На вопросы слушателей Радио TUT.BY ответил первый заместитель начальника Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь Алексей Бегун.

Полный вариант беседы слушайте тут


Какие новые положения включены в недавний законопроект, касающийся порядка выезда и въезда белорусов из-за границы?


Если говорить по статистике, то закон касается практически каждого пятого белоруса, который регулярно или периодически выезжает с территории Республики Беларусь. В этой связи положения подготовленного законопроекта в той или иной степени будут касаться наших граждан. Если говорить, что мы часто меняем законодательство о порядке выезда и въезда в Республику Беларусь, то не могу с этим согласиться. Предыдущая редакция аналогичного законопроекта была принята еще в 1993 году и за 15 лет практически не менялась. Поэтому с учетом демократизации общества, принятия концептуально новых подходов государства к системе выезда граждан, реализации решений Конституционного Суда Беларуси назрела необходимость определить достаточно эффективный механизм выезда граждан Беларуси за границу и выработать систему ограничений в отношении тех лиц, которые по определенным причинам не могут выезжать с территории Республики Беларусь. В этой связи был подготовлен законопроект, который прошел первое чтение и впитал пятнадцатилетний практический опыт всех государственных органов по данному вопросу. Законопроект основан на международных стандартах и включает некоторые инновации, связанные с выездом несовершеннолетних граждан, а предлагает решения тех или иных ситуаций, с которыми сталкивались не только подразделения по гражданству и миграции органов внутренних дел, но и представители других компетентных органов, ответственных за реализацию положений законодательства республики. Можно отметить основные моменты подготовленного законопроекта. В первую очередь определен исчерпывающий перечень оснований в соответствии, с которыми гражданин Республики Беларусь может быть ограничен в праве на выезд за границу. Определено конституционное право гражданина Беларуси в том, что он может беспрепятственно выезжать и возвращаться в республику. Причем это право на выезд может быть ограничено, только в четко определенных случаях и четко определенными органами. Кроме того есть целый ряд положений, которые регулируют процесс ограничения выезда и его снятия. Так же законопроект предусматривает, что даже если на гражданина наложено ограничение, оно может быть временно с него снято по четко определенным основаниям, например, в связи с выездом за границу на лечение. Кроме этого четко определен порядок выезда несовершеннолетних. Одно из революционных положений законопроекта предусматривает, что выезд несовершеннолетнего, который едет в сопровождении одного законного представителя, не требует наличия письменного согласия второго законного представителя. Я думаю, это является революционным шагом по сравнению с положениями предыдущей редакции соответствующего закона. Многие лица, которые в силу разных обстоятельств расторгли брак и находятся в разводе, смогут беспрепятственно вывезти детей за границу на лечение и оздоровление.

На основании, каких новых положений может быть ограничен выезд граждан из республики? Какие положения новый законопроект унаследовал от предыдущей редакции?

Так получилось, что предыдущая редакция закона обладала универсальными формулировками, которые существуют практически во всем мире. Например, право на выезд за границу граждан обладающими сведениями, составляющими государственную тайну, было ограничено. Нигде за границей нет такой практики, чтобы носителей государственной тайны беспрепятственно выпускали с территории государства. Кроме того в законопроект вошли положения, говорящие о том, что если в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело или он отбывает наказание, то, само собой, не может выехать за границу. Кроме этого, если человек уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, он также не может покидать территорию Беларуси. Аналогичное ограничение действует и в отношении граждан, уклоняющихся от мероприятий по призыву на воинскую службу. Я перечислил практически все положения старой редакции, которые нашли отражение в новом законопроекте. Ни одно положение придумано не было. Формулировки были универсальными. Просто были четко определены органы, которые могут, я подчеркиваю, могут накладывать ограничения, а также определены основания для наложения этих ограничений. Если человек имеет неисполненные обязательства, но не уклоняется от их исполнения, то я думаю, что у суда не будет основания для того чтобы ограничивать его право выезда за границу. До сих пор эта норма была безальтернативной и гражданин не мог даже в туристических целях покинуть республику.

Изменится ли форма информирования граждан о том, что на них наложено ограничение по выезду за границу?

Сегодня действует порядок, что орган, который накладывает соответствующие ограничения, обязан в течение суток направить гражданину уведомление о наложении ограничения. Это делается для того, чтобы гражданин знал об ограничении и понимал все правовые последствия, связанные с данным решением. В частности я говорю о возможности обжалования решения в вышестоящих органах, возможности снятия ограничения на выезд за границу. Причем такие уведомления должны направляться, как с момента принятия решения об ограничении, так с момента его снятия. Такие обязанности возложены на все органы, которые выносят решения об ограничении права гражданина на выезд за границу.

