В прямом эфире Радио TUT.BY мы побеседовали с Сергеем Григорьевичем Сычевым, директором студии мультипликационных фильмов Национальной киностудии "Беларусьфильм". Он описал ситуацию в отечественном производстве мультфильмов, рассказал о насущных проблемах белорусской анимации, а также рассказал о том, почему наши мультфильмы не могут конкурировать со "Шреком" и в чем подвох фразы "Не продается вдохновение, но можно рукопись продать".

Полный вариант беседы слушайте тут


Какие мультфильмы любят профессионалы?


Я ограничусь упоминанием одного мультфильма, известного всем нам и нашим слушателям, - "Ежик в тумане". Это отечественный классический мультфильм, который не устарел до сегодняшнего дня и не устареет еще долго. Он любим, близок и дорог как взрослому, так и детскому зрителю. Люди, которые в детском возрасте впервые посмотрели мультфильм "Ежик в тумане", любили, понимали и уважали его, и чем дальше они взрослели, тем больше открывали в нем нечто новое, чего не видели или не понимали раньше. Это сродни любой настоящей классической литературе: в разном возрасте находишь что-то такое, чего раньше вроде бы не замечал.

Кто и как сегодня работает на мультстудии "Беларусьфильма"?

Костяк, который уже много лет работает над фильмами, составляет где-то 25 человек. Это режиссеры (самая многочисленная категория людей), художники-постановщики, операторы, директора съемочной группы, художники-фазовщики, художники-прорисовщики. Но не только эти 25 человек работают над мультфильмами. Мы привлекаем большое количество людей на время производства картины либо по краткосрочным трудовым договорам, либо временно приглашаем в штат. Это происходит в первую очередь потому, что мы не связываем их штатным расписанием - ведь художники востребованы не только у нас, но и в России, и Польше, Канаде, Японии, Южной Корее. Да и заработная плата на порядок выше за рубежом, и количество денег, отпускаемых на 10-минутную картину, несопоставимо с теми деньгами, которые выделяются у нас. Но все равно спасибо нашим налогоплательщикам, за счет которых государственный бюджет и выделяет нам ресурсы на производство картин.
В моменты, когда одновременно "схлестываются" несколько мультфильмов, количество людей, привлекаемых для работы, доходит до 50 человек. 25 из них работает у нас в штате, а 25 - вольные художники, которые сотрудничают либо с маленькими студиями, либо с квартирными студиями, где просто два человека, сидя у себя дома за компьютером и умея рисовать, делают мультфильмы. Таких студий становится все больше. Они забирают заказы, которые размещаются из-за границы.

Сколько мультипликационных картин ежегодно выпускает мультипликационная студия "Беларусьфильма"?

На протяжении уже более десяти лет мы выпускаем в год в среднем 4 фильма объемом 10 минут каждый. Правда, был такой шаткий период, когда финансирование было очень жиденьким, сама студия делала всего полтора игровых фильма в год; соответственно, это распространялось и на мультипликацию: две, в лучшем случае - три картины в год. В последнее время мы трансформируем 10-минутный стандарт, потому что наши картины должны удовлетворять международным стандартам - это 52-, 26-, 13-, 6,5 - и 2,75-минутные мультфильмы. В общей сложности мы выпускаем 40 минут анимации в год.
Недавно прошло совещание кинематографистов, встреча с главой государства, представителями Министерства культуры, и там зашел разговор о проблемах киностудии. Все вопросы были связаны с реконструкцией самой киностудии, тогда же зашел разговор и об увеличении объемов. Надо сказать, что за последние три года производство игровых фильмов резко возросло, но трудно сравнивать технологию и скачок объемов производства игровых фильмов с возможностями мультстудии, с тем составом, который стабильно у нас имеется, - 25 человек. Резкий скачок в два или полтора раза - это не так просто.

Можете ли вы выпускать полнометражные мультфильмы?

