Андрей КОЖЕМЯКИН,

фотоВ январе на алкоголь и пиво белорусы потратили больше, чем на одежду и белье. По данным Белстата, в первый месяц 2009 года на выпивку ушло 351,5 млрд. рублей, а на одежду и обувь по всем каналам реализации — 244,8 млрд. рублей. Причина этому не только в небольших новогодних каникулах и девальвации, пережить которую кому-то помогли значительные дозы алкоголя.

Население нашей страны уже не первый год демонстрирует свои неограниченные возможности в потреблении спиртного. В 2008 году каждый белорус выпил в среднем 12,4 литра чистого спирта. Тем самым почти на 2 литра был перекрыт показатель 2007 года и установлен новый исторический максимум. Состояться новому рекорду намерено помешать МВД.

Ударить по пьянству правоохранительные органы решили с помощью Дней трезвости. Предполагается, что каждый белорусский город будет проводить такую акцию один раз в три месяца. Минск это пережил 14 февраля в День всех влюбленных. По информации столичной милиции, акция дала положительные результаты. В частности, было меньше преступлений на семейно-бытовой почве, не было фактов хулиганства.

"Я поддерживаю проведение подобных акций, — заявила "Белорусским новостям" руководитель пресс-службы МВД Светлана Боровская. — В День влюбленных я вместе с семьей ехала на дачу. По пути заглянула в магазин, чтобы купить сухого белого вина. Но увидела, что стенды завешаны и написано "Акция трезвости". Я обсудила это с мужем и сказала себе: "Ну и хорошо. Устрою себе чай с медом". Говорят, не надо провоцировать людей, у которых есть дурные привычки, и дарить им пепельницы, открывалки. Это приводит к поступкам, которые сокращают нашу жизнь. Такие акции — это элемент воспитания".

Однако минчане, по крайне мере пока, продемонстрировали, что перевоспитываться и образовываться они не хотят. Как сообщили агентству "Интерфакс-Запад" в медицинском вытрезвителе, 14 февраля с улиц Минска в это заведение было доставлено 18 человек. Впрочем, отметили в вытрезвителе, "это обычное количество пьяных за сутки".

По словам психолога Михаила Дернаковского, "подобные запреты на продажу спиртного не приведут суммарно к сокращению объемов покупаемого алкоголя и не нанесут серьезного экономического ущерба торговле. Кто захочет, всегда найдет выпить — не сегодня, так завтра".

А найти всегда будет что. Правительство каждый год увеличивают квоты на объемы производства алкогольной продукции. В соответствии с постановлением Совмина от 2 декабря 2008 года № 1842, в 2009 году на 7,3% по сравнению с 2008-м увеличится квота на производство водки и ликеро-водочных изделий и составит 16,269 млн. дал. На 5,4% увеличится квота на выпуск коньяка — до 270 тыс. дал, производство советского шампанского и других игристых вин возрастет на 12,4% до 1,4 млн. дал.

При этом и торговля рассчитывает увеличить объемы денежных поступлений от продажи алкоголя и пива. "Правительством поставлена задача на 2009 год увеличить продажи отечественного пива в полтора раза. В этой связи организации торговли должны усилить работу по увеличению объемов реализации и расширению ассортимента белорусского пива. С другой стороны, и белорусские пивоваренные компании должны активнее продвигать свою продукцию", — заявил на январской коллегии Минторга заместитель министра торговли Беларуси Михаил Свентицкий.

То есть, белорусов все равно будут провоцировать на покупку выпивки, несмотря на ограничение рекламы в СМИ и популистские Дни трезвости.

Как считает психолог Михаил Дернаковский, Дни трезвости, как и запрет на продажу спиртного в дни зарплат и аванса, введение которого инициирует УВД Минской области, "эффективная мера для предотвращения пиков правонарушений. После получения зарплат многие действительно бегут в магазины, чтобы купить в том числе и алкогольные напитки. Помню, что еще в советские времена на некоторых предприятиях зарплату специально выдавали в пятницу. Начальство рассчитывало, что хотя бы к понедельнику люди выйдут на работу в нормальном состоянии".

Поэтому такие запреты, "особенно для людей, склонных к злоупотреблению, будут ограничивающим фактором. А это предполагает снижение правонарушений, семейных скандалов, несчастных случаев. Если смотреть на ситуацию с этой точки зрения, то такую профилактику можно проводить. Но она не поможет вылечить от алкоголизма".

Действенной мерой по снижению уровня потребления алкоголя в целом специалисты считают пропаганду культуры потребления. Хотя и признают, что привить ее обществу достаточно сложно. Традицию пить в нашем человеке так просто не убьешь.

Некоторые видят выход в социальной рекламе. В Литве, например, периодически проводятся достаточно агрессивные рекламные акции против пьянства за рулем. К примеру, на одном из рекламных щитов изображен автомобиль, но вместо первых двух сидений — гробы. Подпись — "Зарезервировано для пьяных".

"В Беларуси я бы не делал ставку на социальную рекламу, — убежден гендиректор телерадиокомпании "Свой круг" Владислав Мурашкевич. — Есть социальная реклама, которая может заставить человека задуматься. Но в случае с алкоголем не думаю, что это даст какой-то эффект. Нужны другие превентивные меры".
-50%
-20%
-10%
-21%
-58%
-20%
-24%
-50%
-20%
-40%
-10%