1. Какие курсы доллара и евро установили обменники после больших выходных
  2. У бюджетников заметно упали зарплаты. Их обещают поднять за счет оптимизации численности работников
  3. «Один роковой прыжок — и я парализован». История парня, который нырнул в воду и сломал позвоночник
  4. Первый энергоблок БелАЭС включен в сеть
  5. «Мысленно поддерживал митингующих». Тест: правда ли, что это звучало в белорусских судах?
  6. Как заботиться о сердце после ковида и сколько фруктов нужно в день? Все про здоровье за неделю
  7. Студентка из Франции снимала Минск в 1978-м. Показываем фото спустя 40 лет
  8. Автозадачка с подвохом. Разберетесь ли вы в правилах остановки и стоянки на автомагистралях?
  9. «Можно понять масштаб бедствия». Гендиректор «Белавиа» — про новые и старые направления и цены на билеты
  10. Три новых интересных здания, которые минчане вряд ли видели. Показываем, как они выглядят
  11. Вариантов немного. Чего ждать в случае получения или отказа в российском кредите
  12. Что происходит в Беларуси 9 марта
  13. Глава КГБ оценил ситуацию в Беларуси: вроде и стабильная, но не совсем
  14. Минское «Динамо» обыграло СКА в четвертом матче Кубка Гагарина
  15. «Зарплата 350 рублей, медицины нет». Откровенный рассказ семьи минчан о переезде в деревню
  16. МОК не признал Виктора Лукашенко президентом НОК Беларуси
  17. Максим Знак остается в СИЗО до 9 мая
  18. Минздрав опубликовал статистику по коронавирусу за прошлые сутки
  19. BYPOL выпустил отчет о применении оружия силовиками. Изучили его и рассказываем основное
  20. На овсянке и честном слове. История Марины, которая пришла в зал в 33 — и попала в мировой топ пауэрлифтинга
  21. «Молодежь берет упаковками». Покупатели и продавцы — о букетах с тюльпанами к 8 Марта
  22. У Марии Колесниковой истек срок содержания под стражей
  23. Изучаем весенний автоконфискат. Ищем посвежее, получше и сравниваем с ценами на рынке
  24. В суде по делу Бабарико продлен перерыв, заседаний 9 и 10 марта не будет
  25. «Я привыкла быть, как все. Но теперь это не так!» Как мы превратили читательницу в роковую красотку
  26. Посол РФ в Беларуси рассказал о предложении о встрече от оппозиции и сравнил ее с обществом книголюбов
  27. «Ушло вдвое больше дров». Дорого ли выращивать тюльпаны и как к 8 марта изменились цены на цветы
  28. «Соседи, наверное, с ума от нас сходят». У минчан с разницей в четыре года родились две двойни
  29. Госсекретарь США назвал Лукашенко последним диктатором Европы
  30. Эту неделю еще померзнем, но весна все же придет


Александр Заяц,

фотоМы уже свыклись с мыслью, что самолет является самым дорогим видом транспорта. Стоимость авиабилета обходится не одной сотней условных единиц. Однако в последнее время нет-нет да глаз выхватит сообщение о цене на авиабилет в 40-50 долларов, да и знакомые стали рассказывать, как дешево слетали в Европу. Все это стало возможно благодаря появлению на рынке бюджетных (или low cost) авиакомпаний.

Что же скрывается за этим определением? По-английски "low cost" - низкая стоимость. И действительно цены на билеты у этих авиакомпаний довольно низкие? К примеру, в мае из Риги в Лондон можно долететь самолетами Ryanair за 30 евро. В свою очередь классические авиаперевозчики предлагают этот вариант дороже в 10 раз.

Одним существенным минусом для белорусов является то, что в Беларуси "бюджетники" не летают. Поэтому придется потратиться на дополнительные расходы на преодоление расстояния до ближайших аэропортов в Вильнюсе, Риге, Варшаве или Киеве. Впрочем, все равно это окажется эффективнее, чем, скажем, ехать на автобусе в Европу (займет меньше времени), или дешевле, чем лететь классическим авиарейсом.

В общем, возникает вполне резонный вопрос, за счет чего "бюджетники" могут позволить выставлять минимальные цены? Главный секрет низких цен заключается в отсутствии допуслуг, включенных в стоимость билета.

