фотоОчередное падение воздушного судна предприятия "Гомельхимсервис" — всего их было пять — успело подзабыться. Ведь чрезвычайное происшествие, в котором один из пилотов травмировал позвоночник, случилось два месяца назад. Но ровно столько времени потребовалось специалистам, чтобы провести детальную техническую экспертизу и дать четкий ответ на главный вопрос: кто виноват — человек или машина?

В тот день на базе аэропорта "Гомельавиа" отряд открытого акционерного общества "Гомельхимсервис" проводил учебные полеты на сверхлегком самолете "Авиатика" МАИ-890 УСХ.

Готовились к весеннему сезону химической обработки полей в хозяйствах области, которой занимались в регионе последние четыре года. 42-летний пилот-инструктор за время учений 15 раз проделал маневр повышенной сложности — имитацию аварийной посадки с отключенным двигателем. Очередной, шестнадцатый по счету, "вираж" отрабатывал с 48-летним напарником. В процессе маневра самолет потерял поступательную скорость и стал опускаться, по выражению специалистов, подобно кленовому листу. При соприкосновении с полосой обломилось шасси: "Авиатика", рухнувшая на бок, ремонту не подлежит, второй пилот, повредивший позвоночник, до сих пор восстанавливается после травмы.

— В этом случае полетом полностью руководил инструктор, выступавший в роли наставника. Когда самолет заходил на посадку, пилот ошибся в расчетах: самолет оказался правее створа взлетно-посадочной полосы, — рассказывает прокурор Гомельской транспортной прокуратуры Сергей Емельяненко. — Следующая ошибка — не использовал возможность уйти на второй круг и таким образом избежать крушения. Можно это называть самонадеянностью, можно — человеческим фактором.

В техническом заключении департамента по авиации упоминается еще о нескольких просчетах летчика, но и первых двух было достаточно для возбуждения уголовного дела по статье "Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта".

В прокуратуре говорят, что в адрес "Гомельхимсервиса" планируют направить представление о необходимости улучшения качества подготовки летного состава. Но, по всей видимости, предприятию оно уже не понадобится. После апрельского падения самолеты "Гомельхимсервиса" больше не летают над полями области:

— Отряда нет. У предприятия отозвали лицензию, — сухо констатировал неприятный факт генеральный директор Вячеслав Атаманенко. — Возвращение к полетам для нас теперь — в очень далекой перспективе.

Мнение по поводу

Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома Андрей Андреенко:

— К сожалению, предприятие "Гомельхимсервис" не выдержало испытания на прочность. В настоящее время идет регистрация абсолютно новой организации, призванной оказывать услуги по воздушной химической обработке не только на Гомельщине, но и за ее пределами. На время вынужденной паузы эти вопросы нам помогает решать авиация МЧС. А на перспективу есть проект по созданию в регионе производства многоцелевых легких самолетов неаэродромного базирования, в том числе и для сельскохозяйственных целей. Он был представлен в мае на Гомельском инвестиционном форуме и, насколько мне известно, вызвал большой интерес у компании "Белавиа".

Виолетта ДРАЛЮК

Фото предоставлено пресс-службой Гомельского областного управления по чрезвычайным ситуациям.

{banner_819}{banner_825}
-10%
-20%
-20%
-27%
-47%
-20%
-10%