фото

Одиннадцатилетняя школа сохранит десятибалльную систему оценок, а абитуриентская кампания и впредь будет проходить в форме централизованного тестирования.

Сертификатам - высший балл

Основные параметры будущей школы - общая продолжительность обучения 11 лет, начало обучения с 6 лет, единая, без разделения на профили программа для общеобразовательных школ - участниками комиссии во главе с первым заместителем главы Администрации Президента Анатолием Рубиновым уже не обсуждаются.

Они внесены в проект декрета Президента Республики Беларусь, который, как предполагается, будет подписан в конце мая.

Десятибалльная система оценивания и централизованные испытания для абитуриентов оказались самыми бесспорными из нововведений последних лет.

- Мы считаем, что обе системы оценок эффективны. Поскольку ученики, учителя и родители привыкли к десятибалльной, предлагаем оставить ее неизменной, - выразил общую точку зрения Анатолий Рубинов.

Судьбу централизованного тестирования решали вузы: каждый из них ответил на вопрос, как повлияли централизованные испытания на уровень абитуриентов. Университеты и академии сошлись во мнении, что качество первокурсников скорее улучшилось, чем ухудшилось. А отбор стал более прозрачным, спокойным и справедливым.
Так же доброжелательно, как централизованное тестирование, общественное мнение восприняло разве что пятидневную учебную неделю.

Своим путем, но по единому расписанию

С пятидневкой, правда, получилось не все так прозрачно, как с тестированием.

Дело в том, что кроме лицеев и гимназий, которым разрешено давать большую, чем общеобразовательные школы, нагрузку, в стране появились школы с профильными, лицейскими, гимназическими классами. Противоречие между медицинскими нормами и желанием учителей дать своим школьникам как можно больше привело к перегрузке учащихся и вынудило педагогов искать уловки, чтобы нарастить количество уроков.

- Случалось и такое: приезжает комиссия Министерства образования в школу - видит на стене расписание уроков на пятидневную учебную неделю. Уезжает - директор, облегченно вздохнув, возвращает на прежнее место график шестидневки, - сказал Анатолий Рубинов. - Утрачивать разнородность школы нельзя, но добиваться ее за счет перегрузок учеников тоже нельзя. Поэтому мы и предлагаем одинаковую программу на пять учебных дней для всех школ. А изучать предмет углубленно можно факультативно, на добровольной основе. Пусть его ведут те же учителя по тем же книгам, которыми они пользовались в профильном классе. В таком случае возможности, которые предоставляла школа, останутся прежними, но каждый решит сам, пользоваться ими или нет.

Проведенные на факультативах и кружках часы в медицинских нормах не учитываются. Решать, чему посвящать личное время, - право каждого подростка и его семьи. Ограничения не уместны: если человек хочет заниматься, например, информатикой, он найдет нужный ему факультатив и в районном дворце молодежи.

Кружки и факультативы будут работать во второй половине дня, а для старшеклассников - еще и по субботам. Для школьников они будут бесплатными. А вот учителям эти часы будут оплачиваться так же, как основные. Разработанный Министерством образования типовой учебный план показывает, что обязательная нагрузка даже самому придирчивому гигиенисту не покажется запредельной.

Предполагается, что ученики 1-2-х классов будут заниматься 3-4 урока в день, ученики 3-7-х - 4-5 уроков, а подростки, начиная с 8-го класса - не больше 5-6 уроков. Обязательная учебная неделя в 1—2-м классе может состоять из 18 уроков, в 10—11-м - из 27. Но учебный год для всех, кроме учеников начальной школы, растянется до 20 июня.

Правда, типовой план на пятидневную учебную неделю не учитывает особенностей психологии белорусских родителей и учителей. Ведь многие педагоги - тайные "предметные шовинисты", считающие, что их уроки, факультативы и домашние задания самые важные. А большинство родителей не представляют будущего своих детей без высшего образования, поэтому настраивают их на использование всех возможностей для учебы.

