Подпишитесь на нашу ежедневную рассылку с новыми материалами

Общество


Вашингтон, 14 марта 2002 (Радио Свобода). -- В то время как американский президент Джорж Буш направляет свою риторику против Саддама Хуссейна, все больше внимания привлекают утверждения о том, что Украина и Беларусь продают военные комплексы Багдаду. Как сообщает корреспондент Радио Свобода Джеффри Донован, эти военные комплексы могут в будущем использоваться для того, чтобы сбивать самолеты США и Великобритании, которые патрулируют зоны над Ираком, в которых запрещены полеты. Также Ирак может использовать их в любом возможном конфликте.

Всплыли обвинения о том, что в нарушение санкций США Украина и Беларусь продавали иракскому президенту Саддаму Хуссейну зенитные комплексы, а также обучали иракских военных обращению с ними.

Госдепартамент США, который недавно пригрозил Минску санкциями за поставки оружия странам-изгоям, сообщает, что у Вашингтона есть заслуживающие доверия доказательства того, что группа иракских офицеров прошлой осенью посетила Беларусь. Они обучались использованию зенитных комплексов С-300 против британских и американских самолетов в зонах над Ираком, запрещенных для полетов.

Обучение, по словам помощника госсекретаря Стивена Пайфера, происходило после сентябрьских атак террористов в США и последовавшего заявления президента Буша о том, что США не будут делать различий между террористами и государствами, которые поддерживают террористов.

Пайфер приехал в Минск в конце февраля и озвучил обеспокоенность США тем, что Беларусь продает оружие в нарушение санкций ООН, и оно потом оказывается в руках террористов или стран, подозреваемых в поддержке терроризма, таких как Ирак. Пайфер в своем интервью Радио Свобода заметил: "Осенью группа иракцев обучалась работе с противовоздушными комплексами С-300. Это современная зенитная система, и есть только одна причина, по которой иракцы захотели их иметь и обучают людей ими управлять – для того, чтобы сбивать американские и британские самолеты, которые сейчас летают над Ираком".

Обвинения американской стороны, которые Беларусь неоднократно отвергала, вновь возникли в то время, когда США, по сообщениям, обдумывают возможность военной операции против Ирака как часть следующего этапа войны против терроризма. Вашингтон опасается, что Багдад, возможно, стремится к созданию и развитию химического, биологического или ядерного оружия массового поражения – и, возможно, переправляет его исламским экстремистам для использования против США или других западных стран.

Вчера Буш, резко высказываясь против Багдада, сказал на конференции в Белом Доме, что он глубоко обеспокоен проблемой Ирака – "государства, управляемого человеком, который готов убивать собственный народ" -- и назвал Саддама "проблемой", с которой Америка собирается разобраться.

Не один Минск втянут в полемику об оружии. Вчера, один из парламентариев Украины обвинил президента Леонида Кучму в организации продажи комплексов С-300 Ираку летом 2000.

Олександр Жир, который уже обвинил Кучму в том, что тот годами получал доходы от незаконной продажи оружия режимам-изгоям, таким как Талибан, вчера сказал, что у него есть запись беседы между Кучмой и Валерием Малеевым, бывшим главой официального государственного ведомства по экспорту оружия, Укрспецэкспорт, о продаже С-300. В марте Малеев погиб в автокатастрофе.

Жир возглавляет парламентский комитет, расследующий скандал с пленками, которые были записаны бывшим охранником Кучмы Н. Мельниченко, который утверждает, что он записал более чем 300 часов разговоров в кабинете Кучмы, включая разговоры о поставках оружия в Ирак. Мельниченко получил политическое прибежище в США.

Источник, близкий Мельниченко, который просил не называть его, сообщил Радио Свобода, что он недавно слушал пленки, на которых Кучма якобы одобряет план по продаже систем С-300 Ираку, сумма сделки равняется 100 миллионам долларов. Источник сообщает, что передача содержания пленок Жиром верна. Те пленки, которые относились к Ираку, были переданы экспертам из BEK TEK, частной американской фирмы, которую создали бывшие агенты ФБР. Будет исследована подлинность пленок. Правительство Кучмы отвергает обвинения Жира, говоря, что это обливание грязью задумано для того, чтобы помочь Жиру перед выборами этой весной.

Явной связи между обучением иракских офицеров в Беларуси на том же типе оружия, в продаже которого Багдаду обвиняются украинские чиновники, нет.

Но Ли Волоски, эксперт по международным преступлениям, эксперт Национального Совета Безопасности бывшего президента США Клинтона, полагает, что, возможно, существует связь между продавцами оружия в Беларуси, Украине и России.

"Я не могу c уверенностью утверждать, что есть свидетельства такой схемы или такого тайного сговора. Но есть достаточно непрямых факторов, которые позволяют предполагать, что, по меньшей мере, были важные контакты, потому что если вы находите военные комплексы – бывшие советские военные комплексы, -- в Ираке, и они новые, вы обязательно спросите себя, как они туда попали", -- говорит Волоски.

Скотт Риттер – бывший инспектор ООН по оружию в Ираке. Хотя он не согласен с политикой США по отношению к Багдаду, Риттер говорит, что он и его коллеги находили более чем достаточные свидетельства того, что в 90-х годах Россия, Украина и Беларусь нарушали санкции ООН, продавая большой ассортимент вооружений обычного типа, таких как комплексы С-300, Ираку.