Полнометражная картина требует достаточно скрупулезной подготовки. Мультипликационная картина делается от 2 до 5 лет, но никто почему-то не говорит, сколько занимает сама подготовка - а она должна быть тщательной, должно прочитываться и количество людей, и драматургия - какой аудитории мы направляем наш мультфильм. На это тратится время и фантастические деньги. Правда, сейчас есть целая наука, согласно которой можно просчитать эти аспекты даже с помощью математики.
Существует такой документ, который настоятельно предлагает нам удвоить объемы производства. Работники нашей студии, проанализировав свой опыт, пришли к общему мнению, что полнометражного фильма в рамках 52 минут мы пока не осилим, нужны значительные финансовые, временные ресурсы, а также резко надо наращивать количество специалистов - нам их не хватит. В такой ситуации мы нашли оптимальный вариант: мы предложим сценарий сериала, который будет состоять из маленьких серий, объединенных общей идеей. Тогда будет возможность в параллели "запускать" режиссеров, которые будут работать над отдельно взятой картинкой. У нас 6 режиссеров-аниматоров, это высокопрофессиональные люди; естественно, не все из них захотят работать над этим сериалом. Мы должны давать этим художникам возможность удовлетворять свои замыслы, свои идеи. В последнее время все чаще говорят (с чем я сам не могу согласиться), что кино - это товар, продукт. Все приводят почему-то фразу Пушкина: "Не продается вдохновение, но можно рукопись продать". Здесь смешиваются понятия. Вдохновение - это когда человек сидит с пером над бумагой и "колдует", это не продается. А когда он принес рукопись в редакцию - все, это уже не его продукт, это уже достояние народа. Но вот если я пишу Онегина в постели здесь, в Болдино, пожалуйста, не говорите мне о деньгах.
Конечно, студия должна окупаться, отрабатывать деньги, выданные нам государством. Но все хотят результата здесь и сейчас. А кино так не делается, оно окупается в долгосрочной перспективе: первый экран, второй экран, третий, потом телевидение, потом видеокассеты, потом - на Западе - комиксы и масса других нюансов, которые собирают деньги. Но за год это нереально.

А что насчет того же "Шрека"? Ведь его все ждали, он быстро окупился…

Вам только так кажется. Основная сумма денег собирается в первую неделю премьеры, потом идет угасание. У нас и в России в силу того, что авторские права не соблюдаются, того же "Шрека", выходящего в кинотеатре, можно купить за день до премьеры. А на Западе все это четко просчитывается; у нас же - дикое поле, где можно все. От этого страдают люди, патриоты, которые вкладывают деньги в кино. Они ведь не могут постоянно быть меценатами.

Почему о результатах производства мультипликационной студии "Беларусьфильма" так мало знают?

Действительно, это наша "болячка". К примеру, производство 10-минутной рисованной картины обходится в 375 миллионов рублей. По закону на рекламу отдельно взятой продукции можно тратить не более 5% от себестоимости. Но разве можно сравнить количество денег, которое тратится на рекламу отдельно взятого мультфильма (он один, он неповторим) и такую же сумму, которая тратится на рекламу, например, трактора, который выпускается в колоссальных количествах. В странах, в которых грамотно поставлен процесс реализации мультфильма, смета картины за счет рекламы может доходить до еще приблизительно такой же суммы - столько же денег тратится на раскрутку проекта. Обидно: как может наша картина равняться с тем же "Шреком", если "Шрек" может позволить себе рекламироваться в прайм-тайм, где минута эфирного времени стоит до 50 тысяч долларов? Мы и мечтать об этом не можем.

Но вы же государственная организация, разве вы не можете договориться с государственными телеканалами о рекламе?

Дело в том, что существует государственная организация "Национальная гостелерадиокомпания РБ" и государственное унитарное предприятие "Национальная киностудия "Беларусьфильм". На совещании, о котором я уже упоминал, был принят документ под названием "Протокол поручений Президента", согласно которому "Национальная киностудия "Беларусьфильм" в 2011 году должна выпустить анимационную продукцию в объеме 90 минут. И на той же странице написано: Министерству информации, Гостелерадиокомпании и так далее активизировать работу. Чувствуете разницу? Нам - обеспечить, им - активизировать. Почему? Неизвестно почему.
"Беларусьфильм" не заинтересован в продаже наших мультфильмов в денежном выражении, ведь стоимость 1 минуты демонстрации анимационного кино стоит примерно 80 центов, а если взять целый мультфильм, то получится 8 долларов. Для сравнения, в Европе расценки доходят как минимум 5 тысяч долларов за 10 минут. Конечно, телекомпания не заинтересована в этом.

Вы уже упоминали, что западные киностудии заранее просчитывают целевую аудиторию, прибыль, которую принесет мультфильм и так далее. Формулы ведь не секретные, поддержка есть, почему все-таки не начать шаг за шагом все это реализовывать?

Наше государство не столь богато, чтобы привлекать инвесторов со стороны. У нас, поскольку основной капитал - государственный, очень мощный контрольный аппарат, который отслеживает трату денег. В процессе работы, просчетов есть ряд статей, которые не подпадают под государственные нормативы. А для исследований нужны дополнительные деньги. К тому же есть пресловутые представительские расходы, без которых никуда. Ведь продюсер денег не имеет: он обращается в банк, заинтересовывает в проекте частных лиц, с которыми надо провести ужин в хорошем ресторане, с хорошей музыкой. Есть еще огромное количество вещей, которые не признаются, не говоря уже о том, что от нас требуют огромного количества отчетности.
Ни одна государственная картина не имеет права привлечь спонсоров, хотя есть люди, которые хотели бы поспособствовать делу. В мировой практике обычно за все отвечает продюсер: он собрал деньги и следит, куда они уходят. А у нас зачастую происходит так: сделали по бумажкам, отчитались, картину один раз показали - и забыли про нее. Ответственности никто не несет.

-23%
-40%
-50%
-20%
-50%
-10%
0071694