Поэтому на вопрос, какой на самом деле окажется "добровольно-вынужденная" нагрузка учеников, сегодня не ответит ни один специалист.

Шагнуть сразу или не спешить?

Надо ли возвращаться к 11-летке так стремительно? Ведь предполагается, что жить по-новому школа начнет уже с сентября.

Самыми уязвимыми чувствуют себя ученики, которые занимаются в 10-м классе по программе 12-летки. Им придется окончить школу за год и выдержать самую многочисленную за пять лет абитуриентскую кампанию.

- Чтобы принять взвешенное решение, необходимо время, - считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович. - Надо дать возможность старшеклассникам завершить учебу по программе 12-летней школы.

- На 12-летнем сроке обучения не настаивают даже педагоги-практики, - не согласился Анатолий Рубинов.

Судя по почте Министерства образования, Администрации Президента и ведущих газет, педагоги обеспокоены пересмотром школьной программы. Один из последних разработанных Министерством образования вариантов предполагает сокращение количества уроков истории, пения, исчезновение предмета "Отечественная и мировая художественная культура", но увеличение количества часов на иностранный язык, физику, математику, химию, возвращение в школы черчения и обществоведения. Почта приносит много эмоций: один из авторов, например, в сокращении уроков истории увидел попытку "идеологической диверсии".

- При желании и увеличение количества уроков английского можно расценить как намерение готовить рабочую силу за рубеж, - заметила заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич.

Единый типовой учебный план подразумевает единые учебники и учебные пособия.

Трудный вопрос

С принятием решения о судьбе гимназических и лицейских классов участники комиссии решили не торопиться. Статус гимназий и лицеев имеют всего 9 процентов школ, но 45 процентов школ ввели гимназические и лицейские классы. Право гимназий учить одаренных детей на повышенном уровне никто не оспаривает. Но надо ли делить учеников одной и той же общеобразовательной школы на "гимназистов" и "обычных"?

Следующее заседание намечено на сегодняшний день. 

Прямая речь

Анатолий РУБИНОВ: Мы не ломаем, а приводим в систему

… причем эта система оптимальна и более демократична, потому что предоставляет ученикам больше возможностей выбора и воспитывает у них ответственность за свой выбор. А по качеству образования и количеству возможностей развития своих способностей никаких изменений нет.

- Каждой матери хочется, чтобы ее ребенок учил самые важные для него предметы на свежую голову, а не по субботам или после обеда

- Это матери кажется, что данные предметы самые важные. Ребенку можно натолкать в мозги все, что угодно, но зачем? Ученым он от этого все равно не станет, пусть лучше бегает, играет, занимается спортом. Профилизация в детском возрасте ничего не дает. В советское время учеными становились не выпускники спецшкол с физико-математическим уклоном, а провинциалы, жители отдаленных регионов. Дело ведь не в знаниях, а в фантазии, творческом начале, ассоциативном мышлении. Это родительская иллюзия, что можно с детства обеспечить ребенка багажом необходимых ему знаний. Гонка с самого раннего возраста никак не отражается на уровне квалификации специалиста. После окончания вуза никто не увидит разницы между выпускником престижной гимназии и малокомплектной деревенской школы.

- Но, чтобы окончить вуз, надо как минимум в него поступить!

- Поэтому мы ратуем за универсальную программу, которая некогда была в нашей школе. У ребенка была возможность проявить себя на дополнительных занятиях или в кружках. Но не это определяло его поступление в вуз: абитуриенту было достаточно программы. Если он отлично занимался в школе, то поступал. А сегодня уже непонятно, что такое программа, потому что один учился в обычном классе, другой - в профильном, третий изучал предмет углубленно, четвертый - с репетитором. Эта запутанная система никому не нужна. Нам необходима нормальная школа, которая готовит гражданина, вступающего в самостоятельную жизнь. То есть дает ему определенный уровень знаний, представлений и умений, воспитывает готовность выбирать себе профессию и дальнейший путь.

Ирина ДЕРГАЧ

-50%
-50%
-50%
-20%
-30%
-15%
-50%
-15%
0066814