Светлана Блажей,

В современной массовой культуре метрополитену отведена странная и пугающая роль. Писатели-фантасты, режиссеры голливудских блокбастеров населяют темные подземные тоннели страшными существами, декорируют их мистикой и тайной. Какие реальные опасности поджидают людей в узких перегонах метро и кто стоит на страже безопасности всех и каждого, в интервью ET CETERA и Радио TUT. BY рассказал пресс-офицер Службы охраны метрополитена Артем Горошевич.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


- Каким угрозам на сегодняшний день подвержено столичное метро?


- Я думаю, на сегодняшний день столичное метро подвержено тем же угрозам, что и все остальные виды транспорта. На самом деле, угроза - это очень сильно сказано. Скорее, есть определенное количество неприятностей, которые могут произойти с вами в минском метро. Есть опасность затопления столичного метрополитена. Безусловно, она небольшая, но забывать об этом не стоит. Это может произойти, если появится подводная река. Возможно также задымление или возгорание, но мы для того и работаем, чтобы не допускать подобных угроз ни для пассажиров, ни для тех, кто охраняет столичный метрополитен.

- Многие думают, что вы работаете только в тех частях Минского метрополитена, которые видны всем. А вы, оказывается, охраняете его в более глобальном смысле?

- Отдел внутренних дел по охране Минского метрополитена существует 25 лет. И самое интересное, что он образовался чуть раньше, чем сам метрополитен, по приказу МВД БССР. Мы круглосуточно несем службу на всех 25 станциях и, помимо этого, охраняем Московское и Могилевское электродепо.

- Какие меры безопасности предпринимаются для охраны нашего спокойствия в подземке?

- Во-первых, мы обязаны обеспечивать безопасность пассажироперевозок и предотвращать попадание на станции людей, которые нарушают общие правила проезда в столичной подземке. Мы обязательно останавливаем людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, потому что такие граждане представляют угрозу для самих себя и для остальных пассажиров метрополитена. Стараемся бороться с бомжами. Тем, кому доводилось сталкиваться с такими лицами, не нужно объяснять, какой аромат из-за них витает по всему вагону. Обязательно отслеживаем соблюдение правопорядка в вагонах движущихся электропоездов. Как и любая милиция, мы отслеживаем и задерживаем лиц, находящихся в розыске, и таким образом раскрываем преступления.

- Вы участвовали в усилении безопасности в метро после инцидента 3 июля прошлого года. Сейчас меры безопасности уже не настолько суровы?

- Еще до этого инцидента нашими сотрудниками принимались меры по недопущению подобного в метрополитене. Когда-то на станции "Пушкинская" в Москве произошел взрыв. После этого мы уже тогда заказали специальные противовзрывные устройства, были выделены специальные группы, сопровождающие электропоезда, были приобретены металлодетекторы и металлоискатели. Наши сотрудники еще до прошлогоднего события несли службу, учитывая эти проблемы.

- После происшествия 3 июля входящих в метро выборочно проверяли металлодетекторами. Нет ли этого сейчас?

- Это существовало всегда, потому что если человек несет крупногабаритную сумку, а у нас в правилах пользования это запрещено, то сотрудник охраны обязан ее проверить. Люди реагируют на это абсолютно нормально, потому что понимают: это ради их же безопасности.

- Сколько человек необходимо сегодня для охраны метро?

- Штатную численность я разглашать не буду, но могу сказать, что на сегодняшний день мы способны обеспечить все задачи, которые стоят перед органами внутренних дел, охраняющих столичную подземку.

- А если минское метро увеличится на планируемые три-четыре станции, во сколько раз увеличится количество человек, которые охраняют подземку?

- К сожалению, я не общался с теми людьми, которые работают в статистических управлениях органов внутренних дел, но я могу сказать, что с введением в эксплуатацию данных станций штат будет немного увеличен.

- Как часто пассажиры подземки обращаются за какой-либо помощью к сотрудникам охраны метро?