У многих "бюджетников" нет собственных офисов продаж, и забронировать билет можно только через сайт. Это снимает расходы на штат, печать бумажных билетов и их доставку. Но чтобы купить билет по минимальным расценкам, поездку следует планировать за несколько месяцев вперед. Цены за 2 месяца до полета существенно отличаются от цен на рейс в ближайшие дни. Кроме того, можем посоветовать пристально следить за рекламой. Известные дискаунтеры, например EasyJet или RyanAir, время от времени проводят акции по снижению цен.

Бюджетные авиакомпании летают на самых экономичных самолетах с минимальным расстоянием между креслами (как правило, это Airbus А319-320 или Boeing 737-800). Кроме того, такой одинаковый парк позволяет снизить затраты на техническое обслуживание лайнеров и тренинг персонала. Осуществление прямых рейсов в небольшие аэропорты ведет к экономии на горючем и аэропортовых сборах. Для посадки своих самолетов бюджетные авиакомпании зачастую используют второстепенные аэропорты. Например, Стенстид под Лондоном, а не знаменитый аэропорт Хитроу. Или Хан вместо Франкфурта-на-Майне. На это следует обратить особое внимание, если рейс запланирован как стыковочный. Поездка от аэропорта до пункта назначения может занять пару часов, причем за свои деньги.

Большинство дискаунтных рейсов вылетает либо рано утром, либо поздно вечером. На некоторых рейсах существует ограничение по багажу в 15-20 килограмм. За перевес придется платить отдельно.

Важно отметить, что "лоу-косты" не предоставляют пассажирам еду и напитки. Но при желании их можно купить  на борту самолета.

Впрочем, на все перечисленные недостатки найдется один "забойный" аргумент - дешевые билеты. Например, можно совершить тур по Европе, перелетая из страны в страну за 20-40 евро.

Прямая речь

Татьяна Белоусова, директор представительства airBaltic в Беларуси

- На какие неудобства жалуются пассажиры бюджетных авиакомпаний?

- Существенный минус - это то, что в Беларуси бюджетные авиакомпании не летают, начать полет с ними можно в странах-соседях - Латвии, Литве, Польше. Например, из 16 авиакомпаний, работфотоающих в аэропорту Риги, 30% составляют именно "лоу-косты": AerLingus, EasyJet, Germanwings, Norvegian, Ryanair. Такая конкуренция сделала полеты доступными каждому гражданину, и в итоге в 2-миллионной Латвии количество пассажиров аэропорта Рига ежегодно составляет 4 миллиона (для сравнения - в 10-миллионной Беларуси - 1 миллион).

Например, разница между билетом бюджетной и традиционной авиакомпании составляет обычно от 100 до 300 евро, а единственной ощутимой разницей является отсутствие бесплатного бортпитания - разве оно может столько стоить? Наверное, ни на один из указанных параметров реально пожаловаться нельзя - это не недостатки, а возможность выбора и приближенность авиапродукта к простому человеку, которому именно сейчас и стал доступен авиаперелет за 50-100-150 евро. Вспомните ситуацию 5-летней давности и стандартный авиабилет за 500-700-1000 у.е.

Жалобу на бюджетную авиакомпанию можно сравнить с ситуацией, когда Вы хотели в "Бронкс", но пришли в "МакДоналдс". Оба ресторана обладают достаточно высоким качеством, но каждый в своей нише, и невозможно ожидать антуража дорогого клуба в кафе быстрого питания при их очевидных полюсах цен.

- Какие особенности бюджетных авиакомпаний должны насторожить пассажира?

- Например, багаж на компаниях "лоу-кост" доставляется только "из пункта А в пункт Б", т. е. без перегрузок и транзитных стыковок - в аэропорту пересадки пассажир должен его получать и вновь сдавать, что не всегда удобно по времени. Да и визовые требования следует иметь в виду, ведь выдача багажа производится НА территории страны (например, Ирландии), а не в транзитной зоне. Также, невозможна и транзитная регистрация на 2 рейса одной и той же бюджетной авиакомпании или комбинации лоу-кост и традиционного перевозчика.

Большинство "бюджетников" вообще не имеют касс по продаже авиабилетов. Все делается только онлайн, а билеты ни при каких условиях не сдаются и не меняются. В итоге, получить консультацию не у кого, во всем нужно разобраться самому.

