1. «Перевернуть страницу» нельзя, психика так не работает". Психиатр, отсидевший «сутки», о том, что мы переживаем
  2. У меня в венах тромбы? Сосудистый хирург отвечает на шесть частых вопросов
  3. «200 гостей гуляли два дня». Как сложилась судьба новобрачных, которых искали читатели TUT.BY
  4. Жителя Минского района оштрафовали на 870 рублей за красно-белые жалюзи
  5. «Танцевала, показывая, что ей все сойдет с рук». В суде по делу о надписях на щитах выступил военнослужащий
  6. Авария на теплосетях в Московском районе Минска: жители без горячей воды и тепла, занятия в школах отменили
  7. «Около двух месяцев нигде не участвую». Борисовчанки утверждают: их судили за акции, где их не было
  8. Стали известны планы по строительству жилья на 2021 год. Что, где и сколько?
  9. «Пуля повредила мой спинной мозг». История тренера по кроссфиту на коляске
  10. Доценту из ПГУ после 15 суток ареста дали еще столько же. Оба раза — по 23.34
  11. Лукашенко о госинвестпрограмме: Удивляет потеря отдельными членами правительства реалий, в которых мы живем
  12. «Муж старше моей мамы на два года». История пары с большой разницей в возрасте
  13. Алимбекова заняла восьмое место в индивидуальной гонке на этапе КМ по биатлону
  14. Выросла на ферме и вышла замуж за парня, с которым встречалась 10 лет. Лучшая биатлонистка прямо сейчас
  15. Шахтеры, которые ушли в стачку, ответили на обещания «Беларуськалия» взять их обратно на работу
  16. Где жили и отдыхали руководители Беларуси до Лукашенко
  17. Пять лучших сериалов о сексе, от которых точно кайфанут зумеры
  18. «Лукашенко меня не обувал, чтобы я сейчас переобулась». Анжелика Агурбаш об отношении к ситуации в стране
  19. Лукашенко заинтересовался пеллетами для отопления домов. Что это и сколько стоит?
  20. Вспоминаем, как местные отстояли Грушевский сквер и какие проблемы остались сейчас
  21. ЕС: Санкции в отношении Беларуси пока не дали никакого эффекта
  22. «Даже по московским меркам это элитное жилье». «А-100» презентовала квартал у площади Победы
  23. Посмотрели, на сколько за год подорожал один и тот же набор товаров. Разница в цене удивляет
  24. Беларусь хотела повысить тариф на транзит российской нефти на 25%, но вышло гораздо меньше
  25. Видеоурок. Как выбраться даже из глубокого снега без буксира
  26. Заправки для электрокаров стали платными. Пользователи жалуются, но вовсе не на цены
  27. Взяли на тест Samsung Galaxy S21 Ultra и фотографировали на него весь вечер. Что получилось
  28. Совещание у Лукашенко и «дело Бабарико» в Верховном суде. Что происходит в Беларуси 21 января
  29. В Островце мужчину отправили в колонию за оскорбление Лукашенко и Караева в телеграм-чате
  30. В Москве задержан боец Алексей Кудин, ему грозит отправка в Беларусь и суд за августовские события


фото

Одиннадцатилетняя школа сохранит десятибалльную систему оценок, а абитуриентская кампания и впредь будет проходить в форме централизованного тестирования.

Сертификатам - высший балл

Основные параметры будущей школы - общая продолжительность обучения 11 лет, начало обучения с 6 лет, единая, без разделения на профили программа для общеобразовательных школ - участниками комиссии во главе с первым заместителем главы Администрации Президента Анатолием Рубиновым уже не обсуждаются.

Они внесены в проект декрета Президента Республики Беларусь, который, как предполагается, будет подписан в конце мая.

Десятибалльная система оценивания и централизованные испытания для абитуриентов оказались самыми бесспорными из нововведений последних лет.

- Мы считаем, что обе системы оценок эффективны. Поскольку ученики, учителя и родители привыкли к десятибалльной, предлагаем оставить ее неизменной, - выразил общую точку зрения Анатолий Рубинов.

Судьбу централизованного тестирования решали вузы: каждый из них ответил на вопрос, как повлияли централизованные испытания на уровень абитуриентов. Университеты и академии сошлись во мнении, что качество первокурсников скорее улучшилось, чем ухудшилось. А отбор стал более прозрачным, спокойным и справедливым.
Так же доброжелательно, как централизованное тестирование, общественное мнение восприняло разве что пятидневную учебную неделю.

Своим путем, но по единому расписанию

С пятидневкой, правда, получилось не все так прозрачно, как с тестированием.

Дело в том, что кроме лицеев и гимназий, которым разрешено давать большую, чем общеобразовательные школы, нагрузку, в стране появились школы с профильными, лицейскими, гимназическими классами. Противоречие между медицинскими нормами и желанием учителей дать своим школьникам как можно больше привело к перегрузке учащихся и вынудило педагогов искать уловки, чтобы нарастить количество уроков.

- Случалось и такое: приезжает комиссия Министерства образования в школу - видит на стене расписание уроков на пятидневную учебную неделю. Уезжает - директор, облегченно вздохнув, возвращает на прежнее место график шестидневки, - сказал Анатолий Рубинов. - Утрачивать разнородность школы нельзя, но добиваться ее за счет перегрузок учеников тоже нельзя. Поэтому мы и предлагаем одинаковую программу на пять учебных дней для всех школ. А изучать предмет углубленно можно факультативно, на добровольной основе. Пусть его ведут те же учителя по тем же книгам, которыми они пользовались в профильном классе. В таком случае возможности, которые предоставляла школа, останутся прежними, но каждый решит сам, пользоваться ими или нет.