- Например, на станции Площадь Ленина к нашим сотрудникам такие граждане подходят каждые полторы-две минуты и спрашивают о том, как проехать в какой-либо город, куда нужно идти, чтобы попасть на железнодорожный вокзал. Очень часто охранникам приходится оказывать серьезную медицинскую помощь, пока не доедет машина скорой помощи. Также люди обращаются по поводу совершения правонарушений в качестве пострадавших и свидетелей.

- Бывали ли какие-либо курьезные случаи, связанные с обращениями граждан?

- Однажды на станции метро Борисовский Тракт граждане обратились с жалобой, в результате чего все перекрыли в соответствии с инструкциями, была заблокирована станция, вызвана спецгруппа по разминированию. В итоге выясняется, что весь шум был поднят из-за бутылочки "Кока-Колы" и двух килограмм шоколада, завернутых в фольгу. Безусловно, лучше сто раз перестраховаться, чем ждать происшествия.

- Часто ли используют тревожные кнопки, установленные в метро?

- Они называются кнопками связи с машинистом электропоезда. Пассажиры используют их в случае возникновения конфликтных ситуаций, а также для вызова медицинской помощи. Машинист, в свою очередь, связывается с дежурным по станции, на которую прибывает поезд, и наши сотрудники уже заранее знают, в каком вагоне нужна их помощь.

- Какие самые значительные ЧП вы можете припомнить за историю Минского метрополитена?

- Самая страшная история в метро, безусловно, произошла на Немиге. Однажды также случилось следующее: половина поезда выехала из тоннеля, а другая часть осталась в нем. Совершенно спокойно мы остановили движение в соответствии с инструкциями, открыли двери, которые связывают вагоны, и без паники вывели людей.

На моей памяти в 2004 году около Филармонии, которая находится возле станции метро Площадь Якуба Коласа, доблестные рабочие непонятно зачем копали яму. Был пятничный вечер, и они все уже разъехались. В Минске объявили штормовое предупреждение, и получилось так, что масса скопившейся воды подмыла стену в цветочном магазине, который находился в подземном переходе. В результате вся вода хлынула на станцию метрополитена. Тогда я нес службу на этой станции, мы неплохо сработали с МЧС, но больше всего мне было жаль уборщиц, которые убирали всю ночь.

- Приходилось ли вам лично предотвращать попытки суицида в минском метро? Часто ли люди вообще бросаются на рельсы?

- Люди, которые хотят покончить жизнь самоубийством таким способом, не думают о том, что в результате останутся инвалидами на всю жизнь. У нас в прошлом году было три попытки. К счастью, обошлось без летальных исходов, а в этом году мы пока не допустили ни одного такого случая. Хочу дать одну рекомендацию: если вы чувствуете себе нехорошо, ни в коем случае не подходите к краю платформы, лучше присядьте на лавочку, отдохните. Граждане, будьте бдительны!

- Какие интересные находки случались в Минском метрополитене?

- Бывают достаточно интересные находки, а когда их обнаруживаешь, то нужно еще найти и их владельца. Хорошо, что у нас бдительные пассажиры, которые не заглядывают в незнакомые пакеты. Однажды в метро зашел пассажир, который ехал покупать машину и забыл пакет с деньгами на сидении. Благодаря пассажирам мы предприняли все меры и вернули рассеянному гражданину 10 тыс. долларов.

Интересная история произошла с дорогостоящим профессиональным фотоаппаратом, который был найден в подземке. На нем был всего лишь один снимок машины с невидимыми номерами и кусочек шильдочки, на которой были написаны первые буквы слова. Очень долго думали-гадали и в итоге решили, что там было написано "Оздоровительный лагерь". Обзвонили по области все лагеря, и в одном нам повезло: у их сотрудника оказалась такая машина и фотоаппарат. Находки бывают разные - от ключей до десяти тысяч долларов.

- С какими вещами в метро даже не стоит пытаться зайти, чтобы не возникало проблем?

- Даже не стоит пытать счастье с воспламеняющимися и взрывоопасными веществами, с оружием, не пустят с нескладным велосипедом, а также на роликовых коньках. И самое главное: ни один контролер Минского метрополитена не пустит вас на станцию с мороженым.
{banner_819}{banner_825}
-40%
-15%
-12%
-10%
-10%
-10%
-20%
-47%
-99%