1. «Баявая сяброўка». Як украінка набыла танк, вызваляла на ім Беларусь ад фашыстаў і помсціла за мужа
  2. Один из лидеров минского «Динамо» покинул команду
  3. День Победы в Минске завершили концертом и фейерверком. Посмотрели, как это было
  4. «Всех разобрали, а я стою. Ну, думаю, теперь точно расстреляют». История остарбайтера Анны, которая потеряла в войну всех
  5. Эндокринолог — о том, почему сахарным диабетом болеет все больше людей
  6. Лаевский: Максиму Знаку предъявили окончательное обвинение. Его дело скоро передадут в суд
  7. Стрельба в школе в Казани: погибли 9 человек
  8. Пяць палацаў, якія можна купіць у Беларусі (ёсць і за нуль рублёў)
  9. Очереди в пункт вакцинации «Экспобела» были такие длинные, что ввели предварительную регистрацию
  10. Какую из вакцин от ковида, которыми прививают в Беларуси, одобрил ВОЗ? Главное о здоровье за неделю
  11. Арина Соболенко поднялась на рекордное четвертое место в рейтинге WTA
  12. Остаться одному после 67 лет брака. Поговорили с героем, чья история любви год назад восхитила читателей
  13. Сколько стоит новый кроссовер в Беларуси и у ближайших соседей. Сравнили цены — и вот результат
  14. «Мама горевала, что не дождалась Ивана». Спустя 80 лет семья узнала о судьбе брата, пропавшего в 1941-м
  15. Будет учтено «все происходящее в стране»: представитель ЕС рассказал, когда ждать четвертый пакет санкций
  16. Минздрав озвучил свежую статистику по коронавирусу в стране
  17. Эксперт поделился секретами, как легко и эффективно можно почистить газовую плиту
  18. Освободилась белорусская «рекордсменка» по «суткам» за протесты. Она отбыла в изоляторе 105 суток
  19. Декрет «о коллективном президенте». Объясняем, о чем он — коротко
  20. «Спасите семью от развода». Подборка самых необычных объявлений о продаже авто
  21. «Шахтер» обыграл БАТЭ благодаря шикарному голу Дарбо. Чемпионская интрига убита?
  22. Парень, который выжил. История 23-летнего Антона, который после ДТП 43 дня провел в коме и выкарабкался
  23. В Будславе горел знаменитый костел, повреждена часть крыши
  24. Как приготовить рассыпчатый рис? Шеф-повар делится своими секретами
  25. В Беларуси не хватает почти 84 тысяч работников. Какие кадры в дефиците
  26. Население Китая уже почти не растет, его вот-вот обгонит Индия
  27. Лукашенко: «Давайте прекратим это не нужное никому противостояние»
  28. «Заходишь в город, а там стоит плач и кругом сотни гробов». История 95-летнего ветерана ВОВ
  29. «Общество заточено на «откаты». Откровенный разговор с архитектором о строительстве частных домов
  30. В Индии люди, переболевшие COVID-19, начали заражаться редким «черным грибком»


Сергей САЦУК,

фотоНа этой неделе должен наконец завершиться дипломатический скандал вокруг двух самолетов ЯК-40, принадлежащих Министерству национальной обороны Польши. Как утверждают польские медиа, самолеты вот уже почти 10 месяцев незаконно удерживаются белорусской стороной на Минском авиаремонтном заводе.

Скандал возник практически на голом месте, и до сих пор никто точно не может сказать, чем он был вызван. Как удалось выяснить "Е", в июле 2007 года на Минский АРЗ поступили четыре правительственных польских ЯК-40. Заказчик - Министерство национальной обороны Польши - попросил белорусское предприятие провести модернизацию самолетов, в том числе установить новые высотомеры. Срок исполнения заказа был установлен декабрем 2007 года. Однако к этому времени были возвращены только два самолета. Оставшиеся два белорусская сторона отказалась отдавать. Почему? Вот тут-то и начинаются разночтения.

По одной версии, Министерство национальной обороны Польши выступило заказчиком не напрямую, а через одну коммерческую фирму. И якобы у представителя этой фирмы кто-то с белорусской стороны потребовал взятку за то, чтобы самолеты были возвращены в срок. Называется и сумма - 93 тыс. долларов. В противном случае вымогатель грозился задержать самолеты на неопределенный срок, что и произошло. Говорят даже, что представитель фирмы написал заявление в правоохранительные органы Беларуси. Кроме того, фирма проинформировала о ситуации Министерство национальной обороны Польши, после чего скандал вышел на дипломатический уровень. Польша официально потребовала от Беларуси объяснений. И тут уже начинается другая версия событий.

Согласно пояснению белорусской стороны, во время ремонта самолетов на Минском АРЗ произошла попытка установки несертифицированного оборудования - как раз тех самых высотомеров. Чтобы выяснить, откуда они взялись, завод направил документы на московское предприятие, которое единственное в мире производит данные элементы. Ответ россиян был однозначен: части с такими серийными номерами не их производства. Именно поэтому белорусская сторона и заявила, что самолеты должны остаться на заводе до полного выяснения всех обстоятельств дела. Кто и каким образом хотел установить на польские ЯК-40 несертифицированное оборудование, пока непонятно. К делу были подключены КГБ, Совет безопасности, а также Министерство иностранных дел, которое занялось дипломатическим урегулированием скандала.

Специальные посланники Министерства национальной обороны Польши, которые два месяца назад прибыли по этому вопросу в Минск, услышали в ответ, что получить самолеты можно будет лишь в середине октября. Такое решение вопроса польскую сторону не устроило. И скандал, который до этого проходил скрытно, без освещения в СМИ, вылез наружу.

Пока неясно, какая из двух версий развития событий наиболее правдива. Не исключено, что и первая, и вторая. Как сказал "Е" один из информированных о скандале источников, если на заводе возникли проблемы с сертификацией оборудования, почему же тогда первые два были отданы полякам в срок. Если белорусы заказывали высотомеры, то сразу для всех четырех самолетов. Вряд ли могло оказаться так, что в одной партии два высотомера были сертифицированы, а два - нет. Кроме того, непонятно, зачем нужно было держать самолеты у себя. Ведь можно было установить на них нужное оборудование и отдать полякам - это бы никак не помешало проведению разбирательства.

Впрочем, окончательную точку в этом вопросе поставит следствие. Как удалось выяснить "Е", на этой неделе Транспортная прокуратура должна вынести предварительное решение по разбирательству. Какая бы из двух версий не получила подтверждение, уголовное дело, скорее всего, будет возбуждено. Ведь и вымогательство взятки (если таковое имело место), и попытка установки на самолет несертифицированного оборудования (не говоря уже о его поставке неизвестно откуда) одинаково тянут на уголовную статью.

Комментарий по делу

Заместитель директора Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Владимир КОСТИН.

- Поясните, что за скандальная история произошла с польскими ЯК-40?

- Вопрос с этими самолетами уже решен. Фирма, которая была посредником между Польшей и заводом, купила детали, которые надо было установить, и завод в самое ближайшее время отдаст самолеты.

- В чем, собственно, была проблема?

- Там дело такое запутанное. Им занимались определенные органы. Мы пытались все выяснить, но нам сказали, чтобы мы не лезли. Там КГБ занимался и другие… Поэтому мы так до конца суть вопроса не знаем, но факт - то, что вопрос уже решен. Как мне объяснили представители завода, в течение недели самолеты уже должны улететь.
-20%
-40%
-10%
-15%
-10%
-40%
-11%
-40%
-10%
-15%
-20%
-5%
0069757