон будет принят только в следующем году. Что они написали в протоколе, неизвестно, так как задержанный категорически отказался читать и подписывать протокол. Правомерны ли были действия милиции?

Все было в рамках закона, если человек был пьян. А узнать это можно, доставив его на освидетельствование. Плюс, если человек выглядит неопрятно, очень грязный, не стоит на ногах, тоже можно предположить, что он пьян. Все это заносится в протокол и составляется акт о правонарушении. В данном случае гражданину нужно было обязательно прочесть, что написано в протоколе, какое правонарушение ему приписывается, потом следовало написать свое объяснение ситуации. И даже если дело дойдет до суда, судья даст обвиняемому написать пару строк и сравнит почерк в протоколе и на заседании, то есть почерк гражданина на момент задержания и в нормальном состоянии – тогда судья тоже сможет сделать какие-то выводы. В пьяном виде человек зачастую пишет "абы как". Со своей стороны, советую прислушиваться к замечаниям сотрудников милиции. В конце концов, на вас смотрят дети, видят бутылки, какой это для них пример? Закон действительно до сих пор не принят, хотя в последнее время культура пития повысилась. На массовые мероприятия люди приходят в нормальном состоянии. И это радует.

Правда ли, что в законопроект, запрещающий распитие спиртных напитков на улице, будет внесено дополнение, разрешающее пить из бутылок в непрозрачных пакетах, как в США?

Не будет внесено. Если человек будет пить пиво или другие спиртные напитки, его привлекут к ответственности независимо от степени прозрачности упаковки. Ведь это в любом случае употребление спиртного.

Столичный Парк Челюскинцев объявлен зоной, свободной от курения, однако при этом там по-прежнему ситуация не изменилась. Милиция не предпринимает никаких мер – вероятно, из солидарности с курильщиками. Неплохо было бы решить эту проблему.

Предусматривается административная ответственность за курение в неположенных местах. Конечно, хотелось бы, чтобы меры принимались ко всем. Но нужно понимать, что люди курят в парке не для того чтобы нарушить закон, а оттого, что они зависят от этого. Поэтому мы стараемся людям разъяснять, объяснять. Надо, чтобы один гражданин делал замечание другому, это зачастую лучше действует, чем замечание сотрудников милиции. И мы действуем. Сразу проводится только профилактическая работа, беседы и тому подобное. Привлекаем к ответственности мы только злостных нарушителей.

Когда будут перестройки в нашем МВД, чтобы в патрулях принимали участие симпатичная женщина в форме и рядом с ней подтянутый мужчина?

Уже перестраиваемся. У нас порядка 10-25% (в зависимости от отделения) сотрудниц-женщин. Например, во Фрунзенском районе около 20% сотрудниц – девушки. Мы набираем девушек и в ГАИ, и в милицию, есть даже взвод специального назначения, состоящий целиком из женщин. Девушки у нас и осуществляют досмотры, и патрулируют улицы. Так что мы набираем девушек. Но мы обращаем внимание на физическую форму кандидаток: как правило, мы предпочитаем спортсменок. Они могут и за себя постоять, и за граждан.

Почему в обычный день, не в час пик, до оператора дозваниваешься от 3 до 10 минут? За это время может все что угодно произойти.

Не хватает операторов. Мы провели анализ ситуации, и большее количество операторов у нас работает как раз в так называемый час пик. В пятницу, субботу, воскресенье работает больше людей. Мы со своей стороны проводим проверки. Очень редки случаи, когда человек дозванивается 3 минуты. Давайте проверим прямо сейчас… (Набираем 102. Засекаем время. Дожидаемся ответа оператора. – Прим. ред.) Вот видите, не прошло и 10 секунд, а нас уже соединили. Бывает сложно дозвониться, когда слишком много звонков. Бывает, что граждане звонят и по 10 минут в красках рассказывают о своей проблеме. Мы просим быть краткими и беречь наше и чужое время, но не всегда помогает.

Для чего нужно такое количество патрулей в городе? На моих глазах у девушки злоумышленник вырвал телефон и успешно скрылся. Девушка в ту же минуту позвонила в милицию (дозванивалась минут 5), и патрульные, прибывшие через минут 10, долго отговаривали девушку писать заявление. Так для чего они нужны? Бабушек-цветочниц и музыкантов в переходах гонять?

