Главное
Минск
Эксклюзив
Деньги и власть
В мире
Кругозор
Происшествия
Финансы
Недвижимость
Спорт
Авто
Леди
42
Ваш дом
Афиша
Ребёнок.BY
Про бизнес.
TAM.BY
Новости компаний

Программы и проекты TUT.BY
  • Архив новостей
  • Архив новостей
    ПНВТСРЧТПТСБВС
    303112345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272812345
  • Популярное

Общество


Контролеры слились

На этой неделе президент Беларуси подписал указ о превращении Госкомитета финансовых расследований в департамент, входящий в Комитет госконтроля. Слияние двух государственных ведомств, обладающих правами контроля - факт отрадный. На засилье проверок представители мелкого и среднего бизнеса в Беларуси давно жаловались. Тем более что известно: структура, осуществляющая финансовые расследования в Беларуси, обладает собственной сетью служб на областном и районном уровне. Может, теперь число контролеров немного сократится.

Не исключено, что белорусский опыт организации новых форм контроля за бизнесом будет использован и в России. У нас также на днях сформирован Комитет по финансовому мониторингу. Только подчиняется он не другим контрольным ведомствам, а Министерству финансов.

Какая версия лучше: российская или белорусская?

Как известно, причиной возбуждения у нас ряда антикоррупционных дел, связанных с высшим чиновничеством, были расследования Счетной палаты. Это орган от исполнительной власти независимый, формирует его парламент. Упрекнуть Счетную палату в предвзятости трудно. А как будет действовать служба, получающая конфиденциальную финансовую информацию и призванная бороться с отмыванием незаконных доходов, но - пусть и формально - входящая в главное финансовое ведомство, пока непонятно. Налицо некоторое смешение жанров. Министерство финансов только по природе своей, по задачам заинтересовано во вполне осязаемых результатах деятельности финансовой разведки. Контрольные же функции - дело законодателей.

С другой стороны, и белорусская версия далека от идеала. Мощная структура государственного контроля, как и многие другие ключевые административные органы, подчинена непосредственно президенту. Мне уже приходилось отмечать, что перегруженность полномочиями одной из ветвей власти неизбежно ведет к утрате контроля, к стихийному перетеканию этой самой власти в руки аппарата. С чем же связаны такие перекосы? Чаще всего, с субъективными причинами. Утратой доверия к тем или иным государственным институтам. Боязнью их чрезмерного разрастания. Попыткой применения временных схем в процессе государственного реформирования. Однако вполне понятно, к чему они могут привести.

Администрирование и реформы

В России, учитывая повышенную прокурорскую активность, сейчас рядом экспертов ненавязчиво внедряется идея об отмене всяческих реформ. С точки зрения оппонентов Кремля, силовым преследованием, сменой лиц на ключевых постах во главе министерств и ведомств подменяются настоящие преобразования. По этой логике и экономическая разведка нужна, чтобы найти управу на остатки "чужих" олигархов, а потом заменить их на "своих". Подобных же упреков, надо думать, дождется и белорусский лидер.

Понятно, что в своей реформаторской деятельности российский президент руководствуется, в том числе, консолидаторскими задачами. Он озабочен тем, чтобы не навредить экономике, не противопоставить друг другу ветви власти, не столкнуть вновь лбами политические силы. Но надо же и действовать. Естественно, что любые его решительные действия вызывают волны оппозиционной критики, а законодательные несовершенства создают почву для упреков в беззаконии.

Так происходило в самом начале выстраивания управленческой вертикали. Так происходит и сейчас, когда начинается судебная реформа. Тем важнее просчитывать возможную общественную реакцию на возникновение новых контрольных структур. Когда же их полномочия не разъяснены, потенциал прочих "контролеров" полностью еще не реализован, а список преследуемых и наказанных ширится, выводы, делаемые оппонентами звучат слишком уж убедительно.

Белорусское наступление

Часть своего выступления во вторник на совещании областного актива в Гродно президент Александр Лукашенко посвятил борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. В частности, он сообщил, что за совершение таких преступлений привлечены к уголовной ответственности начальник Гродненской региональной таможни Виктор Прокопчик, проректор Гродненского университета имени Янки Купалы Леонид Кивач, заведующий кафедрой местного медицинского университета Казимир Конколь, ряд других руководителей и специалистов. Всего в текущем году в области выявлено 55 преступлений с признаками коррупции.

Напомню также, что в российской прессе широко обсуждалось недавнее яркое выступление Александра Лукашенко, задушевно поведавшего общественности о том, как ему удалось запугать отдельных лидеров преступного мира и как успешно этот мир проголосовал за "батьку". Демонстрация силы, без сомнения, эффектный для публичного политика жест. Но одними демонстрациями, одними жестами компенсировать недостатки правовой системы невозможно.

Если уж заниматься оптимизацией силового инструментария или пользоваться былым советским опытом государственного строительства, наверное, нельзя забывать, сколь неэффективными часто оказывались многочисленные сверхбюрократические контрольные структуры, медленно изнутри разъедавшиеся коммунистической аппаратной коррупцией. Альтернативы правовому, законодательному контролю даже тогда, при всей мощи КПСС, выдумать не удалось. А значит, все жесткие и сверхжесткие проверки и перепроверки, чистки и подчистки не смогли защитить государство от разложения. Эти обстоятельства не должны упускать из виду и новые контролеры.

www.sinfo.ru