В рамках дня, посвященного выставкам, студию Радио TUT.BY посетил главный редактор журнала "Беларуская думка", кандидат исторических наук Вадим Гигин. Он рассказал о выставке "СМИ в Беларуси", проходившей в Минске с 5 по 8 мая, о ее особенностях и отличие от предыдущих, а также о состоянии отечественной прессы, ее достоинствах и недостатках.

Полный вариант беседы слушайте тут


Вы принимали участие в выставке "СМИ в Беларуси". Каковы ваши впечатления от ее организации?

Выставка проходит уже не первый год, она действительно носит национальный и международный характер. Представлены стенды не только стенды изданий Республики Беларусь, но Российской Федерации, Украины и других государств. Традиционно очень высок уровень представительства Союзного государства. Также в рамках выставки проходил очень интересный форум, состоялось несколько сессий с участием представителей Европейского сообщества, ОБСЕ, руководителей средств массовой информации, журналистских организаций Европы, Российской Федерации, самой Беларуси. Это, безусловно, и вручение наград "Золотая литера". То есть, целый комплекс мероприятий, не зря приуроченных ко Дню печати, настоящий журналистский Новый год.

Что особенного было представлено в этом году, чем она отличалась от предыдущих?

Например, меня порадовало, как была представлена молодежная газета "Переходный возраст": она присутствовала везде на выставке, устраивала интересные презентации, игры, и это показательно, ведь наше подрастающее поколение нужно приучать читать газеты и журналы, а к сожалению, такой привычки мы у наших подростков не наблюдаем. А это ведь те, кто будет формировать наше общество, кто будет читать нашу продукцию, те, для кого мы работаем.
Еще один положительный момент - было относительно меньше рекламных игр и больше заинтересованной серьезной аналитической информации. Это показывает, что наше медийное пространство стало чуть взрослее.

Чего вы ожидали от участия в выставке?

Прежде всего, это общение с коллегами, и не только с минскими, но и с представителями региональных СМИ. Было интересно, чем живет региональная пресса. Они ведь на самом деле гораздо ближе к читателю, к подписчику, чем мы - те, кто работает в Минске. Они чаще соприкасаются с проблемами людей на местах. Их взгляд на ту же ситуацию, связанную с экономическим кризисом, был очень важен. Тем более, что форум, проходивший в рамках выставки, так и назывался: "Средства массовой информации в условиях мирового экономического кризиса". Итог, который вынес лично я, в определенном смысле оптимистический, потому что никаких панических настроений замечено не было. Да, была абсолютно здоровая, объективная информация, что ситуация, прежде всего в финансовой сфере, стала тяжелее, но были продуманы пути выхода из этих условий. Меня порадовало, что многие наши газеты даже увеличили поступления от рекламы, несмотря на кризис, и задействовали те рычаги, которые не были использованы ранее. Хотя определенные проблемы есть: где-то закрываются какие-то проекты, где-то меньше средств выделяется на развитие корреспондентской сети, но все это преодолимо.

Складывается интересная ситуация: поступления от рекламы, может быть, и увеличиваются у кого-то, но тиражи-то, наверное, неумолимо падают.

Подписная кампания не за горами, мы посмотрим, как будет развиваться ситуация. Пока по первому полугодию тенденции резкого спада все-таки мы не наблюдаем. Я бы не связывал подвижку в тиражах только с кризисом. В целом идет изменение структуры рынка. В каждой стране есть специфика внутреннего рынка. Специфика Беларуси и изюминка нашего рынка - это невероятно высокий уровень развития региональных СМИ.

Ситуация непростая, и эта мысль звучала на форуме. Но как выйти из этой ситуации? Конечно, где-то можно удариться в "желтизну", где-то можно пойти за потребителем, можно давать и, простите, непотребную информацию, менять статус изданий. Однако такого настроения у главных редакторов и экспертов нет, никто не делает большой трагедии, хотя определенная озабоченность есть. Причем высказывались довольно откровенные оценки сложившейся ситуации, в том числе ситуации, связанной с подпиской. Ведь в форуме и выставке принимали участие и представители местных органов власти, которые прилагают огромные усилия и для организации подписки. Какой бы широкой ни была корреспондентская сеть, как бы ни были развиты маркетинговые службы у того или иного издания, без поддержки органов власти, безусловно, организовать качественную подписную кампанию довольно проблематично. И то, что сохраняется взаимопонимание между нашими как местными, так и центральными СМИ так и органами власти, это большое достижение. Причем, это не значит, что пресса и печать занимается каким-то лизоблюдством на местах - нет. И критика присутствует, достается и местным "вертикальщикам".

Что, по-вашему, стоит изменить в выставке "СМИ в Беларуси"?

Конечно, придать определенной динамики и расширить географию. Она расширяется, но надо выйти за рамки СНГ не только в плане гостей, представленных на форуме (а там действительно очень широкая география - и Ирландия, и Норвегия, и Германия, и Нидерланды, но они представлены экспертным сообществом). Было бы интересно устраивать, например, дни какой-то страны, как на книжной выставке, необязательно из пространства СНГ, но и зарубежья. Вот эта выставка проходила под знаком Союзного государства.

Было заявлено, что программа посвящена 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Как это отражалось на выставке?

Эта тема присутствовала на абсолютно всех стендах. Каждое издание подготовило какой-то проект, некоторым из них, что интересно, уже по несколько лет. И тема круглого стола, который состоялся в пресс-центре, звучала так: "Беларусь непокоренная". С моей точки зрения, правильно было сделано то, что эта тема не "колола глаза" - преподносилась не навязчиво, а душевно. За представленными проектами стоят живые люди. СМИ подошли к этой теме не формально, а по-человечески.

Кому в большей степени нужны такие выставки? Организаторам, участникам или посетителям?

Безусловно, такие выставки нужны всем, и прежде всего, конечно, самим журналистам: пообщаться, посмотреть, узнать о новинках. Я думаю, любой руководитель СМИ или журналист вышел с выставки с исписанным блокнотом. Если мы не будем видеть достижений других, мы не двинемся вперед. Также это должно быть интересно и читателям, поскольку они смогли ознакомиться со всем рынком наших средств массовой информации, как электронных, так и печатных. Выставка нужна и государству, потому что без взаимодействия "государство - СМИ - читатель" развитие нашего общества невозможно. Это, кстати, подчеркивали и представители ОБСЕ, они отметили значительную динамику в развитии СМИ в республике за последние годы.

Много ли посетителей было на выставке?

На открытии - да, хотя я не могу сказать, что кто-то ходил туда, как на работу. Важно, что было много молодежи. Раньше складывалось такое ощущение, что молодежь не читает периодики, больше смотрит телевизор и пользуется интернетом, причем как-то однобоко - в сторону развлекательной информации. Кстати, подвергалось критике экспертами засилье развлекательной информации на российских телеканалах. Например, канал НТВ из информационно-развлекательного превращается в полностью развлекательный с уклоном в желтизну. Конечно, и у нас есть СМИ, ориентированные на развлекательную информацию, но засилья желтой периодики нет, и это отмечали в том числе зарубежные эксперты.

{banner_819}{banner_825}
-25%
-10%
-15%
-38%
-20%
-12%
-15%
-20%
-30%
-31%