В любом обществе есть люди, обиженные на всех и на все. На милицию в первую очередь. Я не поверю никогда, что патруль отговаривал писать заявление. Это, может, и было 10 лет назад, но не сейчас. Тогда стремились уменьшить количество зарегистрированных преступлений, чтобы не испортить статистику. Сегодня каждый сотрудник знает, что, если он попытается уговорить человека не писать заявление, то его моментально уволят из органов и еще заведут уголовное дело. 99,9% что это было не сейчас или этого не было вовсе.

15 июля 2009 г. в 21:45 я вызвал милицию по номеру 102, т.к. спущенная хулиганами собака сильно покусала мужчину на детской площадке напротив магазина "Закрома" по ул. Калиновского,72. Милиция прибыла только через 35 минут. "Скорая" – через 7 минут. 102 набирал 6 раз! Последние 2 раза они просто сбрасывали мой звонок. Только благодаря тому, что я проследил, куда скрылись хулиганы, они были задержаны! Какие существуют нормативы прибытия милиции после вызова? Кто понесет ответственность за "опоздание"?

7 минут – время, за которое должен прибыть ближайший наряд милиции. За 25 минут должна прибыть следственно-оперативная группа, если было совершено преступление. Мы обязательно проверим данную информацию. Виновные понесут наказание. Если собака просто бегает по двору, нужно вызывать жилищные службы, но если собака покусала человека, а тем более была натравлена специально, обязательно вызывайте милицию. Бродячих же собак отлавливают специальные службы.

Летом 2008 г. я также вызвал милицию по факту избиения человека во дворе по пр. Пушкина. Милиция приехала через 40 мин. Хулиганы скрылись.

К сожалению, есть такие случаи. Мы их расследуем. И боремся с этим. И все равно я не исключаю, что эта информация ложная. Есть люди, которые просто неприязненно относятся к милиции и дают такую ложную информацию.

У моих знакомых сложились неприязненные отношения с соседом. Причина банальная: зависть человеческая. Хочет сосед чужой земли себе прибрать... Все суды по земельным вопросам сосед проиграл. В настоящее время постоянно хамит, обзывается, сквернословит. Даже распускает руки. Кидается "бычками" и т.д. Суд состоялся, но толку нет, т.к. сосед написал встречный иск. Наврал, что к нему относятся так же. Работает он электриком во вневедомственной охране. Вызывает своих дружков, и они пишут ему любые протоколы. Судья советует примириться. Как покончить с домогательствами этого соседа? Какие будут советы? И еще: кто из милиции должен приезжать на вызов в такой ситуации? То ли это должен быть наряд ППС, то ли участковый?

Таких звонков поступают сотни. Чаще всего это происходит в частных секторах. Начинается все с определения границ, передела земли. И все тут же обращаются в милицию. Для этого есть земельные службы, администрация района, они обязаны приехать, у них есть необходимые документы, они помогут разрешить такой спор. Но граждане пишут в милицию. Естественно, мы приезжаем. И приезжает ближайший наряд. Это может быть и охрана, и участковый, и ППС. Но мы просим граждан сразу разрешить спор, получить документы, четко определяющие границы.

А такие нападки, оскорбления нужно фиксировать. Почти у каждого сейчас есть мобильный телефон с камерой или диктофоном. Фиксируйте правонарушения, пишите заявления в суд, и ваш сосед будет наказан. Совсем не обязательно каждый раз вызывать милицию. Когда прибывает милиция на такие вызовы, очень сложно разобраться, кто прав, кто виноват. Так что фиксируйте случаи – и будут доказательства. Нам будет проще разобраться и наказать виновного.

Можно ли привлечь к ответственности мать и, по возможности, лишить ее родительских прав, если она систематически унижает личное достоинство ребенка (ему 17 лет) и время от времени ставит синяки? И при этом еще хочет поставить ребенка на учет, как-то запугать милицией. Ребенок живет только с матерью.

Проблема отцов и детей всегда существовала, существует и сейчас. Мы стремимся как-то решить такие ситуации, чтобы семьи были крепкими и не распадались. Родители могут подать заявление на своих детей, но дети могут поступить так же. Органы опеки проведут проверку и примут соответствующие меры. Если эта женщина действительно унижает ребенка, бьет его, однозначно нужно обращаться в милицию. Если факт подтвердится, то будет возбуждено уголовное дело и будут приняты меры. Нельзя это запускать, откладывать. Мы стремимся помогать людям, обеспечивать защиту граждан.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-40%
-10%
-10%
-10%
-20%
-20%
-20%
-21%
-15%
-55%