В студии Радио TUT.BY о своей работе и белорусском анимационном кинематографе рассказывала аниматор Юлия Рудицкая, лауреат многочисленных международных конкурсов, автор клипа песни-победителя этих конкурсов "Тры янгалы" группы "Троіца".

Полный вариант беседы слушайте тут


Юлия, сколько у вас наград?


На данный момент пять.

Насколько я знаю, вы совершенно несерьезно относитесь к своим наградам, не придаете им значения?..

Да нет, самое важное - то, что получился интересный для меня лично проект и то, что люди во многих странах смогли услышать белорусскую музыку и увидеть кусочек того, что происходит здесь, у нас. И это для меня более важно, чем какие-то материальные награды.

В чем особенность музыкальной анимации?

Особенность в том, чтобы видеоряд максимально органично вплетался во все музыкальные нюансы мелодии, чтобы они не противоречили друг другу, а наоборот - дополняли и обогащали друг друга. Это должна быть не просто иллюстрация музыкального ряда или поддержка ритма, а какое-то новое качество для зрителя, его проникновение в произведение с новой стороны.

Вы также занимаетесь социальной анимацией. В чем ее основные особенности?

В социальной анимации главное - это так называемый посыл, который должен быть услышан, увиден и воспринят людьми. Хронометраж социальной анимации очень короток, и за несколько секунд или несколько просмотров зрители должны понять, о чем речь; хорошо бы, чтобы увиденное их еще и зацепило.

Какой анимацией вам больше нравится заниматься?

Мне больше нравится совмещение сюжетной анимации с музыкальной составляющей, это очень близко и органично для меня. Короткие хронометражи - 30, 40 секунд, что больше актуально для социальной рекламы, - все-таки сильно ограничивают тебя в том, что ты хочешь выразить. Клипы позволяют больше раскрыться тебе как автору.

Нравится ли вам 3D-анимация?

Я отношусь к ней хорошо, мне кажется, это просто новая степень свободы для творческой личности. Естественно, 3D-анимация сейчас очень разная. Это и реалистический аспект, когда это просто происходит повторение реальности, потому что в силу каких-то причин нельзя провести съемки, сделать спецэффекты. С другой стороны, 3D-анимация - это использование степени свободы в пространственном выражении, в актерской игре. Для анимационных персонажей она дает определенную свободу и гибкость. И если все это дозировать, не подчиняться полностью воле компьютера, совмещать с осознанным использованием - то, мне кажется, есть масса примеров очень удачного результата. Просто эта технология еще очень нова, и не все научились не полагаться полностью на волю 3D. Но все еще впереди.

У нас не готовят аниматоров, а где вы всему этому научились?

Я училась в процессе работы, также у нас при Академии искусств были замечательные курсы, которых сейчас, к сожалению, уже нет: там мы учили основы классической анимации, универсальные законы анимационной грамоты, которые работают и в 3D-анимации, и в перекладке, и в кукольной анимации - везде. Уже в процессе работы мы пытались оттачивать мастерство. Мне кажется, аниматор - это такая профессия, которой учишься на протяжении всей жизни, потому что каждый новый проект - это новый вызов, новые знания, бесконечный процесс совершенствования.

Можете ли вы рассказать о каких-то трендах в анимации на сегодняшний день?

Один из трендов в компьютерной 3D-анимации - максимально скрыть эту "компьютерность" и совместить хэнд-мэйд-эффект, который дает, например, кукольная анимация, со свободой и динамикой 3D. Другая тенденция - это максимальная простота. Чем элегантнее выражена идея минимальными средствами, тем лучше публика воспринимает анимационный фильм. Ну и, конечно, в эпоху постмодернизма существует тенденция совмещения "всего со всем": лайв-экшн, живые съемки, кукольная анимация, рисованная и 3D - все это смешивается и получается такой коктейль. Однако в любом случае основное - это идея, грамотный сценарий, грамотная история или тема, которая должна донестись до зрителя.

Как вы оцениваете состояние отечественного анимационного кинематографа?

Белорусских аниматоров во всем мире знают и любят, но, как всегда, не знают в собственной стране. У нас очень большой потенциал, очень много талантливых людей. Я думаю, что в Беларуси сейчас период бурного роста и развития в этой сфере, и все еще впереди. Конечно, плохо, что у нас нет какого-то учебного заведения, где мастера могли бы поделиться с людьми опытом не только в процессе работы над каким-то конкретным проектом, но и дать им систематизированные базовые знания.

Как долго вы создавали клип на песню "Тры Янгалы" и каким бы он был, если бы вы делали его сегодня?

Мы работали над ним несколько месяцев - сейчас затрудняюсь точно сказать сколько. Он создавался параллельно с другими проектами, и мне кажется, процесс продолжался бы еще долгое время, если бы не сказали: "Стоп, хватит, уже пора".
Каждый раз, когда я пересматриваю этот клип, у меня в голове возникают новые идеи, как бы я его сделала по-другому, так как я сама меняюсь. Но я уже отпустила от себя свое детище, и, думаю, хорошо, что он существует так, как существует.

Один из ваших музыкальных проектов, над которыми вы сейчас работаете, - это анимирование сказок Олега Хоменко. Расскажите поподробнее об этом проекте и о вашем участии в нем.

Это чудесный проект, и я жалею, что я сейчас не ребенок, потому что если бы я услышала эти сказки в детстве, то заслушала бы mp3 до дыр. Это прекрасные аутентичные сказки с классическими, архетипическими для сказок сюжетами, но с именно белорусскими фольклорными мотивами, колоритом, который вдохновляет любого человека. Олег Хоменко прекрасно их читает. В данный момент я делаю цикл иллюстраций для каждой из этих сказок, и мы планируем создать анимационный фильм на один из сюжетов - пока не определились на какой, они все замечательные.

Есть ли какие-то особенности восприятия анимационных фильмов у нас, в Беларуси?

Мне кажется, человек может воспринять один и тот же фильм в разные моменты жизни абсолютно по-разному. Все это очень индивидуально. У нас очень хорошая публика, которая чувствует именно нюансы, оттенки, детали даже больше, чем какие-то гэги, шутки, экшн, присущие западным трендам.

Какие мультфильмы любите лично вы?

Люблю разные мультики разных направлений и техник. Последнее яркое впечатление - это "Каролина в стране кошмаров", полнометражное кукольное кино, которое я рекомендую всем. Также мне очень нравится французская, испанская анимация, где есть довольно интересные моменты.

Задумывались ли вы, какую анимационную работу вы хотели бы сделать, после чего уже можно было бы остановиться?

Я думаю, что так не произойдет. Анимация - это такая специфическая работа, где нельзя остановиться и быть полностью удовлетворенным.

{banner_819}{banner_825}
-20%
-30%
-45%
-12%
-10%
-20%
-10%