Василий МАТВЕЕВ,

фотоОсенью 2006-го только ленивый не писал и не снимал о нелегалах-таксистах столицы. Коллективное обращение к министру внутренних дел страны. Широкий общественный резонанс. Последовавшие за этим рейды и громкие конфискации машин - в декабре того года нам всем казалось, что незаконному извозу в Минске пришел конец. Прошло два года, страсти поутихли. Как сейчас работается легальным "шашечкам"? Трудно ли отвоевать место на стоянке такси? Это мы и проверили.

Пятница, несколько минут до полуночи. Концертный зал "Минск". Именно сюда (так мы заранее условились) будут привозить сотрудников столичной налоговой инспекции водители-бомбилы. Чтобы у нарушителей не возникло желания поиграть в кошки-мышки, стоянку возле к/з замыкают два патруля ГАИ… Но водитель "Ситроена Ксантии", в который мы сели возле гостиницы "Турист", об этом пока не знает. Олег рассказывает о том, что после Нового года клиентов не очень много, доллар пошел вверх - расценки выросли… Мы на месте. Водитель просит за услугу 15 000. Кладет купюры в карман куртки и уже собирается распрощаться. Однако показанное удостоверение враз сгоняет улыбку с его лица: "Контрольная закупка, все банкноты меченные, двигатель пока можно заглушить". В базе налоговой Олега нет. Он попался впервые и потому отделывается письменным предупреждением. Обещает, что на стоянке такси мы его больше не увидим. Верится с трудом.

Наш номер два - Сергей на "Ауди А4" — вез инспекторов аж с перекрестка Якуба Коласа и Сурганова. Скрывать не стал: таксует уже три месяца, но попадается впервые. Предупреждение выдано - вторая встреча будет стоить минимум 10 базовых.

Старенькая "омега" приехала к к/з "Минск" с Ангарской. Однако свои 20 тысяч инженер первой категории Андрей Петрович, к сожалению, не получит: у него нет ни плафона такси, ни желтых номеров, ни лицензии. Он нелегал. И его счастье, что авто с такими номерами в черном списке нет. Точнее, не было…

"Максимус", универсам "Фрунзенский", метро "Восток", кинотеатр "Октябрь", железнодорожный вокзал, улица Лобанка, улица Машиностроителей в Чижовке, метро "Партизанская" — найти нелегального извозчика, как показали проверки, не составляет никакого труда. В любом районе ночного города.

На этом с подсадными утками закончено. В полтретьего утра мы начинаем объезд наиболее проблемных точек столицы. Притормаживаем возле стоянок такси и высчитываем пропорцию "легалы — нелегалы". В тот день в центре Минска картина выглядела так… У выхода из метро станции "Немига": один таксист - семеро нелегалов. Стоянка возле торгового дома "На Немиге": 8-3. Городской Вал: 5-1. Кинотеатр "Победа": 6 таксистов. Ресторан "Гудвин": вопросов нет. Стоянка такси близ спортцентра "Олимп" на площади Якуба Коласа: 1-1. Комаровский рынок: 7 таксистов. Филармония: 7-2. "Бронкс": нелегалов нет. "Белая Вежа": 9 таксистов - 3 нелегала. Гостиница "Беларусь": 4 таксиста. "Журавинка": 5-1…

— Нелегалы таксовали в Минске всегда. И говорить об этом явлении как о проблеме мы начали еще в 2003-м: тогда по базе проходило 1500 человек. В 2006-м после коллективного обращения столичных таксистов к Владимиру Наумову к рейдам активно подключились представители КГК, транспортной инспекции и ГАИ. Итог - 56 автомобилей, конфискованных по решению суда в доход государства. За два месяца 2007-го по той же статье лишились своих авто еще 12 минских нелегалов, — рассказывает "Р" Павел Коротков, главный государственный налоговый инспектор отдела оперативно-рейдовых проверок Минской городской инспекции по налогам и сборам. — Было все: и погони, и нападения на наших инспекторов, и угрозы расправы… Но нелегалы исчезли-таки с улиц города. Проблема была практически решена. Новый Административный кодекс, который вступил в силу 1 марта 2007-го, заметно смягчил наказание. Попался первый раз - предупреждение. Второй и последующие - штраф от 10 до 50 базовых. Исчезло главное - конфискация, и мы лишились действенного рычага. Нелегал теперь четко знает: машину все равно не отберут. А штраф он отобьет за два-три удачных дня работы.

