Каким воздухом дышат белорусы? Какие меры предпринимаются для того, чтобы улучшить экологическую обстановку в городе? Кто из стран-соседей Беларуси больше всего влияет на загрязненность атмосферного воздуха нашей страны? На эти и другие вопросы в прямом эфире Радио TUT.BY отвечал Сергей Завьялов, начальник специализированной инспекции государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, озонового слоя и климата Министерства природных ресурсов и защиты окружающей среды.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Какова загрязненность воздуха в столице, в частности от автотранспорта?


Не всегда большое количество транспортных средств в городе говорит о том, что уровень загрязнения высокий. Все зависит и от самого города: его планировки, застройки, продуваемости, от наличия многоуровневых развязок и многого другого. Сегодня загрязненность воздуха в Минске, если сравнить с другими крупными европейскими городами, не выше, а по ряду показателей и ниже. За исключением, наверное, такого вещества, как формальдегид, но это больше продукт фотохимических процессов в атмосфере.

Ну и, конечно, выбросы транспорта оказывают вредное воздействие на атмосферу. Надо не забывать и о том, что на качество воздуха и выбросы транспорта влияет и качество дорог.

Считается, что у нас сравнительно неплохие дороги. Можно ли говорить о том, что и выбросы соответственно меньше, чем в соседних странах?

Дело не в "больше" или "меньше". Все зависит от того, сколько в городе транспортных средств, какова промышленность. Можно сравнить выбросы в целом всей промышленности Беларуси с одним из металлургических комбинатов России – они сопоставимы между собой. Конечно, в каждом конкретном городе есть какие-то объекты, которые влияют на качество воздуха. И вот с этими предприятиями мы и наши территориальные органы и работаем.

Какие меры принимаются для того, чтобы защитить нашу атмосферу от автомобильных выбросов?

Совместно с заинтересованными субъектами мы подготовили соответствующий план, который предусматривает наши действия в разных сферах деятельности, в том числе в законодательной, в нормативной базе в части проектирования, строительства и эксплуатации дорог, для того чтобы решать вопросы, связанные как раз со внедрением многоуровневых развязок.

Еще одна важная проблема, которую надо решать сегодня, – проблема сокращения потока транспортных средств с большим сроком эксплуатации. Проведенные несколько лет назад увеличения ввозной пошлины для автомобилей старше 14 лет как раз резко ограничили их ввоз в страну. Статистика за последние четыре года показывает, что ввоз автомобилей с длительным сроком эксплуатации сокращается, а количество автомобилей со сроком эксплуатации не более семи лет растет.

Также важным направлением работы является качество топлива. В стране принят технический регламент на бензин и дизельное топливо, и сегодня мы на двух наших нефтеперерабатывающих заводах выпускаем топливо, которое соответствует лучшим европейским характеристикам. Эту же позицию мы недавно изложили для общего стандарта стран таможенного союза: России, Казахстана и Беларуси.

Почему в Беларуси никак не стимулируется покупка нашими гражданами автомобилей с гибридными двигателями?

Проблема в том, что сегодня их не так много. В Европе, да и во всем мире их всего отдельные экземпляры. Законодательство многих стран направлено на то, чтобы в ближайшей перспективе производить и выпускать в эксплуатацию транспортные средства, которые потребляют меньше топлива. Такие меры принимаются в США, Германии, Швеции. Швеция со временем предполагает вообще отказаться от обычного углеводородного топлива и что работать на биоэтаноле, биодизельном топливе и т. п. Но это требует совершенно другого двигателя. Поэтому это достаточно серьезная проблема, которая требует целого промышленного комплекса: от выпуска до ремонта, технического обслуживания.

Автомобилей, которые позволяли бы работать на каком-то виде топлива и электрической энергии, мало. И стоимость этих автомобилей не всегда позволяет использовать их широкому кругу людей.

Но ведь и старый автомобиль на бензиновом или дизельном топливе стоит меньше, чем новый. Мы же стимулируем покупку новых машин. Наверное, недостаточно стимулируем?

Согласен. Но здесь не все зависит только от Министерства природных ресурсов, поскольку мы всегда пытались, пытаемся и будем пытаться продвигать направление, связанное именно со стимулированием покупки новых транспортных средств, периодически мы предлагаем для таких автомобилей снизить и ввозную таможенную пошлину.