Проведенные на факультативах и кружках часы в медицинских нормах не учитываются. Решать, чему посвящать личное время, - право каждого подростка и его семьи. Ограничения не уместны: если человек хочет заниматься, например, информатикой, он найдет нужный ему факультатив и в районном дворце молодежи.

Кружки и факультативы будут работать во второй половине дня, а для старшеклассников - еще и по субботам. Для школьников они будут бесплатными. А вот учителям эти часы будут оплачиваться так же, как основные. Разработанный Министерством образования типовой учебный план показывает, что обязательная нагрузка даже самому придирчивому гигиенисту не покажется запредельной.

Предполагается, что ученики 1-2-х классов будут заниматься 3-4 урока в день, ученики 3-7-х - 4-5 уроков, а подростки, начиная с 8-го класса - не больше 5-6 уроков. Обязательная учебная неделя в 1—2-м классе может состоять из 18 уроков, в 10—11-м - из 27. Но учебный год для всех, кроме учеников начальной школы, растянется до 20 июня.

Правда, типовой план на пятидневную учебную неделю не учитывает особенностей психологии белорусских родителей и учителей. Ведь многие педагоги - тайные "предметные шовинисты", считающие, что их уроки, факультативы и домашние задания самые важные. А большинство родителей не представляют будущего своих детей без высшего образования, поэтому настраивают их на использование всех возможностей для учебы.

Поэтому на вопрос, какой на самом деле окажется "добровольно-вынужденная" нагрузка учеников, сегодня не ответит ни один специалист.

Шагнуть сразу или не спешить?

Надо ли возвращаться к 11-летке так стремительно? Ведь предполагается, что жить по-новому школа начнет уже с сентября.

Самыми уязвимыми чувствуют себя ученики, которые занимаются в 10-м классе по программе 12-летки. Им придется окончить школу за год и выдержать самую многочисленную за пять лет абитуриентскую кампанию.

- Чтобы принять взвешенное решение, необходимо время, - считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир Зданович. - Надо дать возможность старшеклассникам завершить учебу по программе 12-летней школы.

- На 12-летнем сроке обучения не настаивают даже педагоги-практики, - не согласился Анатолий Рубинов.

Судя по почте Министерства образования, Администрации Президента и ведущих газет, педагоги обеспокоены пересмотром школьной программы. Один из последних разработанных Министерством образования вариантов предполагает сокращение количества уроков истории, пения, исчезновение предмета "Отечественная и мировая художественная культура", но увеличение количества часов на иностранный язык, физику, математику, химию, возвращение в школы черчения и обществоведения. Почта приносит много эмоций: один из авторов, например, в сокращении уроков истории увидел попытку "идеологической диверсии".

- При желании и увеличение количества уроков английского можно расценить как намерение готовить рабочую силу за рубеж, - заметила заместитель главы Администрации Президента Наталья Петкевич.

Единый типовой учебный план подразумевает единые учебники и учебные пособия.

Трудный вопрос

С принятием решения о судьбе гимназических и лицейских классов участники комиссии решили не торопиться. Статус гимназий и лицеев имеют всего 9 процентов школ, но 45 процентов школ ввели гимназические и лицейские классы. Право гимназий учить одаренных детей на повышенном уровне никто не оспаривает. Но надо ли делить учеников одной и той же общеобразовательной школы на "гимназистов" и "обычных"?

Следующее заседание намечено на сегодняшний день. 

Прямая речь

Анатолий РУБИНОВ: Мы не ломаем, а приводим в систему

… причем эта система оптимальна и более демократична, потому что предоставляет ученикам больше возможностей выбора и воспитывает у них ответственность за свой выбор. А по качеству образования и количеству возможностей развития своих способностей никаких изменений нет.

- Каждой матери хочется, чтобы ее ребенок учил самые важные для него предметы на свежую голову, а не по субботам или после обеда

- Это матери кажется, что данные предметы самые важные. Ребенку можно натолкать в мозги все, что угодно, но зачем? Ученым он от этого все равно не станет, пусть лучше бегает, играет, занимается спортом. Профилизация в детском возрасте ничего не дает. В советское время учеными становились не выпускники спецшкол с физико-математическим уклоном, а провинциалы, жители отдаленных регионов. Дело ведь не в знаниях, а в фантазии, творческом начале, ассоциативном мышлении. Это родительская иллюзия, что можно с детства обеспечить ребенка багажом необходимых ему знаний. Гонка с самого раннего возраста никак не отражается на уровне квалификации специалиста. После окончания вуза никто не увидит разницы между выпускником престижной гимназии и малокомплектной деревенской школы.

- Но, чтобы окончить вуз, надо как минимум в него поступить!

- Поэтому мы ратуем за универсальную программу, которая некогда была в нашей школе. У ребенка была возможность проявить себя на дополнительных занятиях или в кружках. Но не это определяло его поступление в вуз: абитуриенту было достаточно программы. Если он отлично занимался в школе, то поступал. А сегодня уже непонятно, что такое программа, потому что один учился в обычном классе, другой - в профильном, третий изучал предмет углубленно, четвертый - с репетитором. Эта запутанная система никому не нужна. Нам необходима нормальная школа, которая готовит гражданина, вступающего в самостоятельную жизнь. То есть дает ему определенный уровень знаний, представлений и умений, воспитывает готовность выбирать себе профессию и дальнейший путь.

Ирина ДЕРГАЧ

-50%
-20%
-11%
-10%
-30%
-35%
0071674