1. Врач объясняет, когда выпивать два дня — это уже запой и как быстро человек может спиться
  2. Как скручивают пробеги у машин из Европы: вопиющие примеры и советы специалистов
  3. Вместо Земфиры — Моргенштерн. Организаторы «Вёски» — о возврате билетов и новом лайнапе
  4. «Ну ты же понимаешь о последствиях». Работники рассказали, по сколько сбрасывались на субботник
  5. Туктамышеву называют новой примой российского фигурного катания. Только взгляните, как она хороша
  6. Дух захватывает. Что видно с крыши в центре Минска, где сегодня презентовали высотный огород?
  7. За сутки в стране 1384 новых случая COVID-19 и 10 смертей
  8. «Нормализация отношений невозможна, пока не прекратится насилие». Макей встретился с послами Германии и Франции
  9. Не до покупок. В Беларуси заметно сократился розничный товарооборот
  10. Брестское «Динамо» сенсационно обыграло в Жодино «Торпедо-БелАЗ». Клуб из Бреста пока не знает поражений
  11. Власти взялись за лопаты и грабли. Кто и где трудился на субботнике
  12. В прокате — «Чернобыль» Данилы Козловского. Что с ним не так?
  13. Мужчина, который попал на видео с медвежонком, о случившемся: «Хотел как лучше, а вышло, что виноват»
  14. В стране — большой субботник. Куда пойдут деньги, что с коронавирусом и куда в Минске идти за лопатами
  15. «Мы не гоняемся за сложными рецептурами». На Белинского открылась кондитерская Mousse
  16. На «Гомсельмаше» рассказали про 400 вакансий, приглашение россиян на работу и зарплаты выше 3600 рублей
  17. «Попытка восстановить легитимность». Эксперты — о «заигрывании с Баку» и будущей встрече с Путиным
  18. Белорус заочно получил пожизненное за убийство французских миротворцев. Рассказываем, что известно
  19. Школьный друг Виктора Бабарико уже 10 месяцев в СИЗО КГБ. Вот что рассказывает об этом его брат
  20. Тима Белорусских о дочери: «Она скрывалась ради образа мальчика с разбитым сердцем»
  21. Девушка Роналду — модель с невероятными формами. Вы удивитесь, узнав, чем она занималась до встречи с ним
  22. Склепы с останками ребенка и взрослого обнаружили при прокладке теплотрассы в центре Могилева
  23. Врач — о симптомах хламидиоза и том, как им можно заразиться
  24. «Свое надо есть, из нашей земли, а не какое-то заморское». Лукашенко порассуждал о борьбе с вирусами
  25. «Оказалось бы, что Минск — древний азербайджанский город». Бывший президент Армении раскритиковал Лукашенко
  26. «Два раза смотрел потом». Лукашенко прокомментировал «шпионский» фильм «Манкурты»
  27. Почему начало глаукомы легко пропустить? Врач рассказывает про опасное заболевание глаз
  28. «В больнице плакал и просил прощения». Поговорили с женой Виктора Борушко, которому дали 5 лет колонии
  29. Курсы доллара и евро заметно упали. Что происходит на валютном рынке
  30. «Переболел COVID-19 и вернулся». История 92-летнего фельдшера, без которого в деревне никак


Галина НЕСТЕРЧИК,

фотоФинансовый кризис побуждает жителей многих европейских стран отказываться от автомобилей в пользу экономичных велосипедов. В Минске уровень автомобилизации составляет 250 авто на тысячу жителей и пробки на дорогах стали уже привычными. А вот велосипедисты в городе - явление редкое. Почему?

Крути педали!

Белорусский журналист Валерий Дранчук 32 года ездит по городу на велосипеде. Главным достоинством этого транспортного средства он называет его пользу для здоровья и экологии.

- Во время движения на велосипеде задействованы несколько групп мышц: ног, спины, живота, - объясняет Валерий Дранчук. - Кроме того, это прекрасное средство от гиподинамии, профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Проведенное в Бельгии исследование показало: после пересаживания на велосипед смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снижается на 39%.

Валерий Дранчук убежден, что в Европе велосипед давно популярен у жителей больших городов именно потому, что продлевает жизнь и не наносит вреда экологии.

- Европейцы избегают искусственно созданного благополучия, - убежден Валерий Дранчук. - Машина лишает человека мышечной нагрузки, свежего воздуха, удовольствия от созерцания окружающих красот. К тому же машины загрязняют окружающую среду своими выхлопами. В Беларуси, где бензин не отвечает экологическим параметрам, а основная масса машин - старые подержанные автомобили, популяризация велотранспорта весьма актуальна.

