Леонид МИХЕЙЧИКОВ,

В некоторых странах престижно иметь дома пакет программ 120 телеканалов. Разветвленная сеть кабельного телевидения избавляет внешний вид города от обилия как обычных антенн, так и различного вида "тарелок". И эстетично, и казна пополняется налогами. Можно, конечно, бороться за внешний вид фасадов зданий путем запрета спутниковых антенн. И казна беднеет, и народ начинает думать: "Как же все-таки обойти настырного чиновника?"

Сотрудники социологического центра ООО "Зеркало-Инфо" в ходе двух республиканских опросов общественного мнения попытались взглянуть на проблему "тарелок" глазами представителей различных социально-демографических слоев населения страны. "Имеете ли Вы спутниковую антенну?" - на этот вопрос респонденты отвечали в марте 2008 года. "Да" сказали 16%, "нет" - 84%. После этого прошла кампания по борьбе за "чистоту" фасадов. И что же? В марте 2009 года те же 16% опрошенных указали на наличие спутниковых антенн и те же 84% - на их отсутствие.

"Вспомните, пожалуйста, по каким причинам Вы установили спутниковую антенну?" - на этот вопрос, заметим, владельцы антенн могли дать не более трех ответов (см. табл.).

Как и год назад, более половины - 53% респондентов пожаловались в первую очередь на то, что "на обычную антенну принималось мало программ". Около трети ответивших на вопрос и в 2008-м, и в 2009 году указали, что "на обычную антенну не принималось ничего интересного" (33% и 31% соответственно). Практически на прежнем уровне осталось количество назвавших следующие факторы: желание самому определять на досуге нужные программы (21% и 24% соответственно), расширение кругозора, стремление просматривать телепередачи определенной тематической направленности и желание изучать иностранный язык. Но резко возросло значение таких причин установления спутниковых антенн, как желание получать более объективную информацию (с 17% до 36%), а также желание иметь о событиях "различные сведения, чтобы делать свои выводы" (с 13% до 26%).

Менее значимо для граждан стало "качество приема спутниковых передач" (22% и 11% соответственно). Заметно снизился эффект подражания - "все ставили, вот и мы поставили" (с 8% до 4%). Но пробуждаются патриотические чувства - "желание слушать передачи на родном языке" (с 1% до 3%).

"Антитарелочная" кампания прошелестела и заглохла. А как народ? "Вы планируете или не планируете установку у себя спутниковой антенны?" - на этот вопрос отвечали только те, кто не имеет "тарелки". "Да, скоро будем ставить" сказало 4% респондентов (год назад - 5%). Практически каждый пятый респондент (19%) указал, что будет ставить спутниковую антенну, "но не в ближайшее время" (14% в 2008 г.). "Нет" спутниковой антенне год назад говорили 64%, сейчас - 60% респондентов. И ровно по 17% опрошенных граждан (и в 2008 г., и в 2009 г.) затруднились определить свое отношение к установке "тарелки".

Нельзя не заметить, что граждане настроены скорее на установку, чем на неустановку спутниковых антенн.

Вспомните, пожалуйста, по каким причинам Вы установили спутниковую антенну? (Не более трех ответов, в %)

Март 2008*

Март 2009**

На обычную антенну принималось мало программ

59

53

Хотелось получать более объективную информацию

17

36

На обычную антенну не принималось ничего интересного

33

31

Хотелось иметь о событиях различные сведения, чтобы делать свои выводы

13

26

Хотелось самому определять, что, какие передачи смотреть в свободное время

21

24

Хотелось расширить кругозор

21

20

Желание чаще смотреть передачи определенной тематической направленности

13

12

Качество приема спутниковых передач

22

11

Все ставили, вот и мы поставили

8

4

Желание изучать иностранный язык

4

3

Желание слушать передачи на родном языке

1

3

Затрудняюсь ответить

4

3

Примечание

* Республиканское исследование проведено социологическим центром ООО "Зеркало-Инфо" с 1 по 16 марта 2008 года. Метод опроса - интервьюирование-анкетирование жителей Республики Беларусь 18 лет и старше. Опрошено около 3 тыс. респондентов. Ошибка репрезентативности не превышает допустимых пределов (3,9%).

** Республиканский зондаж общественного мнения проведен с 13 по 27 марта 2009 года социологическим центром ООО "Зеркало-Инфо". Метод опроса - интервьюирование-анкетирование жителей Республики Беларусь 18 лет и старше. Опрошено около 1,5 тыс. респондентов. Ошибка репрезентативности не превышает 3%.

{banner_819}{banner_825}
-25%
-70%
-50%
-45%
-50%
-10%
-30%
-30%