Какие еще меры предпринимаются в нашей стране для охраны атмосферного воздуха?

16 декабря 2008 года был принят закон об охране атмосферного воздуха. Вступит в силу он 10 июля 2009 года. В новой редакции нашли свое отражение все те лучшие мероприятия и тенденции, которые сегодня имеют место в европейской практике и в ряде других стран. Как раз этот документ позволит нам в перспективе решить многие вопросы. Сейчас подготовлена нормативная база в его развитие, которая будет обновляться. Будут подниматься вопросы, связанные с разработкой соответствующих технических документов, которые будут определять требования к тем же транспортным средствам, к выбросам в различных отраслях промышленности: при производстве металлов, строительных материалов. Министерство уже приняло стандарты на нормы выбросов в большой и малой энергетике; также оно пропагандирует и развитие нетрадиционных и альтернативных видов энергии: энергии ветра, солнца, малой гидроэнергетики, производства биогаза…

Когда мы начнем внедрять все эти технологии?

Две биогазовые установки уже работают почти полтора года. Третья установка запущена под Гомелем на птицефабрике. Правительством поставлена задача к 2010 году ввести в эксплуатацию еще 7. То есть это направление начинает развиваться.

Сейчас Министерство энергетики и Минприроды делают все возможное для того, чтобы использовать энергию ветра в нашей стране. Приняты определенные решения, есть первые целевые показатели, появились инвесторы. В любом случае, для того чтобы реализовать инвестиционный проект, нужно не менее одного года подготовки на данной площадке.

События последних лет говорят о том, что нужно использовать любой вид энергии. У нас есть концепция энергетической безопасности, где отражены эти позиции, есть целевая программа использования местных и альтернативных видов топлива для получения электрической и тепловой энергии. Эти направления будут развиваться и активно поддерживаться Министерством. Естественно, это требует определенных финансовых ресурсов, и Министерство для первых двух биогазовых установок наравне с другими внесло свой посильный вклад из фонда охраны природы.

Может быть, разумнее было бы вкладывать средства в ветряные установки, а не в разработку и строительство атомной электростанции?

Одно другому не мешает. Заметьте, в той же Германии мирно сожительствует и атом, и ветроэнергетика. В этом плане мы не настолько богаты, чтобы не использовать весь потенциал, и два этих направления должны развиваться параллельно.

Жизнь подталкивает нас к тому, чтобы более широко использовать ресурсы возобновляемых и альтернативных источников энергии. Конечно, мы не южная страна, солнца у нас немного, но его энергию можно использовать! Сегодня есть и республиканские разработки, на рынке есть достаточно видов продукции, которые можно уже сегодня использовать локально, для каких-то местных нужд.

От каких соседей приходит больше всего загрязнений?

Еще в 1979 году была принята Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Уже тогда Европа, США и Канада поняли (что было подтверждено соответствующими научными исследованиями), что существует глобальный перенос загрязнений. Учитывая преобладающие ветры, можно говорить о том, что большая часть к нам попадает из Западной Европы, а выбросы из Беларуси, естественно, тоже переносятся и выпадают на территории России, Украины, Прибалтики, Польши.

Какая страна считается самой загрязненной, а какая – самой чистой по состоянию атмосферного воздуха?

Никто никогда не делил страны таким образом. Понятно, что густонаселенные регионы (страны Бенилюкса, определенные места в Германии, угольные бассейны и в других странах Европы) имеют серьезные проблемы с качеством воздуха. Однако нормы Евросоюза достаточно жесткие и к качеству воздуха, и к используемым технологиям, особенно для новых производств. Принцип наилучших доступных технических методов мы сегодня заложили и в нашем законодательстве, и он уже начинает реализовываться. Мы принимаем технические акты, ставим условия новым предприятиям по требованиям к выбросам. По нормативам мы практически сравнялись со странами Европы.

Контролю над выбросом, сбросами сегодня уделяется большое внимание, потому что те санкции, которые сегодня приняты в стране за вред, причиненный окружающей среде, достаточно серьезные.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-44%
-50%
-51%
-30%
-30%
0065503