Какой порядок работы банка данных невыездных?

Банк данных, который ведет МВД, создан в соответствии с Указом Президента. С 1 января 2008 года все граждане получили возможность реализовать свое конституционное право на выезд за границу. Основными "поставщиками" информации в банк данных является четыре государственных органа: Министерство внутренних дел, КГБ, Министерство юстиции и Министерство обороны Республики Беларусь. Все четыре органа предоставляют информацию в рамках своей компетенции. Допустим, органы государственной безопасности предоставляют информацию в отношении лиц, выезд за границу которых нецелесообразен, так как они обладают сведениями, составляющими государственную тайну. Министерство внутренних дел направляет информацию о тех лицах, в отношении которых возбуждены уголовные дела, имеются вступившие в силу приговоры или же они находятся в учреждениях по отбытию наказания. Министерство юстиции делится информацией о гражданах, в отношении которых возбуждены гражданские иски либо они уклоняются от обязательств, возложенных на них судом. Соответственно Министерство обороны сообщает о гражданах, которые уклоняются от призыва на воинскую службу. Если говорить о количестве невыездных, то эта цифра постоянно меняется. У граждан возникают обстоятельства для ограничения их права на выезд, равно как обстоятельства для снятия данного ограничения. Весь процесс формирования базы данных автоматизирован. Ошибки, которые были на первоначальном этапе, минимизированы. Я могу с уверенностью сказать, что ошибочные включения в базу данных - единичные. По крайней мере, по сравнению с общей цифрой невыездных. Сегодня в банк данных невыездных включено порядка 100 тысяч граждан, не имеющих правовых оснований для выезда за рубеж.

Количество невыездных граждан уменьшилось?

Как я уже говорил, эта цифра постоянно меняется. Но в принципе граждане Беларуси стали более законопослушными. МВД и другие органы принимают меньше решений об ограничении права по выезду за границу. Это отрадно.

Вопрос от слушателя: "Что нужно для того, чтобы выехать в Туркменистан на две-три недели?"

С Туркменистаном у нас действует визовый порядок въезда. В этой связи, получив соответствующее приглашение из Туркменистана, следует самостоятельно или с помощью туристической фирмы, которая оформляет турпоездки для граждан Беларуси в эту страну, обратиться в посольство Туркменистана в РБ, получить соответствующую визу, и тогда уже прямым рейсом лететь в эту страну.

Вопрос от слушателя: "Имеет ли право человек, получивший паспорт серии ПП и в дальнейшем паспорт Российской Федерации, оставаться учредителем белорусской фирмы?"

Даже если этот человек в установленном порядке подаст ходатайство о выходе из гражданства в Республике Беларусь и оно будет удовлетворено Президентом, в любом случае, граждане Российской Федерации имеют практически такой же комплекс прав на ведение трудовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности, как и граждане Республики Беларусь. Поэтому он может оставаться учредителем на территории нашей страны.

Вопрос от слушателя: "Гражданка РФ, проживаю в Беларуси уже 5 лет по ежегодной регистрации. Хочу остаться здесь жить. Заканчиваю вуз, работаю по специальности, делаю вид на жительство. Родилась в Минске в 1987 г. Когда я смогу получить гражданство?"

В рамках международных договоров, которые действуют с РФ, если вы родились когда-то в Минске, то, в соответствии с Международным договором между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, Кыргызстаном и Казахстаном, вы имеете право на упрощенный порядок приобретения гражданства в Республике Беларусь в течение трех месяцев с момента подачи соответствующих документов. Основным требованием является получение вида на жительство, которое вы сейчас и получаете, а также обращение в уполномоченный орган РФ с ходатайством о выходе из гражданства РФ.

Вопрос от слушателя: "Я хочу жениться на гражданке России. Как скоро она сможет получить вид на жительство в Беларуси после того, как мы зарегистрируем наши отношения?"

Если она подаст в установленном порядке ходатайстве, то, так как она является гражданкой РФ, то такие обращения рассматриваются в первоочередном порядке. Таким образом, она должна получить вид на жительство в течение месяца с момента подачи всего пакета документов в территориальное подразделение по гражданству и миграции по месту жительства.

Какие данные будут содержаться в биометрических паспортах, которые должны быть введены в обращение в Беларуси уже через несколько лет? В какие сроки они будут выдаваться?