Минск просто остановится в пробке

Больше половины выбросов в окружающую среду в Беларуси "поставляют" автомобилисты. В 2007 году доля автомобильных выбросов в Минске, например, составила почти 85 процентов. Очень вредна для здоровья и пыль, которую оставляют после себя автомобили, мчащиеся по изношенным дорогам. Мелкие частицы такой пыли имеют специальное обозначение - РМ-10. Ученые рассчитали допустимые пределы концентрации этих частиц в воздухе. Нормой считается 40 мгк/куб.м. Так вот, например, в Лондоне и Стокгольме РМ-10 колеблется в пределах от 25 до 29 мгк/куб м, а в Минске достигает 50!

- А что касается экономии, - говорит велосипедист-любитель Валерий Дранчук, - так велосипед экономит не только деньги, но и время. Я, например, везде успеваю благодаря велосипеду. Читал, что к 2030 году каждый второй минчанин будет иметь собственное авто. Если такие прогнозы сбудутся, представляете, что ждет город: он просто остановится в пробке.

По некоторым исследованиям, пересаживание с автомобиля на велосипед дает частному лицу ежемесячную экономию в 125 долларов. Такова разница между средними расходами на эксплуатацию автомобиля (150 долларов) и велосипеда (25 долларов). А проведенный представителями Велотранспортного союза эксперимент показал, что один и тот же маршрут длиной в 5 км велосипедист проехал за 16 минут, тогда как у водителя ушло 44 минуты.

Велодорожки неудобны и даже опасны

В последние два года в Минске стали появляться дорожные знаки "велосипедная дорожка". Валерий Дранчук по собственной инициативе проинспектировал дорожки и пришел к выводу:

- Делается это, скорее, для "галочки", потому что дорожки эти появились на существующих тротуарах, они плохо асфальтированы, имеют высокие неудобные бордюры.

В своем блоге впечатлениями о развитии велодорожек в Минске поделился еще один велолюбитель Андрей Кузнечик. Он считает, что "велодорожки в сегодняшнем виде являются скорее средством согнать велосипедистов с проезжей части, чем улучшить им условия движения, что не содействует развитию велосипедного транспорта".

Андрей Кузнечик указывает и другие минусы развития велосети в Минске: "Дорожки делаются бессистемно, не обустраиваются съезды. Дорожки занимают короткие участки, некоторыми дорожками пользоваться сложно, неудобно и даже опасно. Среди новых дорожек нет ни одной, которая бы "закрывала" какой-нибудь законченный маршрут, например, "микрорайон-центр", "микрорайон - торговый центр", "микрорайон - зона отдыха".

В Мингорисполкоме честно признаются: хоть и существует Программа социально-экономического развития Минска на 2006-2010 годы, а также Генеральный план города, предусматривающие строительство велодорожек, работы в этом направлении ведутся вяло.

На конец 2008 года было запланировано сдать в эксплуатацию первую велотрассу столицы протяженностью 27 км и шириной 3 метра. Новый шикарный объект должен был пройти вдоль реки Свислочь через три района столицы - Центральный, Партизанский и Ленинский. Общая стоимость проекта оценивалась в 10 млн. долларов. Строительство велотрассы широко анонсировалось в прессе. Архитектор проекта Виталий Руцкий рассказывал журналистам, что это будет не просто велотрасса с современным покрытием, а место отдыха для тех, кто любит крутить педали. Вдоль велотрассы планировалось построить пункты проката велосипедов, парковки, точки общепита и даже мастерские по ремонту спортоборудования.

Справка "Завтра твоей страны"

Жители многих европейских столиц уже давно пересели на велосипеды.

В Амстердаме 40% населения на работу и учебу добираются на двух колесах. Около амстердамского вокзала строят специальный гараж на 10 000 веломест, в котором можно будет оставлять свой велосипед, отправляясь в дальние поездки по стране.

В Париже можно быстро и легко арендовать велосипед и при необходимости оставить его в любой точке города — где удобно. Сегодня в Париже общая протяженность велодорожек составляет более 400 км.

В австрийской столице - Вене - проблему с пробками на центральных улицах тоже решили с помощью велодорожек. А с 2003 года в городе работает сеть станций велосипедного проката. Общая длина велодорог в 2005 году достигла 1000 км, хотя в начале 1990-х она не превышала 190 км. Из них почти 9% — двусторонние велопути.

