Ольга АНЦИПОВИЧ,

- И как мама не устает: и уроки готовить, и котлеты? Фото: Ольга УЛЕВИЧ
- И как мама не устает: и уроки готовить, и котлеты? Фото: Ольга УЛЕВИЧ
Многие минчане хотят сами учить детей дома. 

Зачем водить детей в школу? Обсуждению этого, на первый взгляд риторического вопроса, на белорусском форуме для родителей посвящено почти сто страниц. Кто-то доказывает, что только в школе ребенок сможет научиться общаться и получить знания. А для кого-то это все не доводы, а всего лишь шаблонные фразы. И все больше мам признается, что хотели бы учить своих детей дома. Правда, тех, кто осуществил это на практике, не так уж и много. Но родителей, ставших для своего ребенка учителем, забрасывают вопросами и комплиментами: "Какие вы молодцы, мы тоже мечтаем о домашнем обучении!"

"ДЕДУШКА МОРОЗ, СДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ Я НЕ ХОДИЛ В ШКОЛУ!"

Ребенок, у которого серьезные проблемы со здоровьем, после медицинской комиссии может быть переведен на домашнее обучение (учителя сами приходят к нему, занимаются и ставят оценки). Но ни один врач не даст медотвод от школы из-за того, что у ребенка не складываются отношения с одноклассниками или учителем.

- Каждый день, когда я отводила сына в школу, у меня было чувство, что провожу эксперимент: выдержит мой ребенок или нет? - говорит Алла, мама пятиклассника одной из минских школ. - Кто-то, может, и становится сильнее морально, переживая, когда твой портфель забрасывают в туалет, вешают спортивные штаны на люстру, навалившись, стягивают в коридоре штаны. Но мой ребенок начал заикаться, плакать по ночам, а когда перед Новым годом с младшей дочкой писали письмо Деду Морозу, он добавил туда: "Дедушка Мороз, миленький, сделай так, чтобы я больше не ходил в школу! Я сам буду много читать". Это меня просто убило! Уже через месяц мы стали учить его дома. А еще через месяц он перестал заикаться. Я все равно работаю дома, поэтому сильно ничего менять не пришлось. Да и на занятия с сыном я трачу времени не больше, чем на поездки по врачам, когда лечили его заикание.

Другая мама, которая учит дома сразу четверых детей, в обучении дома видит сразу несколько плюсов.

- Плюс в том, что у детей так больше свободного времени (с их занятиями помимо школы без домашнего обучения не было бы никакой улицы, а так - ежедневные трехчасовые прогулки), в том, что учиться им интересно. В том, что у мальчика, страдающего мигренями, дома нет приступов, ведь они провоцировались школьным шумом. А у девочки, после того, как стали учиться дома, появилось желание что-то узнавать. В классе, где не радовались успехам друг друга, ее все огорчало, наступила апатия.

"ЕСЛИ ЧТО, ПОЙДЕМ К РЕПЕТИТОРУ!"

- Главное, чтобы у мамы было много свободного времени. А какое у нее образование, не так уж и важно, - убеждена Алла. - Конечно, минимум какой-то должен быть. Но быть суперспециалистом во всех областях не нужно. У меня высшее техническое образование. Но я легко разбираюсь и во всех гуманитарных предметах. По крайней мере - пока. Если с чем-то не справлюсь, можно к учителю в школу подойти. Или к репетитору. Точно так же поступают и родители детей, которые учатся.

"ЧТО Ж ВЫ РЕБЕНКА ДОМА ЗАМУРОВАЛИ?"

- Когда мы оставили ребенка учиться дома, свекровь почти рыдала: "Что ж вы его дома замуровываете?!" А через два месяца такого обучения дома сын сказал: "Бабуль, ко мне на день рождения придет 15 друзей! Готовь большой пирог!" Бабушка так и села: "Откуда друзья?!" "Из бассейна, с курсов, где английский учу, со двора и из класса два мальчика". Так что нет никакой изоляции! - уверяет мама Антона. - А насчет того, что мы не решаем проблему, не готовим ко взрослой жизни… Так ведь во взрослой жизни мы можем выбирать, с кем общаться, с кем сидеть за столом и с кем в туалет, наконец, ходить. А в школе у детей нет такого выбора! Наш сын стал спокойнее, увереннее в себе и счастливее!

Разговаривая с мамами, которые учат детей дома, просто заряжаешься их оптимизмом. Но настораживает одно: большинство просит, чтобы не было их фотографии, не указывали настоящих имен и номера школ, в которых учились их дети. "Зачем нам лишние проблемы?" И именно это почему-то наводит на мысль, что, может, все-таки есть некоторая изоляция от мира?