Замечание Риттера повторяет высказывания Пайфера, который сказал, что инспекторы ООН нашли белорусское артиллерийское оружие в Ираке в 1996, в то время как санкции были в полной силе.

Риттер говорит, что он уверен, что вполне реально то, что такая деятельность продолжалась и после 1998 года, когда инспекторы ООН покинули Ирак. Он говорит, что Ирак основал целую серию подставных компаний в Иордании, Сирии, Малайзии и других странах, которые действовали как официальные покупатели оружия, которое позже попадало в Ирак: "В 19997 и 1998 мы получили информацию о том, что Ирак работает в тесной связи с правительством Сирии и использует сирийскую сеть поставок, связанную с Беларусью, Украиной и Россией. Сирийцы должны были получать военные технологии, военное оборудование, по контрактам этих стран с Сирией, а затем Сирия тайно должна была переправлять всё это в Ирак. Оплачивалось оружие иракской нефтью".

Риттер добавил, что во время дневных облетов, которые военные самолеты США и Великобритании совершают в зонах, запрещенных для полетов, зенитные орудия со стороны Ирака открывали по ним огонь. Было несколько случаев, когда снаряды пролетали близко к самолетам. Но со времен войны в Заливе Ирак пока не сбил ни одного самолета США или Великобритании.

Но Пайфер говорит, что обучение иракских офицеров в Беларуси –- это часть намного более широкой – и мрачной – картины продажи белорусского оружия странам, которые поддерживают терроризм, и против которых введены санкции ООН или США.

Пайфер заявляет, что у Вашингтона есть убедительные доказательства, которые подтверждают недавние сообщения СМИ, связывающие правительство Беларуси и президента А. Лукашенко с продажей оружия различным странам, вызывающим обеспокоенность, включая африканские страны, опустошенные войной, также как и Ираку и Судану, бывшему "логову" подозреваемого в терроризме Усамы бен Ладена.

Пайфер отказался рассказать в деталях об этом свидетельстве, но говорит, что оно относится к продаже оружия Беларусью: "Мы полностью уверены, что оружие происходит оттуда и поступает в конфликтные регионы. Я не хочу выяснять, в чьих именно руках оно в конце концов оказывается, но несомненно, когда мы говорим об оружии, попадающем в страны, поддерживающие терроризм, нас тревожит конечная цель поставок оружия".

Пайфер также сказал, что США обеспокоены тем, что белорусское оружие попало в Судан, но он не подтверждает однозначно сообщения о том, что Минск продавал танки и истребители Хартуму для их использования в войне против южных повстанцев. Около 2 миллионов людей – среди них многие - гражданские лица – погибли в этом конфликте.

Судан не подпадает под санкции ООН, но, как говорит Пайфер, Вашингтон иногда применяет санкции и к тем государствам, которые продают опасные вооружения семи странам: Судану, Сирии, Ливии, Кубе, Северной Корее, Ирану и Ираку. Недавно Буш назвал три последние страны государствами "оси зла", которые стремятся к разработке оружия массового поражения.

Лидеры белорусской оппозиции обвинили Лукашенко в продаже оружия в обход государственного бюджета и аккумулировании доходов от торговли на своих личных счетах. Против Анатолия Лебедько, главы белорусской Объединенной Гражданской Партии, делавшего такие заявления, возбуждено уголовное дело за клевету, также как и против редакторов двух оппозиционных газет – "Пагоня" и "Народная Воля", которые перепечатали комментарий "Вашингтон Пост", содержащий те же обвинения против Лукашенко.

Пайфер сказал по поводу присваивания Лукашенко себе доходов от торговли оружием: "Из-за того, что банковские операции имеют закрытый характер, я не думаю, что кто-нибудь имеет представление о том, куда идут деньги. Я имею в виду, что это конфиденциальные счета. И один из пунктов, на который мы делали особое ударение во время моего визита, относится к торговле оружием в целом – мы выступили за большую прозрачность а) в отношении того, кому продается оружие, и б) в отношении получаемых денег, и того, куда они идут".

Хотя Пайфер не стал подтверждать сообщения о том, что многое из оружия, которое Беларусь продала странам-изгоям, шло из России, он признал, что США также обеспокоены тем, что, возможно, Россия могла продавать оружие таким странам, как Иран.

Пайфер сказал, что Вашингтон начинает консультации с Россией по поводу Беларуси. По его словам, главной заботой США в отношении Минска являются нарушения прав человека и отсутствие демократии. Он добавил, что он надеется, что Россия может употребить свое влияние на Беларусь для улучшения ситуации.

Хотя Госдепартамент грозился ввести санкции против Беларуси из-за сообщений о продаже оружия, Пайфер признал, что отношения между Беларусью и США настолько незначительны, что на практике применение санкций мало на них скажется: " Они как бы поместили себя в изолятор. Одна из причин, по которым мы не вводили санкции, это то, что нет того, на что их можно наложить. Поэтому, если положение намного ухудшится, мы будем искать, какие шаги предпринять. Но, повторяю, когда отношения на таком уровне, иногда сложно найти, что дополнительно можно сделать".
0058648