Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345

Общество


Тему подсказала жизнь: приобретенный коллегой на Ждановичском рынке электрочайник оказался бывшим в употреблении. Выяснение отношений с продавцами вылилось в конфликт. Пришлось отстаивать свои ущемленные потребительские права.

Это был ее первый поход на рынок. До сих пор, когда возникала необходимость в той или иной покупке, Алла (так назовем нашу героиню) предпочитала держаться от базарной торговли на почтительном расстоянии. А тут - угораздило. Хотя пошла за чайником не в киоски ждановичского рынка, а в большой торговый павильон под названием "Мир моды". Продавец Илья был вежлив и обходителен, таким же казался и его напарник. Окончательный выбор пал на электрочайник фирмы Philips. Дома Алла включила прибор в электросеть и, пока вода закипала, стала рассматривать покупку более внимательно. Увидев несколько подозрительных пятен, на следующий день понесла товар назад. Должно быть, от неожиданности продавец Илья несколько разволновался и со словами "пусть решает шеф" вышел из торгового павильона. Шефом оказался не кто иной, как его вчерашний напарник, правда, на этот раз вместо любезности - явное пренебрежение. Разговор с покупательницей шеф закончил сакраментальной фразой: "Понимаете, этот рынок рассчитан на лохов". И в качестве напутствия предложил Алле "сходить с чайником на экспертизу". Шеф знал, куда посылал.

19 ноября 1993г. Верховный Совет РБ принял Закон "О защите прав потребителей", который вступил в силу с 1 января 1994г. По закону любому потребителю должны быть гарантированы государственная защита его интересов, надлежащее качество товаров, их безопасность, а также полная и достоверная информация о предлагаемой продукции. Кроме того, ст. 15 закона предусматривает возможность взыскания морального вреда по искам о защите прав потребителей: "Моральный ущерб, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, подлежит денежному возмещению тем, кто причинил ущерб, при наличии его вины. При наличии спора размер денежного возмещения определяется судом". От уплаты госпошлины истец освобожден.

Рассказав о своей беде юристу Минского общества потребителей (МОП), Алла получила направление на экспертизу злополучной покупки. Экспертам предприятия испытаний и сертификации продукции радио-электротехнического профиля ОАО "БЕЛЛИС" предстояло ответить на конкретный вопрос МОП: был ли электрочайник в пользовании до момента его продажи и какое время? Как засвидетельствовал акт экспертизы от 16 января с.г., электрочайник "не соответствует состоянию поставки, до продажи был в употреблении длительное время". С этим документом и счет-фактурой за проведение экспертизы в размере 61.035 рублей (цена электрочайника на тот момент составляла 51 тыс. рублей) Алла снова обратилась в МОП, где на имя продавца электрочайника - частного предпринимателя Илью Липницкого - было составлено претензионное письмо. Таков по закону порядок разрешения подобного рода конфликтов.

Председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева рассказала: "Обращаться с иском в суд потребитель может как от своего имени, так и защищать свои интересы через общественные организации по защите прав потребителей, в т.ч. и через наше общество. В этом случае юристы готовят претензионное письмо в адрес данного субъекта хозяйствования, как того требует постановление пленума Верховного суда от 28 сентября 2000г. N7 "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда".

Претензионный порядок считается более длительным путем, поскольку предусматривает 30-дневный срок разрешения спора, и только потом, если стороны не пришли к мирному соглашению, можно обращаться в суд. Практика показала, что большая часть споров по защите прав потребителя все-таки решается в претензионном порядке. В этом случае, как пояснила Астафьева, многое зависит от того, насколько юрист МОП грамотно и доходчиво объяснит субъекту хозяйствования целесообразность доведения дела до суда и какие "выгоды" это ему сулит. Ведь расходы после подачи исковых требований в суд возрастают в геометрической прогрессии. Кроме оплаты госпошлины, закон обязывает виновную сторону возместить не только затраты на проведение экспертизы и услуги адвоката МОП, но, что немаловажно, денежный моральной ущерб. Определение последней "статьи" расходов - прерогатива суда.

Тем временем о результатах экспертизы электрочайника стало известно представительству фирмы Philips в Беларуси. Чтобы сгладить эту неприглядную историю, сотрудник представительства Глеб Громов подарил нашей героине новый электрочайник и принес от имени фирмы извинения за базарных торговцев. Хотя последние к дилерской сети Philips ровным счетом никакого отношения имеют.

Нередко наша занятость либо неверие в возможность отстоять свои права становятся причиной того, что недобросовестные торговцы с необычайной легкостью продают нам товар сомнительного качества. От подобных эксцессов никто не застрахован. Важно другое: обманули - добейся справедливости. В этом суть бытового прагматизма.

Ежегодно в МОП обращается свыше полутора тысяч потребителей. Больше всего жалоб на сферу торговли - 65%, бытовых услуг - 20%, туристический бизнес - 6%, на работу ЖЭСов - 7%, риэлтерские услуги - 2%.