На улицах шведских городов преимуществом пользуются не автомобилисты, а велосипедисты. Для велосипедистов оборудованы не только велосипедные дорожки, но и стоянки, где можно без риска оставить свой транспорт.

Давние велосипедные традиции имеет еще одна страна Северной Европы - Финляндия. В Хельсинки на 560 тыс. горожан приходится 400 тыс. велосипедов и всего 200 тыс. автомобилей. Внедрение велодорожек обосновано реализацией экологических программ страны. Финские министры не считают зазорным добираться на работу на велосипедах.
Однако 2008 год прошел, а новая велотрасса в белорусской столице не появилась.

- Выполнено только 10-15 процентов работ от запланированного, - рассказал "Завтра твоей страны" главный инженер Управления дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома Леонид Козловский. - Проблема одна - финансовая. Как пойдет строительство в этом году, сказать сложно. Наша служба пока не работает на объекте, ждем весны.

Стоит отметить, что все запланированные велотрассы в Минске, скорее, подпадают под спортивные объекты, чем под транспортную инфраструктуру. Велотрасса вдоль Свислочи строится вдали от оживленных улиц. Она должна будет соединить Веснянку с Лошицей, но в большей степени предназначена для прогулок на велосипеде. В парковой зоне в границах улицы Слободской-Громова-Есенина-Слободской проезд до 2010 года также планируется построить велодорожку. В парковой зоне проектируется и строительство велодорожки в районе пр-та Дзержинского-микрорайона Михалово-1.

Велосипедисты боятся выезжать в город

- Велосипед как форма отдыха - это одно, а как транспортное средство - совсем другое, - говорит Валерий Дранчук. - Сегодня инфраструктура столицы настолько далека от комфортности для велосипедистов, что они попросту боятся выезжать в город. И вряд ли в ближайшее время минчане пересядут на велосипеды. В Минске строятся новые улицы, реставрируются старые, но инфраструктура для двухколесных транспортных средств не закладывается.

Велопарковки в белорусской столице и вовсе отсутствуют. Например, если сравнить с Варшавой, то там в микрорайоне все коммуникации на стороне велосипеда: специальные дорожки, соответствующие светофоры, велопарковки у торговых центров и административных зданий. Поляки на велосипеде спокойно выезжают на проезжую часть. В Минске - это опасно для жизни, потому что водители не считаются с велосипедистами, а на дороге можно запросто угодить в открытый люк или колдобину.

- Я, например, своей дочери, которая хотела ездить на работу на велосипеде, запретил это делать исключительно в целях безопасности. И уверен, что еще не скоро минские велосипедисты смогут добираться из одного района города в другой, не подвергаясь опасности попасть под колеса машин, - говорит Валерий Дранчук.

Инициатива снизу

Обратить внимание на проблемы велотранспорта московское правительство заставил Велотранспортный союз России. В Киеве в прошлом году представители Ассоциации велосипедистов передали городским властям карту города, на которой обозначили будущие велодорожки украинской столицы. Их мнение было учтено при подготовке проектной документации.

В Минске до сих пор нет организации, объединяющей велолюбителей.

- И это тормозит развитие велотранспорта в Минске, - говорит Валерий Дранчук. - Чиновник, который приехал и уехал на работу на машине, не будет задумываться о таких проблемах. Не думаю, что в европейских столицах городская инфраструктура создана с учетом интересов велосипедистов только потому, что там более сознательные чиновники. Просто там люди умеют экономить, они разумно, сознательно относятся не только к своему бюджету, но и своему здоровью. И требуют от городских властей считаться с их мнением.

По наблюдениям Валерия Дранчука, за последние 5 лет в Минске резко возрос спрос на велосипеды. Их продается гораздо больше, чем раньше, и выбор велосипедов стал гораздо шире.

- А велосипедистов на улицах Минска я вижу редко, - подчеркивает Валерий. - Меня это удивляет. Я один из немногих, кто культивирует велосипед в городской езде каждый день. На мой взгляд, в Беларуси надо создать прецедент: взять и "велосипедировать" один город. Например, Минск. Создать необходимую инфраструктуру и проанализировать плюсы и минусы такой практики. Уверен, что плюсов будет больше. Тогда эту практику можно будет внедрять и в других городах.

И тут чиновникам не надо изобретать велосипед - достаточно обратиться к практике западных стран. Стокгольм, Париж, Амстердам, Брюссель, Варшава - вот города, которые готовы поделиться опытом.
-10%
-10%
-10%
-5%
-10%
-20%
-21%
-15%
0073023