У некоторых даже не выдается конкретные места в самолете, поэтому экстремальную авиакомпанию-дискаунтер в шутку называют "летающим автобусом".

Знание этих вещей поможет пассажиру, во-первых, сделать вывод, готов ли он на путешествие с "лоу-кост", а если да - что и делают десятки миллионов европейцев - то как к этому правильно подготовиться и адекватно воспринимать. Зато в кошельке останется много сэкономленных денег, что во время кризиса очень нелишне.

- Правда, что дискаунтеры летают только во второстепенные аэропорты?

- Перефразируя известный рекламный слоган, "не все дискаунтеры одинаковы". Кто-то - да, кто-то - нет, в чьей-то маршрутной сетке есть и те, и другие аэропорты. При покупке билета рядом с городом отправления и назначения автоматически отображается название аэропорта, так что нетрудно разобраться. В некоторых крупных городах просто есть несколько равноценных конкурирующих аэропортов (Москва, Лондон, Берлин и др.).

Возможно, на этапе возникновения они копировали одну и ту же успешную бизнес-модель, в которой использование второстепенного (потому что дешевого) аэропорта являлось базовым принципом. Но времена менялись, и в последнее десятилетие как дискаунтеры переняли ряд сервисов традиционных авиакомпаний, так и традиционные авиакомпании начали использовать приемы дискаунтеров, а также появились оригинальные и эффективные "гибриды" типа airBaltic.

- Где лучше бронировать авиабилеты - на сайте авиакомпании, на сайтах-посредниках?

… или в авиакассах? Здесь тоже нет догмы и единственного правильного варианта. Я бы порекомендовала такой алгоритм действий.

Если вообще неизвестно, каким маршрутом и какими авиакомпаниями добираться из пункта А в пункт Б - стоит заглянуть на сайт-коллектор, где представлены предложения разных авиакомпаний, ведь поиск информации абсолютно бесплатен. Полагаться 100% на его данные не стоит, т.к. есть авиакомпании, чьи продукты там не будут представлены, особенно если размещение информации является платным для самой авиакомпании.

Аналогично, можно обратиться с запросом на проработку маршрута в крупное туристическое агентство, которое является агентом нескольких авиакомпаний, и затем сопоставить полученные данные. Получится практически полный "паззл".

Узнав оптимальный маршрут и ценовой диапазон, можно уже выбирать собственно место покупки. Если на рынке агентства практически не берут сбор за обслуживание (как это сейчас в Беларуси), то достаточно выгодно покупать в кассе агентства или в кассе представительства авиакомпании, которую Вы выбрали как оптимального перевозчика.

Однако, некоторые авиакомпании часто предлагают онлайн совершенно особые цены, недоступные более нигде, тогда выгоднее на сайте. В то же время, на рынке могут быть в наличии особые региональные цены, недоступные на сайте, тогда выгоднее покупать оффлайн, т. е. в кассе.

Звучит не так уж просто, зато есть много возможностей выбора и экономии.

- Сейчас в мире сложная экономическая ситуация. Сумеют ли авиакомпании пережить кризис?

- Вообще для авиакомпаний кризис начался уже год назад, когда резко повысились цены на топливо. А до этого коммерческая авиация была очень успешной, особенно ее "бюджетная часть": например, в 2006 г. прибыль EasyJet составила 200 миллионов долларов, рост 80% к предыдущему году.
На некоторых популярных туристических маршрутах, как Лондон-Барселона, дискаунтеры перевезли в 5 раз больше пассажиров, чем традиционные авиакомпании. Поскольку условие прибыльности дискаунтеров - большие объемы перевозок, то рецессия, падение доходов и снижение активности путешествий особо губительны для бюджетных авиакомпаний. В то же время, деловые пассажиры дорогих традиционных авиакомпаний сейчас считают нужным "пересесть" на дискаунтеры, чтобы сэкономить издержки. Ведь если от авиации Вам нужно быстрое передвижение из пункта А в пункт Б, то можно чем-то и пожертвовать. В период кризиса многие дискаунтеры будут иметь преимущество за счет свой модели издержек, а крупные и успешные традиционные авиакомпании - за счет капитала, который позволит им поглотить привлекательных, но более мелких игроков рынка, и тем самым упрочить свои позиции в стратегической перспективе.

-10%
-50%
-5%
-20%
-40%
-10%
-10%
-30%
-12%
0072407