Это действительно актуальный вопрос, потому что как раз недавно прошла серьезная международная конференция в области внедрения биометрических технологий и выдачи соответствующих документов. О сроках их выдачи, наверное, говорить пока преждевременно - по той простой причине, что Европейский Союз и другие страны еще не приняли однозначного решения о том, что на их территорию иностранцы смогут въезжать только по биометрическим паспортам. Но работа по этому вопросу продолжается, и уже приняты определенные мировые стандарты, касающиеся биометрических показателей. Это должно быть фотографическое изображение, отпечатки пальцев, а также вся та же информация, которая имеется на читаемой странице паспорта гражданина РБ. Мы уже изучили передовой опыт и теперь, фактически, проводим поэтапное внедрение биометрических технологий в документы для выезда заграницу, которые уже скоро будут выдаваться отдельным категориям граждан. Например, паспорт моряка - гражданина Республики Беларусь. Я считаю, что с введением биометрических технологий в национальные документы приведет к тому, что граждане РБ смогут въезжать в большее количество стран в рамках безвизового режима въезда.

Когда-то была идея о введении карты белоруса. На каком этапе ее реализация?

Идея такая, действительно, была, потому что, скажем, Республика Польша ввела карту поляка, ряд других стран ввел карту, определяющую принадлежность определенного лица к нации… В Республике Беларусь этот вопрос тоже прорабатывался, был подготовлен соответствующий законопроект, который, в том числе, предусматривал введение так называемой карты белоруса. Но пока что, по определенным причинам, дальнейшая работа над этим законопроектом отложена. Вопрос о нем временно снят с повестки дня и интенсивных разговоров о введении карты белоруса мы сейчас не ведем.

Возрос ли интерес этнических белорусов, после озвучивания идеи о карте белоруса, к возвращению на родину?

Интерес белорусов всегда был - это очень мобильная нация: немалое количество граждан как выезжает заграницу, в том числе на постоянное место жительства, так и возвращается на историческую родину, ходатайствует о приобретении гражданства РБ в упрощенном порядке или в соответствии с законодательством РБ. С точностью можно сказать, что около 5 тысяч лиц, которые исторически принадлежат к Беларуси, ежегодно возвращаются на родину. Кроме того, мы имеем довольно сильные диаспоры в странах, которые граничат с нашей страной, и которые связаны с Беларусью не только историческими, но и культурными корнями, считают себя по национальности белорусами, активно участвуют в целом ряде созданных заграницей неправительственных организаций, которые имеют отношение к нашей стране.

Сколько иностранцев ежегодно приезжает в нашу страну?

Ежегодно мы рассматриваем около 15 тысяч ходатайств иностранных граждан и лиц без гражданства о получении разрешения на постоянное проживание, выдаем 20 тысяч разрешений на временное проживание, то есть временных видов на жительство, и рассматриваем определенное количество ходатайств иностранцев о предоставлении статуса беженца или политического убежища на территории Беларуси. Мы регулярно имеем положительное сальдо миграции, которое, скажем, по итогам прошлого года, составило уже 7 тысяч человек. То есть к нам приезжает на 7 тысяч больше людей, чем уезжают из страны.

Сколько белорусов уезжает заграницу на постоянное место жительства?

Уезжают на ПМЖ ежегодно около 10 тысяч белорусов. В основном, иммигрируют в Россию, Украину, часть белорусов уезжает в Казахстан. Если говорить о дальнем зарубежье, то традиционными иммиграционными странами остаются те страны, в которых очень хорошо развита наша диаспора: США, Канада, Германия, Республика Польша и отдельные государства ЕС.

Учитывая приближение лета, традиционно миграционного периода, напомните самые важные моменты, которые нужно предусмотреть, собираясь в отпуск.

В первую очередь, собираясь отправиться заграницу, обратите внимание на срок действия паспорта. Напомню, что срок действия паспорта гражданина РБ истекает по достижении гражданином возраста 16, 25 и 45 лет. В этом случае нужно поменять национальный паспорт в подразделении по гражданству и миграции по месту жительства. Кроме того, стоит обратить внимание на документы несовершеннолетних граждан, потому что, в связи с взрослением ребенка, может быть изменение физических данных, и несходство может вызвать проблемы при пересечении границы. Вообще, лучше позаботиться о документах заранее и обратиться в подразделение по гражданству и миграции как можно раньше, чтобы уже летом не столкнуться с очередями.

-21%
-50%
-50%
-25%
-50%
-50%
-10%
0066814