КСТАТИ

Как справляются мамы?

Рассказывает мама, у которой дома учится четверо детей - 5, 6, 11 и 12 лет.

- День на день не приходится, но бывает примерно так:

5.40 - мамин подъем, чай, ставлю вариться суп, загружаю стиральную машину. Достаю план учебы, распечатанный с вечера.

8.00 - пока дети едят, умываются, сижу в Интернете.

9.00 - 12.00 - занятия. Старшие в одной комнате, маленькие в другой. Я хожу туда-сюда, попутно доготавливая обед и вытирая кое-где пыль.

Старшие повторяют сделанное вчера, младшие получают свои задания - вырезаем фигурки для аппликации из книжечки. Под вырезание ставлю им скачанный вчера MP3 рассказ (Носов "Фантазеры").

Ухожу к старшей 11-летней дочке. Объяснять сегодня ничего не надо, все те же пропорции (математика), но обнаруживается, что подзабыла правила порядка выполнения действий в больших примерах. Даю задание из учебника математики за 5-й класс. Там 8 уравнений - пропорций с большим числом членов. Вместе поэтапно решаем, предлагаю выбрать для самостоятельного решения то, что ей нравится. Дочка выбирает и остается одна (я провела с ней около 20 минут).

Младшие уже вырезали то, что будем наклеивать, отпускаю их на шведскую стенку-качели. Потом они возвращаются и клеят.

Проверяю вчерашнюю самостоятельную работу по математике у старшего сына (что-то вроде домашнего задания). Ошибка одна, недолго ищем в черновике, я нахожу ошибку, разбираем ситуацию, сын делает вывод: все из-за того, что в черновике написал неаккуратно. Потом разбираем морфемы по русскому. Оставляю его составлять краткий конспект. Ребенок выписывает туда новые для себя слова (морфемы, префикс…), их значение. Выполняет фонетический разбор трех данных мной слов (премиленький, газоэлектростанция, вводный).

После сын читает "интересненькое" - из детской энциклопедии, затем оставляю ему задание читать самостоятельно параграф по истории, найти в энциклопедии что-нибудь по этой теме и рассказать мне. Между русским и историей у него минут 15 на турник.

11-летняя тем временем садится писать сочинение по белорусской литературе (Якуб Колас "Казкi жыцця"), после этого будет рисовать к своему сочинению иллюстрацию. Потом она будет учиться делать научное сообщение (объяснять известный ей материал тем, кому он не известен).

12-летний сын будет рассказывать мне, что выучил по истории, пока я на кухне делаю остальную работу к обеду.

Малыши тем временем подписали открытки бабушкам. Прочитали, что получилось друг у друга.

13.00 - обед. После обеда никаких занятий нет.

Старшие идут в планетарий, с младшими просто гуляем в парке.

Вчера со старшими ходили в краеведческий музей, чтобы закрепить тему по истории. Историю у меня дети учат не по параграфам, а по разделам. Когда ребенок рассказывает весь раздел сразу, в его сознании возникает сразу объемная картина, ему легче представить то, о чем он мне сам уже рассказывает.

У нас есть еще неучебный день среди недели (обычно среда). Ездим в гости, выбираемся в кино, театры.



БУДЬ В КУРСЕ!

Ответственность за обучение ребенка родители берут на себя

Право на обучение по индивидуальному плану оговаривается в Законе РБ "Об общем среднем образовании" (ст. 35).

Для перевода нужно написать заявление директору среднего учебного заведения с просьбой перевести ребенка на такую форму обучения. В заявлении указывается, что ответственность за обучение своего ребенка родители берут на себя.

Ребенок остается в списке класса. Эта форма обучения позволяет, если хочется, ходить на некоторые уроки с классом. Пойти снова в школу можно с любого дня.

Минимум раз в четверть (а можно и чаще, по мере изучения материала) ребенок ходит в школу, чтобы сдать выученный материал и получить оценки.



МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Мама не научит общению со сверстниками.

- Мама может пожалеть, утешить, дать чувство уверенности в себе. Но мама не научит взаимодействовать в кругу сверстников, - считает психолог Ольга Нагорная. - Школа учит уступать, договариваться, строить отношения с противоположным полом. Если у ребенка проблемы со сверстниками, то нужно обратиться к психологу, проработать ситуацию, возможно, сменить школу, найти такого учителя, который бы помогать решать конфликтные ситуации. Но не стоит оставлять ребенка дома, спрятав его от школы.
{banner_819}{banner_825}
-30%
-35%
-10%
-50%
-10%
-30%
-45%
-20%
-40%