Сегодняшняя картина выглядит тревожно. В официальной базе столичных налоговиков значится около 2000 водителей-нарушителей. Тех, чьи действия квалифицируются как занятие незаконной предпринимательской деятельностью (заметим, 20 процентов из них уже привлекались к ответственности два и более раза). Жалобы на работу этой братии поступают в налоговую постоянно: пассажиры возмущены грабительскими ценами, низким уровнем сервиса, грубостью и опасным вождением. Легальные таксисты систематически представляют в налоговую списки с конкретными номерами, марками автомобилей и графиком работы "конкурентов".

— Мы проводим рейды минимум четыре раза в неделю в разных районах города, так что большинство нелегалов знаем в лицо. Для 80 процентов из них это приработок. Для 10—15 - основной заработок. Оставшиеся пять - так, случайные люди, на которых первое предупреждение зачастую действует отрезвляюще. За это время общими усилиями удалось отвадить "серых" таксистов от автовокзалов и аэропортов. В остальном наиболее проблемные точки остались прежними: "Белая Вежа", "Вернисаж", торговый дом "Полесье", метро "Каменная Горка", "Восток", "Институт культуры", "Пушкинская" и еще два десятка городских объектов, — констатирует Павел Коротков. - Любопытно, что у коллег из многих европейских стран карательные меры куда более жесткие, чем были до марта 2007-го у нас. Попался на нелегальном извозе первый раз - заплатил 3000 евро. Второй - в три раза больше плюс обязательная конфискация транспортного средства. Поэтому и нелегалов там - раз-два и обчелся.

В ГАИ столицы не скрывают: ситуация в сравнении с 2006 годом ухудшилась.

— В 2007 году в официально обозначенных местах стоянки такси мы регистрировали 7053 нарушения. В прошедшем - 7700. Если переводить на простой язык, в Минске стало еще на несколько сотен нелегалов больше. Все, что можем сделать по своей линии, - оштрафовать нарушителя на 17 500 рублей за несоблюдение требований дорожных знаков. Но нередко бывает, за смену наши патрули задерживают одних и тех же водителей по три-четыре раза. До следующей встречи с инспектором ДПС нелегал все равно вернет себе сумму штрафа: машина-то остается при нем, — говорит Сергей Туркин, старший инспектор отдела дорожно-патрульной службы УГАИ Мингорисполкома. - Свои предложения по возврату к конфискации транспортных средств у нарушителей мы неоднократно направляли в столичную мэрию. Последнее - 22 декабря 2008 года. Но пока все остается без изменений…

Прямая речь

Игорь ВЕРХОВЕЦ, генеральный директор "Такси 107", председатель правления транспортной ассоциации "Столичное такси":

— После отмены конфискации ситуация изменилась в худшую сторону. Нелегалы почувствовали безнаказанность и совсем потеряли страх. Ездят без опознавательных знаков и наклеек - один плафон на крыше, и все. Бесцеремонно предлагают свои услуги возле гипермаркетов, ресторанов, ж/д вокзала… Не дала желаемого результата и система желтых номеров: увы, процедура их учета и изъятия должным образом не отработана по сей день. Много ума тут не надо: поработал полгода официально - и ушел в тень. Вот и получается, что нелегалы ездят по Минску с госномерами легального такси, не платя при этом ни рубля налогов в городскую казну. По самым скромным подсчетам, потери бюджета от такого извоза - около миллиона евро в год.
-25%
-20%
-10%
-10%
-20%
-20%
-20%
-10%
-20%
-12%
0066771